1 Лекция 7 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2 Исследования результатов образования учащихся 60% затрудняются в анализе текстов 70% не могут провести оценку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Advertisements

Современные образовательные технологии. Педагогическая система Содержание Организация: - виды - формы Цель Деятельность - технологии Деятельность Результат.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
«Современные образовательные технологии в образовательном процессе по иностранным языкам» (из опыта работы учителей ИЯ МОУ СОШ 133)
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
Понятие «технология». Признаки и виды технологий Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.
Образовательные технологии в школе. Сущностная характеристика образовательной технологии Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс, как одно из направлений методической работы преподавателя Подготовлено Голубевой О.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Педагогический совет 3 по теме «Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе» г.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Транксрипт:

1 Лекция 7 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2 Исследования результатов образования учащихся 60% затрудняются в анализе текстов 70% не могут провести оценку социальных фактов и явлений 51% не могут создать речевое высказывание

3 Исследования результатов образования Учащиеся способны воспроизводить факты, но не умеют обобщать, систематизировать, прогнозировать результат, выделять закономерности, определять причинно- следственные связи

4 Исследования результатов образования учащихся Timss Российские школьники хуже решают задачи, ТРЕБУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ Pisa 83 место в рейтинге по ПОНИМАНИЮ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ПОИСКУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТРОЕНИЮ КОММУНИКАЦИЙ

преподаватели высших учебных заведений в большинстве своем не имеют специального педагогического образования, особенно в вузах технического и экономико- управленческого профиля это приводит к полной стихийности выбора и несоответствию образовательных технологий современным требованиям жизни это сказывается на качестве подготовки выпускников и скорости их адаптации к изменениям окружающей среды, то есть на их конкурентоспособности на рынке труда Состояние системы профессионального образования в России

Система высшего профессионального образования интенсивный процесс содержательного и организационно- управленческого реформирования отток значительного числа преподавательских кадров, их старение, а также разрушение обязательной системы повышения их квалификации Разработка и внедрение новых технологий обучения, в основе которой лежат гуманистические ценности, свободное развитие личности

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; грамотно работать с информацией; самостоятельно критически мыслить; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Чему учить? Как учить? Зачем учить? Как учить результативно?

Исторически понятие технология возникло в связи с техническим прогрессом и есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. techne – искусство, ремесло, наука logos – понятие, учение Технология

Промышленная технология представляет собой определенный способ производства какого-либо продукта, построенный на использовании технических или любых других средств производства под управлением человека. Технологией обучения определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Случайный опыт Ремесло Технология

ТЕХНОЛОГИИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности следования одного процесса за другим влекут за собой снижение результативности или полную остановку процесса переработки. в социальных технологиях строгая последовательность не обязательна; предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно; огромную роль играет обратная связь. Общее: дают продукт с заданными свойствами, ключевым звеном является детальное определение конечного результата и точное достижение его.

1 частная методика по достижению отдельно поставленной цели 2 педагогическая система в целом 3 оптимальный способ для достижения заданной цели, как некий алгоритм

13 В первоначальном смысле термин «педагогическая технология» означал: использование в педагогических целях технических достижений в области коммуникаций (аудиовизуальные устройства, телевидение, компьютеры и др.). В новом и более широком смысле педагогическая технология это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

15 концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование); цели обучения (планируемые результаты обучения); содержание обучения; средства диагностики текущего состояния учащихся; критерии выбора оптимальных моделей для данных условий; набор моделей обучения (методы и формы деятельности учащихся и учителя). Структура педагогической технологии:

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Определения педагогических технологий Педагогические технологии - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. (Педагогический словарь) Педагогические технологии - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. (С.И. Ожегов) Педагогические технологии - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций. (Т.И. Пальчевский). Педагогические технологии - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса. (М.И. Цветков) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством конкретной деятельности при использовании различных методов, средств, способов

Педагогическая технология Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков система совокупности знаний, умений, навыков, методов и способов деятельности алгоритм, научная разработка решения каких-либо задач

19 Направленность на решение определенной педагогической задачи. Логичность и последовательность Простота и доступность Соблюдение условий технологической цепочки (сохранение здоровья педагогов и учащихся, предупреждение перегрузок, стрессов, обеспечение благоприятного психологического климата) Педагогическая поддержка учащихся Развивающий характер Возможность индивидуального «образовательного маршрута» Требования к педагогическим технологиям:

Выбор педагогической технологи Классификации технологий Характеристики технологий Критерии выбора технологий Модель выбора педагогической технологии

Структура педагогической технологии концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование); цели обучения, планируемые результаты обучения; содержание обучения; средства диагностики текущего состояния учащихся; критерии выбора оптимальных моделей для данных условий; набор моделей обучения 21

Признаки педагогической технологии концептуальность (опора на определенную педагогическую концепцию) системность (логичность, целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех частей) оптимальность (экономичность: оптимальность по энергозатратам, поиск резерва учебного времени) воспроизводимость и гарантированность результатов визуализация управляемость и возможность коррекции наличие обратной связи в системе обучающий-обучающийся; инновационность 22

Функции педагогических технологий гуманистическая, развивающая функция предусматривает реализацию обра­ зовательных целей учебного процесса методологическая функция выражает общую стратегическую направлен­ность модели обучения функция проектирования и конструирования позволяет запланировать об­разовательные ситуации 23

Параметры взаимодействия педагога и учащегося сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие уровень культурного и возрастного развития эмоционально- психологическое состояние Формируется первоначальное представление о личности учащегося, которое определяет характер педагогического взаимодействия (педагогическая технология)

Признаки педагогических технологий научная обоснованность высокая эффективность гарантированность результата переносимость и повторяемость опыта диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности

Структура процесса обучения на основе педагогической технологии Диагностика уровня имеющихся знаний Мотивация и организация учебной деятельности учащихся Применение средств обучения Контроль качества усвоения материала

Аспекты педагогических технологий Формально- описательный – описание целей, содержания, методов и средств Процессуально- действенный – содержит порядок и последовательность действий Научный – основан на достижениях психолого- педагогической практики

Основы современного образования Выпускник должен владеть методами создания новых знаний методами Поддержани я языком науки языком технологии Преподаватель должен владеть методами работы с информацией Основы современного образования Конкурентноспособный выпускник методами создания новых знаний методами поддержания уровня знаний языком науки языком технологии методами работы с информацией

29 Основные классы педагогических технологий Традиционные В основе лежит репродуктивная (ЗУН) Характерная черта: выбор требуемых эталонов усвоения и предъявления их учащимся Личностно-нейтральна (педагог-оператор) Традиционные В основе лежит репродуктивная (ЗУН) Характерная черта: выбор требуемых эталонов усвоения и предъявления их учащимся Личностно-нейтральна (педагог-оператор) Поисковые В основе лежит поисковая деятельность Характерная черта: на основе рефлексивной деятельности учащихся Личностно- ориентированная (педагог-партнер) Поисковые В основе лежит поисковая деятельность Характерная черта: на основе рефлексивной деятельности учащихся Личностно- ориентированная (педагог-партнер)

ПРИМЕРЫ КЛАССИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ технология занятия технология предмета технология полного обучения Классификация С.А.Смирнова

Примеры классификаций педагогических технологий Технология программированного обучения Технология проблемного обучения Технология деятельностного подхода Классификация Л.Г.Семушина

технологии объяснительно- иллюстративного обучения личностно- ориентированные технологии обучения технологии развивающего обучения Классификация Г.Ю. Ксензовой Примеры классификаций педагогических технологий

технологии «традиционной школы» технологии «школы развития» технологии «школы социализации» Класификация Т.И. Шамовой и Т. И. Давыденко

«традиционные методики» модульно-блочные технологии цельно-блочные технологии интегральные технологии Классификация В.В. Гузеева Примеры классификаций педагогических технологий ТОГИС Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе

По ведущему фактору психического развития По уровню применения По философской основе По научной концепции усвоения опыта Классификация педагогических технологий по Г.К. Селевко По ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структуры По организационным формам По типу организации и управления познавательной деятельностью По подходу к ребенку По категории обучающихся По направлению модернизации существующей традиционной системы

Личностно-ориентированные технологии Компьютерное обучение Проблемно-поисковые Классификация педагогических технологий по В.П. Беспалько Традиционные технологии По типу организации и управления познавательной деятельностью По отношению педагога к ученикам По преобладающему методу обучения По категории обучающихся Игровые Информационные Развивающее обучение

37 ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: концептуальность (опора на определенную педагогическую концепцию) технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого- педагогическая позиция автора; системность (логичность, целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех частей) технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

38 ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: оптимальность достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени; воспроизводимость и гарантированность результатов элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой гарантировать достижение планируемых результатов. визуализация (применение различных ТСО, ЭВМ)

39 ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: управляемость и возможность коррекции наличие обратной связи в системе обучающий- обучающийся; инновационность технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;

40 ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ гуманистическая, развивающая функция предусматривает реализацию образовательных целей учебного процесса: создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности обучаемого, подготовку его к жизнедеятельности в информационно- технологическом обществе;

41 методологическая функция выражает общую стратегическую направленность модели обучения и предполагает внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций; функция проектирования и конструирования позволяет запланировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

42 целостности технологий, предусматривающий закономерности развития технологической системы: инновационность ее структуры при гармоническом взаимодействии всех составных ее элементов; ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

43 ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ вариативно-личностной организации обучения предполагает адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность;

44 ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в соответствии с сегодняшними и перспективными требованиями;

45 ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ информационной поддержки технологичности обучения, ориентированный на применение в образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и т. п.).

46 Источники современных педагогических технологий: отечественный и зарубежный опыт прошлого; передовой педагогический опыт, в том числе и опыт учителей-новаторов; идеи народной педагогики (этнопедагогика); достижения педагогической, психологической и других наук; социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом; новое педагогическое мышление.

47 По ведущему фактору психического развития Биогенные Социогенные Психогенные Идеалистические По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование знаний, умений, навыков) Операционные (формирование способов умственных действий) Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений) Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений) Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов) Эвристические (развитие творческих способностей)

48 По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные Светские - религиозные Общеобразовательные - профессиональные Гуманитарные - технократические Частнопредметные По организационным формам Классно-урочные Индивидуальные - групповые Коллективный способ обучения Способы дифферинцированного обучения По отношению к ребенку Авторитарные Личностно-ориентационные Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания

49 По преобладающему (доминирующему) методу Репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковые Творческие Программированное обучение Игровые Саморазвивающее обучение Информационные (компьютерные) По категории обучающихся Массовая технология Компенсирующие Технологии работы с трудными детьми Технологии работы с одаренными детьми

50 По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные Бихевиористические Гештальт-технологии Нейролингвистические По типу управления познавательной деятельностью Классическое лекционное Обучение с помощью ТСО Система "консультант" Система малых групп Компьютерное обучение Система "репетитор" Программное обучение

51 АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Название ЦельСущность Механизм Технология проблемного обучения Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач Поисковые методы; постановка и решение познавательн ых задач Технология исследователь ского обучения Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение учащихся в различные виды деятельности

52 АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Название ЦельСущность Механизм Технология модульного обучения Обеспечение гибкости учебного материала, приспособление его к потребностям личности учащегося и учет базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход; индивидуальн ый темп обучения Технология проектного обучения Воспитание самостоятельности Построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе обучающихся Игровые и проблемные методы

53 АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Название ЦельСущность Механизм Технология игрового обучения Обеспечение личностно- деятельностного характера усвоения ЗУНов Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение информации Игровые ситуации Технология дифференциро ванного обучения Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного стандарта Методы индивидуальн ого обучения

54 АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Название ЦельСущность Механизм Технология программиров анного обучения Учет индивидуальных особенностей личности учащихся Управляемое пошаговое освоение программированно го материала с помощью обучающих устройств Репродуктивн ые и алгоритмичес кие методы Технология личностно- ориентирован ного обучения Развитие индивидуальных способностей учащихся Познавательная и продуктивная деятельность учащихся Самообразование и саморазвитие

55 Новое качество образования ЗУНы + психические новообразования + компетентности + индивидуальные приросты (опыт, инициатива)

56 КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ

57 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ гарантирует достижение поставленных педагогических целей структурирует процесс взаимодействия преподавателя и учащихся Педагогическая технология способствует личностному совершенствованию педагога- воспитателя, формирует в нем такие качества, как толерантность, искренность, креативность. !