Тема 2 Общество как социокультурная система Учебные вопросы: 1. Общество как система и объект социологии. 2. Культура как система ценностей и норм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Этнос, нация, цивилизация как объекты национальной безопасности Тема занятия: Современные цивилизационные теории (семинар) Учебные вопросы: 1. Западные.
Advertisements

Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Презентация к уроку обществознания (8 класс) на тему: Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Что такое общество?"
Презентацию подготовил учитель ГБОУ СОШ 799 Свидерский Арсений Андреевич.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии Тема: Общество : понятие, признаки, типы.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Социальная структура – строение, расположение, порядок) общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
Транксрипт:

Тема 2 Общество как социокультурная система Учебные вопросы: 1. Общество как система и объект социологии. 2. Культура как система ценностей и норм.

Вопрос 1 Общество как система и объект социологии

ОБЩЕСТВО – СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА Общество – это крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. В узком смысле слова социальная структура – это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними. 2 Индивид Социальная группа Класс Социальный институт

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА (по Э. Шилз) «Главное, что все эти категории являются единицами, или подсистемами, более широкого целого. Сами по себе они не являются самостоятельными, но зато самостоятельно это более широкое целое.» (Эдвард Шилз, американский социолог) 3 общество не является частью какой-либо более крупной системы наличие территории, считающейся собственной браки заключаются между представителями данного общества пополнение общества происходит преимущественно за счет детей, членов данного общества собственное название и собственная история наличие общей системы ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов) – культуры наличие собственной системы управления объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ Целостность важнейшее системообразующее качество. В основе общественной системы лежит деятельность людей, направленная на сохранение, воспроизводство и развитие социального организма. Автономность и самодостаточность возможны лишь на основе саморегуляции. Способность к саморегуляции – фундаментальное свойство общественной системы. Устойчивость зависит от территориально- географических и временных конкретно- исторических условий. Целенаправленность в отношении развития способностей и удовлетворения различных потребностей индивидов. 4 Адаптация Целеориентация Интеграция Устойчивость

КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ЕГО ТИПЫ 5 Инструменталистская концепция в основу развития ставит человеческую сообразительность, которая привела к изобретению специальных орудий для удовлетворения потребностей. Сексуальная концепция основана на биологических особенностях человека. Эти особенности приводят к неожиданному, неконтролируемому хаосу рождений, выбивающих жизнь группы из ритма, делающих ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной защиты слабых членов общины (женщин и детей), создают нагрузки, гибельные для конкретного сообщества (например, Китай). Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Кратическая концепция основывается на общей теории систем, объясняя возникновение общества в результате развития управляющей подсистемы. Семантическая концепция основана на признании слабости человека как биологического существа.

Традиционное и современное общество (Фердинад Теннис) 6 Ф. Тённис выделил две специфические формы социальной организации: общину (Gemeinschaft) – традиционное сообщество, общество (Gesellschaft) – современное общество со сложной структурой. Традиционное общество: естественное разделение и специализация труда; персонализация межличностного общения; неформальное регулирование взаимодействий; отношения родства); примитивная система управления общностью. Современное общество : ролевой характер взаимодействия; глубокое разделение труда; формальная система регулирования отношений; сложная система социального управления; секуляризация религии; выделение множества социальных институтов.

Теория постиндустриального общества (Даниел Белл) 7 Д. Белл разработал типологию общества, которая отражает смену технологических эпох (цивилизаций) и основывается на характере и уровне развития экономики. В развитии человечества он выделил три типа общества: доиндустриальное (аграрное), традиционное; индустриальное; постиндустриальное. Доиндустриальное общество сельское хозяйство; натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники; ведущая роль церкви и армии; ведущие социальные группы: священники и феодалы. Индустриальное общество промышленность; массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий; промышленно- финансовые корпорации; бизнесмены. Постиндустриальное общество сфера услуг (наука и образование); высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и компьютерные технологии; университеты (как центры научных знаний); научно- технические специалисты.

Теория коммуникационного общества (Никлас Луман) 8 Н. Луман считает, что на постсовременном этапе развития в силу объективных причин коммуникативное общество начинает терять мобилизационные возможности и собственную идентичность. Общество в своем развитии проходит этапы неизбежного социального дробления и функционального расслоения, переживает состояние автономизации важнейших систем. Хозяйство, право, политика, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, в результате чего развитие общественной системы становится бессвязным, несогласованным и дисгармоничным. Основные постулаты: все социальные сферы общества используют разные «символически обобщенные средства коммуникации»; это приводит к самоизоляции подсистем общества, отрыву их от человека; смещению ценностных установок людей; общество не может регулироваться общими культурными нормами. единственным способом включения субъекта в социальные отношения является идентификация; разрушение комплексов идентификации свидетельствует об атомизации общества, удалении людей от крупных социальных институтов и возрождении первичных общностей (семейные, товарищеские, клубные и т.п.); общество перестает «стучаться в душу» каждому человеку, позволяя реализовать его индивидуальные решения, не навязывая всеобщие системные социальные стандарты.

Вопрос 2 Культура как система ценностей и норм

9 Социологический подход к рассмотрению культуры основывается на ее ценностно- нормативном содержании, рассматривая ее как систему идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Нравственная Художественная Физическая Материальная Духовная Политическая Правовая Культура - это система общепринятых ценностей, норм, представлений о жизни, характерных для определенного общества. Педагогическая Интеллектуальная Эстетическая Религиозная КУЛЬТУРА – СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА это общепринятая система ценностей, значений, норм усваивается в процессе социализации и передается от поколения к поколению формирует личность человека и регулирует его поведение

10 Культурные универсалии - это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ разделение и кооперация труда, приготовление пищи, право собственности, домашнее хозяйство, торговля, язык, закон, образование, ухаживание, брак, семья, личное имя, приветствие, календарь, отсчет возраста, похоронные ритуалы, медицина, правительство, религия и др. биологические потребности, свойственные людям независимо от места проживания общие проблемы, которые обусловлены окружающей средой В каждом конкретном обществе культурные универсалии приобретают свои характерные черты, обусловленные окружающей средой, историей развития общества

Понятия - знаки и символы, знания, сформулированные в определенных терминах и представлениях, зафиксированные в языке. Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Правила и нормы - регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Отношения. Разные культуры выделяют части мира с помощью понятий и выявляют, как эти составные части связаны между собой в пространстве и времени, по значению. 11 Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение Неравномерность развития культуры - выражается в двух моментах: расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни; сами виды культуры развиваются неравномерно. Преемственность в развитии культуры. Она может быть как временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной традиции) и негативной (отрицание предшествующего культурного опыта). Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе

Гуманистическая Коммуникативная Познавательная Регулирующая Интегративная Образовательная Мировоззренческая Ценностно-ориентационная 12

ЭТНОЦЕНТРИЗМ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ Существует два основным похода к рассмотрению культуры: этноцентризм и культурный релятивизм. свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира на основе традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона. провозглашает абсолютную самобытность любой культуры. Сторонники этого подхода считают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя оценивать явления чужой культуры со своими мерками. 13 «Всякие правила насчет того, что следует и чего не следует читать, просто нелепы. Современная культура более чем наполовину зиждется на том, чего не следует читать » (Оскар Уайльд, английский писатель)

ФОРМЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ 14 Народная культура - это культура, которую творит сам народ, поэтому авторы, как правило, неизвестны Массовая культура - культура современного индустриального общества. Ценности рассчитаны на массовое потребление и распространяются СМИ Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества профессиональными творцами. Доминирующая культура совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов определенного общества Субкультура набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих определенной социальной группе Контркультура тип субкультуры, отвергающий ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающие свою альтернативную культуру

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР 15 нейтральные, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются альтернативные, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты конкурентные, когда в процессе саморазвития и борьбы за новых приверженцев культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтных отношений ассимиляции (культурного поглощения) аккомодации (вынужденного приспособительного освоения языка другой культуры) культурного отбора (избирательного добровольного освоения ценностей другой культуры) «Восприятие новой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип; в обратном случае ассимиляция или культурный отбор невозможен » (Маргарет Мид, американский антрополог)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ (по Н.Я.Данилевскому) 16 Культурно-исторический тип представляет собой единство религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного развития. Египетский Древнесемитский Индийский Китайский Иранский Греческий Римский Еврейский Аравийский Мексиканский Перуанский Германо- романский Н.Я. Данилевский - русский социолог, этнограф, культуролог Распада Возникновения и кристаллизации Процветания Славянский Северо- американский

Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств Любые социальные преобразования будут безуспешными, более того - разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам Отличительная черта «психического настроя» германо-романских народов – насильственность и чрезмерно-развитое чувство индивидуальности; отличительная черта славянских народов – прирождённая гуманность. Политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России «Европа враждебна России» (Николай Данилевский) 17

18 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ТЕОРИИ О.ШПЕНГЛЕРА «Рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена» (Освальд Шпенглер) Египетская Вавилонская Китайская Греко-римская Индийская 3. Старость и закат 1. Рождение и детство 2. Молодость и зрелость Западно- европейская Майя Византийско- арабская Русская Нисхождение (цивилизация) Восхождение (культура)

19 ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ А.ТОЙНБИ «Истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства – это локальные цивилизации» (Арнольд Тойнби) Развившееся цивилизации: западная, русская, византийская, иранская, арабская, индийская, японская, корейская, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская Механизмом рождения цивилизаций является взаимодействие вызова и ответа Рост цивилизации состоит в интенсивном внутреннем самообогащении или самовыражении Цивилизации гибнут не от внешнего врага, а от своих собственных рук

20 ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ П.СОРОКИНА Подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры Рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение и трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания Считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего».

21 преобладает эмпирически- чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения Представляет собой некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума» ТИПЫ КУЛЬТУР (по П.Сорокину) Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, выделил три типа культуры Своеобразие каждого типа культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями.

22 существуют крупные культурные суперсистемы, они функционируют как реальное единство и не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой суперсистема зиждется на конечной ценности, которую она порождает, развивает и реализует на протяжении своего жизненного пути, и она становится причинно- смысловым единством каждая суперсистема сохраняет свою самобытность, самотождественность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах, а внешние воздействия ускоряют либо замедляют, затрудняют или облегчают развертывание ее внутреннего потенциала в процессе развития цивилизации следуют собственным курсом, проходя по этапам зарождения, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения в каждый данный момент жизненный путь суперсистемы и человечества в целом претерпевает изменения и вместе с тем обеспечивает сохранение преемственности, подвергаясь сходным повторам, ритмам, тенденциям общее число суперсистем в истории человечества невелико, число же малых культурных систем практически безгранично в жизненном цикле всех цивилизаций существуют сходные фазы наше время отмечено глубочайшим кризисом - символом конца эпохи преобладания чувственной, теоретической, секулярной, прометеевской, научно-технологической культуры и перехода к интегральному типу цивилизации

модернизация не обязательно означает вестернизацию, так как распространение западных ценностей не приводит к возникновению всеобщей цивилизации новый мировой порядок формируется на основе цивилизаций, а попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую являются бесплодными демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мира претензии Запада на универсальность приводят к конфликтам с другими цивилизациями, особенно с исламом и Китаем впервые в истории глобальная политика многополюсная (полицивилизационная) изменяется баланс сил между цивилизациями за счет снижения влияния Запада и возрастания мощи азиатских стран выживание Запада зависит от способности американцев подтвердить свою западную идентификацию и консолидации христианской цивилизации против вызовов других культур незападные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур на линиях разлома цивилизаций отмечаются этнонациональные и этноконфессиональные конфликты и войны 23

внутри одного государства между группами из разных цивилизаций между соседними странами, принадлежащими к различным цивилизациям ФОРМЫ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ (по С.Хантингтону) на глобальном или макроуровне между региональными державами, принадлежащими к различным цивилизациям Сэмюэль Хантингтон - американский политолог, создатель геополитической концепции «столкновения цивилизаций» могут проходить как мирным образом, так и с применением военной силы между группами, пытающимися создать новые государства на обломках прежних 24

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОЛАНДШАФТА И ЭПИЦЕНТРА КОНФЛИКТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Китайская Японская Индуистская Православная Западная Исламская По В.Деркачеву многие исторические эпицентры конфликтов расположены на тройных конфессиональных границах мировых цивилизаций западнохристианской, православной и исламской (Балканы, Левант, Крым) исламской (арабской, тюркской), индийской и китайской (Афганистан, Таджикистан, Пенджаб) православной, китайской и японской (Маньчжурия) 25