География России. Население и хозяйство. Введение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 1. Предмет экономической и социальной географии мира.
Advertisements

"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
ПОНЯТИЕ «ГЕОГРАФИЯ» География (от греч. geo «земля» и grapho «пишу») наука, изучающая географическую оболочку Земли, её структуру и динамику, взаимодействие.
Региональная экономика в системе наук.
ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИИ ХОЗЯЙСТВА И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ РАЙОНОВ РОССИИ.
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
Что изучает география хозяйства и географических районов России.
Экономическая география. Районирование территории России 9 класс.
Вклад в географию Н.Н БаранскогоНиколай Николаевич Баранский ведущий отечественный географ, классик, основатель школы экономической географии (теория географии.
ГЕОГРАФИЯ – ЭТО КОМПЛЕКС НАУК, ИЗУЧАЮЩИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.
Что такое география и как мы будем ее изучать География 6 класс.
Биография Родился 27 июля 1881 года в городе Томске в семье учителя. Национальность русский. Под руководством Николая Баранского сформировалось районное.
1.Что вы знаете о географии? 2.С чем или с кем вы связываете географию? 3.Что вы хотели бы узнать, изучая географию? 4.Какие книги, журналы вы уже читали?
Районирование территории России 9 класс. Задачи: Выявить причины районирования. Выявить причины районирования. Изучить подходы к районированию и виды.
Географический диктант 1. Научный комплекс. 2. Химико-лесной комплекс. 3. Кооперирование. 4. Связь. 5.Машиностроительный комплекс. 6. Металлургический.
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Районирование территории России 9 класс. Задачи: Выявить причины районирования. Выявить причины районирования. Изучить подходы к районированию и виды.
Формирование пространственного мышления на уроках географии при выполнении практических работ.
Тема урока: Масштаб. Цель урока: систематизировать и углубить знания по теме «Масштаб». Задачи: 1.Повторить понятия «отношение», «пропорция», «масштаб»,
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Транксрипт:

География России. Население и хозяйство. Введение

Цели урока: 1. Получить представление о предмете экономической и социальной географии, ее связи с физической географией и общественными науками. 2. Оценить вклад М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, П.П. Семенова- Тян-Шанского Н.Н. Баранского и других ученых в экономическую науку. 3. Выявить роль географии в решении задач общества. 4. Уметь формулировать задачи экономико-географической науки 5. Называть основные методы социально- и экономико- географического исследования. 6. Научиться работать с учебником 7. Научиться работать с новыми видами карт – политико- административными, экономическими.

География России Природа Население Хозяйство Что нового о природе Земли и России вы узнали за каникулы?

Экономическая и социальная география России Найдите в учебнике «Содержание». 1. На какие части делится все содержание курса? 2. Какие темы мы будем изучать в курсе географии 9 класса 3. Пользуясь «Кратким словарем терминов» найдите объяснение слова «анклав». 4. Пользуясь таблицей 1 на стр.4, определите какое государство СНГ занимает 2 место после России по численности населения. 5.Стр. 44. Прочитайте, какие проблемы населения характерны для Псковской области. Какие пути решения проблем вы можете предложить? Что изучает экономическая и социальная география России?

Становление экономической географии России Н.Н.Баранский. П. П. Семёнов-Тян- Ша́нский. В.Н.Татищев М.В.Ломоносов

Василий Никитович Татищев В.Н. Татищев - человек разносторонних талантов: воин (участник Полтавской битвы), дипломат, строитель городов и заводов, металлург, историк, этнограф, археолог, ботаник, палеонтолог, картограф, экономист и географ Занимался описанием географии России. Создал «Русскую историю». Татищев Петром 1 был отправлен на Урал. В 1719 году Татищев подал царю представление, в котором указывал на необходимость размежевания в России. Занимался строительством заводов на Урале, основал города Пермь и Екатеринбург, составил инструкцию для оберегания лесов и т. п. Татищев разделил географию трижды на три раздела, предложив тем самым как бы объемную (трехмерную) модель географической науки: 1) по масштабу исследования на: а) универсальную или генеральную, описывающую сушу и воды всей планеты и ее частей; б) специальную, описывающую разные страны; в) топографию, или пределоописание, когда описываются части страны, вплоть до отдельных городов с их пригородами; 2) по качествам на: а) математическую (измерения Земли, необходимые к познанию шара земного и ланд карт; б) физическую (где обращено главное внимание на природные довольства и недостатки не только на поверхности, но и создающиеся внутри суши и водной толщи; в) политическую (где на первый план выдвигаются занятия населения, его трудовые навыки, обычаи и доходы); 3) по переменам времени на: а) древнюю географию; б) географию среднюю; в) географию современную.

П. П. Семёнов-Тян- Ша́нский. ( ). Глава Русского географического общества (с 1873). В участвовал в качестве члена-эксперта в работе Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы Организатор первой переписи населения России в 1897 году. Семеновым-Тян-Шанским написаны многие региональные монографии, включая пятитомный Географо-статистический словарь Российской Империи ( ). Он превратил Русское географическое общество в первоклассную школу молодых исследователей: путешественников, этнографов, океанологов, картографов, экономистов. Среди них были Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, М.В. Певцов, А.Л. Чекановский, И.Д. Черский, И.В. Мушкетов, А.П. Федченко, А.А. Тилло, П.А. Кропоткин, А.И. Воейков, И.П. Минаев, Ю.М. Шокальский и многие другие. В Русском географическом обществе Семенов-Тянь-Шанский создал блестящее созвездие географов разных специальностей, но более всего - географов широкого профиля, занимающихся комплексным исследованием природы и человека.

Николай Николаевич Баранский( ) Под его руководством сформировалось районное направление в экономической географии и была создана научная отрасль географии городов. Баранский является автором нескольких учебников по экономической географии СССР для средних школ, трудов по социально-экономической географии и экономической картографии. Является основателем экономической и социальной географии.

Михаил Васильевич Ломоносов М.В. Ломоносов известен как основатель (1755 г.) Московского университета, как всеобъемлющий гений - философ, физик, химик, поэт, экономист, картограф, геолог и географ. В 1758 г. Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. Сразу же после своего вступления в должность он рассылает на места Запросы (в них было 30 пунктов) для сочинения Российского атласа, который, по мысли Ломоносова, должен был сопровождаться полным географическим описанием России. В указанных Запросах большинство пунктов относится к экономической географии. Впервые в истории мировой науки в начале 1760 г. он предложил термин экономическая география. Ломоносов стал душой изучения Арктики и подготовки первых комплексных географических исследований России, получивших наименование Академических экспедиций. Свой проект освоения Русского Севера Ломоносов изложил в записке Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию.... После Ломоносова внимание царского правительства на значение Северного морского пути пытались обратить и другие крупные ученые - П.А. Кропоткин и Д.И. Менделеев.

Методы социально- и экономико- географического исследования. Картографический метод. Карта – источник получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм наглядно воспринимаются и запоминаются особенности размещения, статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов. Системный анализ – это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и внутренних взаимосвязей дополняется изучением их взаимодействия и окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Экономико-математическое моделирование - моделирование территориальных пропорций развития экономики, моделирование размещения по отраслям хозяйства, моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов. Использование экономико-математических моделей и компьютеров позволяют обрабатывать огромный массив данных, выбирать оптимальные решения в соответствии и поставленной задачей. Статистические методы (исчисление индексов на базе статистических данных, корреляционный анализ) Балансовый метод. Составление отраслевых и региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг. Экономические обоснования размещения предприятий составляют содержание балансового метода. В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции.

Задачи социально- экономической географии описание объяснение предсказание управление создание новых объектов Объясните какую роль выполняет география при решении задач стоящих перед современным обществом?

Поясните слова царя Бориса из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что? Федор: Чертеж земли московской; наше государство Из края в край. Вот видишь: тут Москва, Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море. Вот пермские дремучие леса. А вот Сибирь. Царь: А это что такое узором здесь вьется? Федор: Это Волга. Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть Все царство вдруг: границы, грады, реки. Учись мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни _ Когда - нибудь, и скоро, может быть. Все области, которые ты ныне Изобразил так хитро на бумаге Все под руку достанутся твою Учись мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать.

Географические карты по масштабу по содержанию по охвату территории Поработайте с атласом, и ответьте на вопросы: 1. С какими картами по охвату территории, по содержанию, по масштабу мы будем работать в 9 классе? 2. Какую информацию можно получить из карт: а) административной карты России (стр.4-5); б) Народы России (стр. 8-9) в) Электроэнергетика (стр. 12) Вспомните план описания карты: 1. Какова карта: по охвату территории, по содержанию, по масштабу. 2. Какую информацию можно получить из карты. Самостоятельная работа: Дайте описание карты: 1 вариант Животноводство (стр. 19); 2 вариант Экологические проблемы (стр ) 3 вариант Центральная Россия (стр. 34)

Закрепление 1. Что изучает экономическая и социальная география России? 2. Кто является основателем экономической географии России? 3. Каковы основные задачи географии?

Домашнее задание 1. Текст учебника. Введение 2. Определите откуда привезены товары (одежда, продукты питания) используя этикетки (3-5 видов) 3. Контурная карта, стр. 1 задание 1 Для удовольствия: Нарисуйте на одном листке «образ мира» - образ России, области, города, используя символы.

Источники информации