Развитие техносферы – одно из важных направлений Концепции развития дополнительного образования Иванова Т.В., зам.директора – руководитель методической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автономная некоммерческая организация «Группа реализации проектов «Информэкспертиза» Концепция создания и модели деятельности центров открытых инноваций.
Advertisements

Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному.
Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, регламентирующих деятельность по поддержке талантливых детей и молодежи Постановление.
Перспективы развития проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» на годы. Томск 2015 Августовская.
Стратегия развития технического творчества в учреждении дополнительного образования детей.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Августовская педагогическая конференция работников образования Калининградской области «Комплексный проект модернизации региональной системы общего образования:
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
LOGO Формирование структуры профессионального и дополнительного образования в колледже (Центра ремёсел и дизайна), как инновационной образовательной среды.
LOGO Городская инновационная площадка Интегративная модель дополнительного образования детей и молодежи как основа инженеризации образования и подготовки.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Центр создан 1 августа 2000 г. приказом департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры О системе выявления и поддержки молодых талантов в Ханты-Мансийском.
Реализация Дорожной карты по развитию дополнительного образования детей Петрова Мария Петровна, зам. руководителя отдела воспитания и ДОД Министерства.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ.
Транксрипт:

Развитие техносферы – одно из важных направлений Концепции развития дополнительного образования Иванова Т.В., зам.директора – руководитель методической службы и конкурсного движения педагогов Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А.Гагарина»

Всероссийский семинар по обсуждению концепции создания центров открытых инноваций в региональной системе дополнительного образования детей (октябрь 2014 г.) Приказ Министерства образования и науки Калужской области от «О плане мероприятий по реализации комплекса мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в т.ч. в области робототехники» Поручение Председателя Правительства Российской Федерации ДМ-П от 28 августа 2012 г. «Об утверждении перечня инновационных территориальных кластеров»

Задачи познакомить с концепцией создания центров открытых инноваций как инструмента развития техносферы; показать имеющийся опыт решения проблемы в нашей области; обсудить пути решения проблемы, в частности – как это можно сделать через интеграцию

Что такое техносфера? Научно-технический аспект Социальный аспект Взаимодействие человека и техники при осуществлении различных видов деятельности Развитие и характеристики социальных процессов с точки зрения влияния на них техники и технологических процессов. Техносфера - совокупность содержания образования, нормативов, ресурсов и технологий, а также связанные с ней коммуникации и общественные отношения.

Анализ ситуации В России уменьшение количества учреждений ДОД (за 7 лет на 6,2%) резкое снижение доли обучающихся в программах технической направленности при уменьшении учреждений технической направленности (- 46,3%)

Анализ ситуации В Калужской области Направленность Кол-во программ Кол-во объединен ий Кол-во учащихся Кол-во УДОД, где реализуется данная направленность Техническая Научно-техническая Спортивно- техническая В областных конкурсах технической направленности участвовали 157 учащихся из 6500.

Проблемы дефицит финансовых ресурсов, крайне устаревшая техносфера и материально- техническая база большинства организаций, внутриведомственная замкнутость, недостаточная компетентность кадрового потенциала «неравновесие» кадров; увеличение доли педагогов и руководителей пенсионного возраста; медленное воспроизводство педагогических кадров (отк молодых специалистов). отсутствие современных новых типов и форм организаций научно- технической направленности для детей и молодежи

Каким образом при существующих проблемах в системе дополнительного образования развивать техническое творчество? Анализ распоряжения Правительства РФ от 8 декабря 2011 года 2227 – «О стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.» на предмет выявления возможных форм взаимодействия учреждений ДОД с организациями территориальных кластеров. Блоки Стратегии: Содействие инновационному развитию секторов экономики. Эффективная наука. Кадровый потенциал науки. Государственные приоритеты в области науки и технологий. Инновационная политика на региональном уровне. Развитие инновационных кластеров.

Задачи для учреждений ДОД в рамках Стратегии Определение списка перспективных направлений деятельности и направлений производства высокотехнологичных товаров. Нацеливание образовательных программ и мотивирование учащихся на обучение и работу по направлениям, определенным для кластеров как перспективные. Увеличение притока одаренных детей к обучению по перспективным направлениям. Организация взаимодействия инновационных территориальных кластеров и учреждений дополнительного образования детей в части разработки совместных образовательных программ и налаживание схем использования инновационного оборудования, а также развития информационно-телекоммуникационных сетей и улучшение материально-технического обеспечения. Стимулирование создания дистанционных образовательных программ различного уровня сложности.

Существующий опыт Название учреждения Сайт ГБОУ «Инн Арт» ГОУ «Центр детского юношеского технического творчества» Ярославской области ДЮЦ «ЛАД» г. Ярославль ro.html ФГОУ ВПО МФТИ 0ck5xBQaK2SXUxME85RG1oT0E/vie w?pli=1 Системный подход в решении этих проблем - формирование новых «точек развития» - Центров открытых инноваций

Что такое центр открытых инноваций? (ЦОИ) Центр открытых инноваций (ЦОИ) –новая форма развития техносферы региональной системы дополнительного образования детей, инновационная интегрированная среда развития и продвижения передовых идей и практик дополнительного образования детей и молодежи исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, основанная на межведомственном взаимодействии и сотрудничестве с организациями-участниками инновационных территориальных кластеров.

Цель ЦОИ Цель - сформировать условия для повышения уровня мотивации обучающихся к предпрофессиональной деятельности, а также повысить уровень подготовки будущих студентов за счёт ранней профориентации, формирования инновационного и предпринимательского мышления обучающихся, необходимого для ведения будущей профессиональной деятельности.

Задачи ЦОИ выстраивание «сквозных» связей с организациями региональной системы образования обеспечение «включенности» в региональную инновационную инфраструктуру в целях поиска партнеров среди участников инновационных территориальных кластеров и установления договорных отношений; обеспечение «информационной открытости», проведения просветительской массовой в целях привлечения квалифицированных специалистов, волонтеров, талантливых студентов к организации занятий с детьми в сфере научно – технического творчества.

Направление 1. Содействие развитию дополнительного технического образования детей и молодежи. предпрофильная и профильная подготовка одаренных обучающихся и талантливой молодежи в профильных и многопрофильных организациях сферы дополнительного образования детей с учетом приоритетов релевантной для региона отрасли и с учетом широкого спектра вариативных многоотраслевых направлений дополнительного технического образования; поддержка реализации дополнительных общеобразовательных программ и сетевых образовательных проектов технической; инженерной и конструкторской направленности реализация механизмов развития непрерывного образования

Направление 2. Организация массовой деятельности в дополнительном техническом образовании детей и молодежи конкурсы исследовательских, научно – исследовательских работ и проектов; предметные олимпиады и конкурсы; летние образовательные лагеря технической направленности; аукционы «технических заданий», грантовые конкурсы, ярмарки технических и технологических инноваций; круглые столы, научно – практические конференции, выставки и форумы, в т.ч. проводимые дистанционно с использованием информационных технологий.

Направление 3. Развитие кадрового потенциала дополнительного технического образования детей и молодежи Повышение квалификации, для: управленцев (руководителей образовательных организаций), по проблемам обеспечения плавного и системного развития техносферы организаций; педагогических работников

Направление 4. «Образовательные стратегии и качество дополнительного технического образования детей и молодежи Внедрение: новых направлений технического творчества, форм, методов, интерактивных технологий, дополнительных общеразвивающих программ и сетевых образовательных проектов; новых дополнительных общеобразовательных программ предпрофессиональной, профессиональной и довузовской подготовки в образовательных организациях; новых дополнительных общеобразовательных программ повышенного уровня и дополнительных интегрированных программ для одаренных обучающихся и талантливой молодежи; комплексных общеразвивающих программ детских профильных лагерей для одаренных обучающихся и талантливой молодежи; стационарных форм консультирования талантливой молодежи по вопросам коммерческой деятельности и управления, лицензирования и патентования инновационных технических разработок, создания предприятий малого и среднего бизнеса.

Направление 5. Информационное обеспечение развития дополнительного технического образования детей и молодежи реализация сетевых форм консультирования по вопросам пред профессионального становления и профессионального развития; организация деятельности виртуальных площадок профессиональных сообществ, тематическое общение науки и бизнеса, вузов и бизнеса, педагогов со специалистами, детей и молодежи с научными консультантами через такие формы деятельности, как: Круглые столы, мастер – классы, «сквозные» семинары); проведение рекламных акций и маркетинговых компаний по формированию позитивного образа профессиональной деятельности и дополнительного технического образования, обеспечение общественно-профессионального признания дополнительных общеобразовательных программ для привлечения абитуриентов, молодых специалистов в сферу дополнительного образования детей и молодежи, максимального информирования о предложениях образовательных услуг на рынке труда;

Перечень программ «Робототехника»; «Мир информатики»; «Информатика и вычислительные процессы»; «Информационные технологии и системы навигации»; «Робототехника и судомоделизм»; «Робототехника и авиамоделизм»; «Электроника»; «Основы компьютерной грамотности»; «Самолетостроение и электроника»; «Основы инженерии»; «Юный изобретатель»; «Юный конструктор»; «Конструирование»; «Основы промышленного дизайна»; «Основы прототипирования»; «Основы 3D проектирования»; «Компьютерная графика»; «Радиоконструирование»; «Основы электроники и робототехники» и др.

Лаборатории Лаборатория «Робототехника»; Лаборатория «Информатика»; Лаборатория «Экологический практикум»; Лаборатория «Прототипирование»; «Лаборатория трехмерной печати»; Лаборатория «Конструирования и программирования робототехники».

Модели создания и функционирования ЦОИ Первая модель - «сетевая», основана на системе соглашений/договоров о сотрудничестве между существующими юридическими лицами любой формы собственности, образовательными организациями субъекта Российской Федерации. Вторая модель – это создание юридического лица в соответствии с формами, определяемыми действующим законодательством Российской Федерации.

Предлагаем изучить Интерактивный музей науки «Ньютон-парк». Красноярск. [Электронный ресурс]. URL: Интерактивный музей занимательной науки «Лабиринт Ум». Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. URL: Парк научных развлечений. Пермь. [Электронный ресурс]. URL: Образовательные программы РОСАТОМа [Электронный ресурс]. URL: Центры молодежного инновационного творчества Москвы [Электронный ресурс]. URL: novosti/tsentri-molodezhnogo-innovatsionnogo-tvorchestva- moskvihttp://dopedu.ru/kratkie- novosti/tsentri-molodezhnogo-innovatsionnogo-tvorchestva- moskvi «Экспериментаниум» интерактивный музей занимательных наук Москва [Электронный ресурс]. URL:

Литература Федеральный закон от ФЗ; «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от р. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации 28 августа 2012 г. ДМ-П Талова ТМ. Внедрение технологий техносферы в деятельность учреждений дополнительного образования