Основы управления персоналом Представление дисциплины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление персоналом Представление дисциплины. 2 Общие сведения по дисциплине Название: Гендерные аспекты управления персоналом Читается для специальностей:государственное.
Advertisements

Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
1 Основы управления персоналом Факультет бизнеса и экономики Автор-составитель: О.П. Ходенкова ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Направление «Управление персоналом». Подготовка специалистов ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра психологии.
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Теория экономических информационных систем Представление дисциплины.
Предлагаем Вашему вниманию книжную выставку: «Эффективность менеджмента». На выставке представлены книги, в которых рассматриваются базовые концепции менеджмента.
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Управление персоналом»
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Философия и концепция управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 3.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Основы менеджмента Представление дисциплины. 2 Общие сведения по дисциплине Дисциплина «Основы менеджмента» читается для учащихся в целях Формирования.
Менеджмент и менеджер
Транксрипт:

Основы управления персоналом Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Название: Основы управления персоналом Читается для специальностей: управление персоналом Важность изучения дисциплины Потребность в специалистах, обладающих современными глубокими знаниями в области управления персоналом, особенно велика в системе управления отечественной экономикой, где происходят существенные изменения в управлении организацией в целом и системе управления персоналом в особенности. Основную нагрузку в реализации этих изменений несут специалисты по управлению персоналом. Поэтому именно от того, насколько полно и прочно они будут располагать такими знаниями и умело и эффективно применять их на практике зависит то, как организации адаптируются к условиям и требованиям рынка и как они достигнут поставленные перед собой цели. Сфера профессионального использования: управленческая деятельность на предприятиях и организациях, предпринимательская деятельность, бизнес, различные отрасли экономики, учреждения службы занятости, консалтинговые и рекрутинговые организации.

3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению актуальных проблем управления персоналом на предприятиях и в организациях. Как область научного знания и практической деятельности, данный курс имеет междисциплинарный характер. В нем рассматриваются вопросы, имеющие первостепенное значение для специалистов в области управления персоналом и управления организацией в широком смысле слова: теория управления человеческими ресурсами, методология управления персоналом и формирования системы управления персоналом организации, технология управления персоналом и его развитием. Кроме того, изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории поведения человека в организации и взаимодействия работников в коллективе. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и высвобождения персонала. Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, управление поведением личности, методов управления персоналом, оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики, систем оплаты труда. Важность этого курса для обучения квалификации менеджеров обусловлена его практической направленностью.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является освоение студентами основных знаний о механизме управления персоналом организации в складывающихся условиях рыночной экономики.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов: общая психология, психология личности, социальная психология, психология и социология управления, социология, менеджмент, теория управления, экономическая теория. В то же время дисциплина является одной из базовых для дисциплин: экономика и социология труда, кадровый аудит, оценка персонала, информационные технологии управления, управленческие решения, инновационный менеджмент, управление социальным развитием организации и др.

6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание теоретических основ по базовым дисциплинам: экономическая теория, психология, социология, история экономических учений, которые читаются в предыдущих семестрах.

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о теоретических основах, закономерностях и принципах управления персоналом; понимать сложную природу социальных явлений в организации, их связь с другими явлениями, происходящими в организации. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: о принципах и закономерностях функционирования организации, включая переходные процессы; о механизмах принятия и реализации управленческих решений; В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: выявлять проблемы социально-психологического и экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам управления персоналом; разрабатывать и обосновывать варианты эффективных управленческих решений; оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, инновационной и др.) поведение персонала, тенденции развития персонала в сфере его профессиональной деятельности.

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Методология управления персоналом. Тема 2. Методы управления персоналом. Тема 3. Персонал как объект управления. Тема 4. Технология работы с персоналом организации. Тема 5. Личность руководителя как субъект управления организацией. Тема 6. Управление поведением персонала организации. Тема 7. Организационная культура как основа управления персоналом. Тема 8. Показатели численности, состава и движения рабочей силы. Тема 9. Показатели использования трудовых ресурсов. Тема 10. Планирование работы с персоналом. Тема 11. Планирование показателей по труду. Тема 12. Маркетинг персонала. Тема 13. Оплата труда персонала. Тема 14. Оценка результатов деятельности персонала организации. Тема 15. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.

9 Тема 1. Методология управления персоналом Первая тема целиком посвящена рассмотрению основных характеристик управленческой деятельности. Описана история развития управления персоналом. Представлены для изучения вопросы: методологии управления персоналом; философии управления персоналом; анализ концепций управления персоналом; закономерности и принципы управления персоналом; методы построения системы управления персоналом.

10 Тема 2. Методы управления персоналом В данной теме Вы познакомитесь с понятием метода в науке, классификацией методов управления персоналом. Административные методы: их роль в управленческой деятельности. Экономические методы: их роль в управленческой деятельности. Социологические методы: их роль в управленческой деятельности. Психологические методы: их роль в управленческой деятельности.

11 Тема 3. Персонал как объект управления. Данная тема курса знакомит с рынком трудовых ресурсов и основными его характеристиками. Представлено понятие «персонал» как разновидность трудовых ресурсов. Дано определение этому понятию, описываются основные характеристики персонала: численность и структура. Раскрывается смысл численности и структуры персонала (виды, факторы влияния). Представлена классификация персонала по категориям. Раскрыты основные характеристики производственного персонала и управленческого персонала. Выделены отличительные особенности руководителей и специалистов. Перечислены основные подсистемы работы с персоналом.

12 Тема 4. Технология работы с персоналом. В данной теме можно познакомиться с основными видами работы с персоналом организации: найм, оценка и отбор персонала; подбор и расстановка персонала, деловая оценка персонала, профориентация, адаптация и обучение персонала, увольнение и высвобождение персонала. В каждом виде работ выделены особенности, описаны проблемы и пути их решения.

13 Тема 5. Личность руководителя как субъект управления. Эффективность управленческой деятельности зависит от многих факторов. Среди них особое место занимают личностные особенности руководителей. К их числу относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность. Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

14 Тема 6. Управление поведением персонала организации. Для управления персоналом организации необходимы различные знания. Определяющими являются знания о категории «поведение». Поведение реализуется в стратегиях поведения. Среди наиболее значимых стратегий поведения выделяют: «психологические защиты», «копинг-поведение», «конструктивные – неконструктивные» и др. Поведение является функцией взаимодействия личности и ситуации, оно обуславливает развитие и проявление отношений между людьми, в частности, деловых отношений. Успешность деловых отношений зависит от выполнения людьми этических норм и правил. Этические нормы поведения представлены профессиональной этикой, управленческой этикой, служебным этикетом. Деловые отношения реализуются в различных формах делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, деловое выступление. В поведении можно выделять две функции: регулятивную и побудительную. Побудительная сторона поведения связана с мотивацией и ее составляющими: потребностями, мотивами, целями. С мотивацией связана мотивированность трудовой деятельности. Разработка средств мотивированности имеет свою историю: начиная с «кнута и пряника» и заканчивая психологическими нюансами человеческих отношений. Основные идеи мотивированности представлены в содержательных и процессуальных психологических теориях мотивации. Управление персоналом организации предполагает управление конфликтами, которые возникают в результате противоречий, складывающихся в социальных отношениях. К основным технологиям управления конфликтами относят: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов.

15 Тема 7. Организационная культура как основа управления. В данной теме основное внимание было уделено изучению понятия «организационная культура». Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации. Организационная культура - один из важнейших факторов эффективности организации. На формирование, ее содержания и отдельных параметров оказывают влияние факторы внешнего и внутреннего окружения. Для поддержания культуры в организации использую ряд средств. Среди которых можно выделить: лозунги, истории, легенды, мифы и обряды; внешние и статусные символы; поведение руководства; кадровая политика и др.

16 Тема 8. Показатели численности, состава и движения рабочей силы Цели изучения темы – получить представление о структуре и составе работников на предприятии и их динамике. Содержание темы: 1. Значение фактора трудовых ресурсов в производственной деятельности. 2. Анализ обеспеченности кадрами. 3. Списочный и явочный состав работающих. Среднесписочная численность персонала.

17 Тема 9. Показатели использования трудовых ресурсов Цель изучения темы – получить представление о показателях использования трудовых ресурсов на предприятии. Содержание темы: 1. Анализ использования рабочего времени. 2. Характеристика производительности труда. 3. Фонд оплаты труда, его состав и структура.

18 Тема 10. Планирование работы с персоналом Цель изучения темы – получить представление о содержании процесса планирования работы с персоналом и его видах. Содержание темы: 1. Сущность кадрового планирования. 2. Кадровый контроллинг и кадровое планирование. 3. Оперативный план работы с персоналом.

19 Тема 11. Планирование показателей по труду Цель изучения темы – получить представление о методах планирования основных трудовых показателей на предприятии. Содержание темы: 1. Основные принципы планирования показателей по труду. 2. Планирование производительности труда. 3. Планирование потребности в персонале.

20 Тема 12 Маркетинг персонала Цель изучения темы – получить представление о сущности маркетинга персонала, его назначении, видах, уровнях. Содержание темы: 1. Факторы формирования технологий маркетинга персонала. 2. Сущность, принципы и функции маркетинга персонала. 3. Уровни маркетинга персонала.

21 Тема 13. Оплата труда персонала Цели изучения темы – получить представление об основах организации оплаты труда. Содержание темы: 1. Основы организации оплаты труда. 2. Тарифная система оплаты труда. 3. Формы и системы оплаты труда.

22 Тема 14. Оценка результатов деятельности персонала организации Цель изучения темы – получить представление о показателях оценки результатов работы организации, подразделения, работника; о видах затрат на персонал. Содержание темы: 1. Анализ и описание работы и рабочего места. 2. Учет и анализ затрат на рабочую силу. 3. Показатели результативности работы организации, отдельного подразделения. 4. Показатели результативности работы отдельного работника.

23 Тема 15. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом Цель изучения темы – получить представление о показателях оценки экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. Содержание темы: 1. Порядок расчета экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. 2. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. 3. Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. 4. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом. 5. Аудит персонала.

24 Лабораторный практикум Лабораторная работа 1 (по теме 2). Методы управления персоналом. Практикум (семинарский) 1 (по теме 1). Методология управления персоналом. Практикум (семинарский) 2 (по теме 2). Методы управления персоналом. Практикум (семинарский) 3 (по теме 3). Персонал как объект управления. Практикум (семинарский) 4 (по теме 4). Технология работы с персоналом. Практикум (семинарский) 5 (по теме 5). Личность руководителя как субъект управления организацией. Практикум (семинарский) 6 (по теме 6). Управление поведением персонала организации. Практикум (семинарский) 7 (по теме 7). Организация как основа управления персоналом. Практикум (семинарский) 1 (по теме 8). Показатели численности, состава и движения рабочей силы. Практикум (семинарский) 1 (по теме 9). Показатели использования трудовых ресурсов. Практикум (семинарский) 1 (по теме 10). Планирование работы с персоналом. Практикум (семинарский) 1 (по теме 11). Планирование показателей по труду. Практикум (семинарский) 1 (по теме 12). Маркетинг персонала. Практикум (семинарский) 1 (по теме 13). Оплата труда персонала. Практикум (семинарский) 1 (по теме 14). Оценка результатов деятельности персонала организации. Практикум (семинарский) 1 (по теме 15). Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.

25 Контрольные мероприятия Текущий контроль Для правильного объяснения поведения людей необходимо: а. знать их психическую жизнь; б. управлять их поведением; в. понимать влияние на них окружающей среды; г. уметь наблюдать внешнее проявление их психики; д. правильно истолковывать это проявление. (правильные ответы: а, в, г, д) Трудовой коллектив – это группа людей, которая: а. занята устойчивой и общественно полезной деятельностью; б. является случайным скоплением людей; в. предполагает наличие организации и управления; г. создана для реализации комплекса производственных целей; д. занимается чем-то неблаговидным. (правильные ответы: а, в, г, ) Итоговый контроль Руководитель – это лицо, которое: а. определяет, что делать, как делать и несет за это ответственность; б. наделено полномочиями принимать управленческие решения; в. точно воспроизводит предписание вышестоящих руководителей; г. ставит подчиненным задачи и ведет контроль за их исполнением; д. организует работу своих подчиненных. (правильные ответы: а, б, в, г, д)

26 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. Гендер – обозначение пола как социально-культурного конструкта, социальный аспект отношения полов. 2. Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин. 3. Переговоры - процесс обмена мнениями с целью достижения соглашения по определенной проблеме. 4. Персонал - все работники, выполняющие производственные или управленческие операции. 5. Планирование служебной карьеры - научное обоснование рационального срока занятия должности. 6. Повышение квалификации - обеспечение соответствия знаний и умений современному уровню организации производства и управления. 7. Подбор персонала - формирование резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест. 8. Психологические методы - способы воздействия на поведение работников с помощью психологических средств. 9. Фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.

27 Список литературы Основная Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства.- Оренбург: Изд- во ОГУ, Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, с. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб.: Питер, Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, с. Кибанов А.Я. Формирование системы управления персоналом. М.: ГАУ, Психология менеджмента. Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, – 639 с. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, – 416 с.

28 Список литературы Дополнительная Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. - М,: Дело, с. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М., с. Красовкий Ю.Д. Организационное поведение.М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 511 с. Машков В.Н. Психология управления. М., – 197 с. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для студентов высших и средних спец. учебных заведений. М., с. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М., – 230 с. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, с.

29 Сведения об авторе ФИО: Шукчус Любовь Витаутасовна Место работы: БелГУ, факультет управления и предпринимательства Ученая степень: кандидат психологических наук Ученое звание: доцент Должность: доцент Кафедра: управления персоналом Контактная информация: Адрес: ул. Победы, 85. Рабочий телефон:

30 Сведения об авторе ФИО: Федирко Любовь Анатольевна Место работы: кафедра управления персоналом Должность: ассистент Контактная информация: Адрес: БелГУ, корпус 13. каб Рабочий телефон , l:

31