Модуль 5. Системно-модульное структурирование содержания образования. Подготовка информации для электронного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация компетентностного подхода в процессе модульного обучения преподавателей Автор-разработчик: М.Т. Громкова, профессор, д.п.н.
Advertisements

Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Основные категории педагогики. Основные категории педагогики. Воспитание. Модели взаимодействия.Обучение.Развитие.Формирование.Дидактика.Формирование.Иерархическая.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 76 Сормовского района г. Н. Новгорода ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКИХ.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Транксрипт:

Модуль 5. Системно-модульное структурирование содержания образования. Подготовка информации для электронного обучения.

ЦСМ Д пр Д сл ПР Для чего? Что?Как? Что получилось?

Сп Н П М С Ц СД Кр Со (I) (II) (III) адаптация выбор использование П воспитание Н обучение Сп развитие П (потребности) Ц (цели) СО (самоопределение) Н (нормы) С (содержание) Кр (критерии) Сп (способности) М (методы) СП (способы деятельности)

2 внутренний мир 1 внешний мир (1)- проектирование (2)- рефлексия со-знание ин-формация осознание Образовательный процесс как взаимопроникновение внешнего и внутреннего (осознание)

Внешнее содержание Внутреннее содержание 1 2 Со-знание Ин-формация Усвоение Осознание Распространение (репродуктивное)(продуктивное) 5.1. Содержание образования

5.1. Обоснование смысла категории содержание образования внутренний мир 1 2 со-знание ин-формация Усвоение (репродуктивное содержание) осознание Распространение (продуктивное содержание) внешний мир – проектирование – рефлексия знание модуль информация ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО? КАК ?

Формирование внутреннего содержания Знание – мысли (интеллектуальное содержание) Знания – чувства (эмоциональное содержание) Знание – воля (усвоенная информация) Продуктивное содержание Репродуктивное содержание 4

Все, что нам нужно, уже есть в наших головах. Т. Рузвельт 5

Эта информация об окружающем мире и о себе в нем: –частично изучена –объективная –ничья –доступна для усвоения –подвержена изменениям –имеет «планетарную» модель (микромир и макромир) Внешнее содержание 6

Тот, кто не знает, что такое мир, не знает и места своего пребывания. Не знающий же назначения мира не знает ни того, кто он сам, ни того, что такое мир. Марк Аврелий 7

Содержание образования Та часть информации об окружающем мире и о себе в нем, которая изучена, представлена как научная, оформлена в учебную дисциплину и предназначена для усвоения. Содержание образования отражается в документах: – государственный образовательный стандарт; – программы; – учебные планы; – учебники и другие источники информации 8

Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, …она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. В. Белинский 9

Компоненты образовательного процесса 10

Содержание образования Как компонент педагогического процесса содержание находится в связях и отношениях с другими его элементами: Ц цели (для чего?) С содержание (что?) М методы (как?) Н внутренние нормы субъекта С содержание образования Кр Критерии, задаваемые культурой профессиональной деятельности Осознание 11

Структура целостного педагогического процесса Педагогический процесс Цели Содержание Методы Воспитание ЦвСв Мв Обучение ЦоСо Мо Развитие ЦрСр Мр 12

5.2. Структура содержания образования Как система содержит: – содержание воспитания (информация об управлении собственными потребностями – о целях); – содержание обучения (новая информация, предназначенная для усвоения); – содержание развития (информация о выращивании собственных способностей, о способах использования информации– о методах). 13

5.3. Технология структурирования содержания опыт технология методика единичное общее особенное 15

«Планетарная модель» составления программ содержания образования 16

Модульный принцип структурирования содержания 17

1. Изучаемое понятие представляем как систему – делим на составные части по разным признакам. Основание для решения выбираем в зависимости от актуальности выбираем то или иное основание для деления 2. Деление подсистем продолжаем до нужной глубины погружения 3. Составляем матрицу (таблицу, в которой элементы по горизонтали и вертикали располагаются с учетом их смысла и взаимосвязей 4. Смысловое наполнение образовавшихся клеток (назовем их «файлы») создаем самостоятельно Матричное представление информации 18

Компоненты образовательного процесса Воспитание Обучение Развитие Гуманизация Социализация Индивидуализация Ценностная сущность процессов Характеристика процессов воспитания, обучения, развития 22

Характеристика процессов воспитания, обучения, развития Компоненты образовательного процесса Воспитание Обучение Развитие «Дух» «Социо» «Био» Субъект в образовательном процессе 23

Типы воспитания, обучения, развития (по компонентам жизнедеятельности) Используя объяснения в предыдущих слайдах, проведите собственные рассуждения и оформите их в текст Образовательный процесс в жизнедеятельности Компоненты образовательного процесса Воспитание Обучение Развитие Естественное состояние (по жизни) Состояние осознания в образовании Деятельностное состояние сознания Структура жизнедеятельности 24

Модульная структура выявления смыслов категории «образование» Смыслы образования Семантика ФилософияПсихология МетодологияТехнология МетодикаОпыт Ценность Система Процесс (деятельность) Результат Услуга 25

5.4. Оформление информации в модуль (дидактический аспект) 26

5.5. Уточнение понятия модуль и его использование Модуль в образовании – это: – мера (лат.) информации –составная часть, элемент системы, подсистема – механизм плавного перехода внешнего содержания во внутреннее в процессе осознания 27

Формирование семантического поля для каждого модуля Ключевые слова: – существительные – сущность системы и ее элементов; – прилагательные – свойства, качества; – глаголы – характеристика действий, деятельности, функционирования 28

Опорные конспекты Это графическое изображение с помощью простейших геометрических фигур связей и отношений между элементами изучаемых систем: – линейных; – нелинейных зависимостей (таблицы, графики); – пространственных – с использованием осей координат (x, y, z) 29

Подготовка методических пособий 1. Матричное представление содержания 2. Сбор информации для каждого из файлов матрицы 3. Оформление каждого модуля: –актуализация содержания –новая информация, структурированная системно –упражнение для использования на практике 30

Новая информация структурируется по алгоритму функционирования систем, подсистем: Функции (предназначение, роль, место и т.д.) Возможные проблемы и их разрешение (цель) Нормы, правила, критерии функционирования Механизмы, способы результат

Изучаемая система Модули для изучаемой системы Алгоритм Модуль 1Модуль 2Модуль 3…………. Ключевые слова Актуализация (проблематизация) Новая информация Практические действия, упражнения, включающие работу с информацией Результат (компетенции или их часть) Подготовка к учебному занятию

Содержательная матрица Принцип составления: по горизонтали – элементы системы по одному основанию; по вертикали – элементы той же системы по другому основанию Изучаемая система Э1Э2Э3…Связи Э1 Э2 Э3 … Связи

Пример 1: Содержательная матрица по теме «Образовательный процесс» Образовательный процесс Цели Содержание Методы Связи воспитание обучение развитие связи

«Организационное поведение» (глава 1) Субъекты организационного поведения (глава 3) Связи внутренние Организа ция Связи внешние Общнос ть (раздел 3.3) Общест во (раздел 3.4) Мировое сообщество (раздел 3.5) Структура организационного поведения (глава 2) Личность (раздел 3.1) Группа (раздел 3.2) Позиция, т.е. понимание собственных функций (раздел 2.1) Мотивация, т.е потребности, цели, самоопределение (раздел 2.2) Модульная структура программы по дисциплине «Организационное поведение»

Нормы, содержание, критерии (раздел 2.3) Способы деятельности (способы, методы), коммуникация, рефлексия, мысли техника (раздел 2.4) Результативность, эффективность (раздел 2.5) Используя предложенную технологию «нелинейной» модели структуры содержания, составьте модульную программу по своей учебной дисциплине. Модульная структура программы по дисциплине «Организационное поведение» (продолжение таблицы)

5.6. Самостоятельная работа. Способы составления модульных таблиц Составьте несколько модульных таблиц по своим учебным дисциплинам, используя наиболее подходящий способ из предложенных в п.5.5. Полученные модули структурируйте дальше до нужной глубины погружения. Если Вы овладели системным подходом, эта работа будет трудоемкой, но не трудной. Если возникают проблемы, еще раз обратите внимание нп последовательность процедур в технологии. Активно привлекайте к этой работе студентов.

Деление системы на составные части по разным критериям Изучаемая система Элементы системы по 1-ому критерию (признаку, основанию) Элементы системы по другому критерию Э1Э2Э3…Связи Э1 Э2 Э3 … Связи

Изучаемая система Элементы системы по выбранному критерию (признаку, основанию) Элементы системы по тому же критерию Э1Э2Э3…Связи Э1 Э2 Э3 … Связи Деление системы на составные части по одному и тому же основанию

Изучаемая система Классификация по типам, видам, уровням: Внутреннее строение (подсистемы): Э1Э2Э3…Связи Э1 Э2 Э3 … Связи Деление системы на составные части с учётом типов и внутреннего строения

Изучаемая система Элементы системы Функционирование системы: Э1Э2Э3…Связи Её роль, предназначение, функции Возможные несоответствия, проблемы, цели Правила, закономерности, установки, нормы… Механизмы функционирования, способы, средства Результат Деление системы на составные части с учётом её функционирования

Изучаемая система Структура системы Процессы Э1Э2Э3…Связи Планирование Проектирование Организация Корректировка Оценивание … Деление системы на составные части для изучения управления функционированием системы

Такое представление содержания позволяет сопоставлять, сравнивать, размышлять и может быть использовано для организации занятия – конференции, к которой готовятся выступления. Подготовка может быть групповой и индивидуальной. Модель может быть использована для подготовки рефератов, она способствует самостоятельной работе с информацией. Даже если это информация из сети Интернет, ее еще надо переработать по предложенному плану.

5.7. Результативность участия в педагогическом процессе- самооценка (рефлексия)

После каждого занятия поставьте по одной точке в каждой координатной плоскости с указанием даты. Привлекательность Эффективность

После каждого занятия поставьте по одной точке в каждой координатной плоскости с указанием даты. Общекультурная польза Профессиональная польза

к чему появился профессиональный интерес, сформировалась ли цель, произошло ли самоопределение на действия - упражнения для формирования компетенций; что из предложенной информации усвоено (репродуктивное содержание), ваше дополнение, уточнение, критика (продуктивное содержание); какие методы вы признали наиболее эффективными для формирования компетенций и будете применять; какие собственные способности решили развивать для приобретения новых компетенций; ваша самооценка собственных педагогических компетенций. После каждого занятия составьте три небольших текста, оценивая собственный результат учебного занятия