Система контроля и мониторинга процесса введения ФГОС Е.В. Блохина, к.п.н., доцент кафедры УОУ НИПК и ПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Advertisements

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (По материалам выступления Шмельковой Л.В., зам. начальника отдела Департамент.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
Хорошая школа для достойной жизни Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Введение ФГОС НОО Школа при Посольстве России В Турции.
Транксрипт:

Система контроля и мониторинга процесса введения ФГОС Е.В. Блохина, к.п.н., доцент кафедры УОУ НИПК и ПРО

2 КОНТРОЛЬ Контроль (В.И. Даль) – учет, проверка отчетности Внутришкольный контроль- целостный процесс, который обеспечивает системный анализ и коррекцию деятельности всех участников образовательной деятельности при условии толерантности и уважения личности. Внутришкольный контроль – систематическая, сознательная, целенаправленная проверка работы учителя администрацией школы, одна из форм руководства педагогическим коллективом Внутришкольный контроль – вид деятельности руководителей совместно с представителями общественности по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно – воспитательной работы школы на диагностической основе. Справедливость контроля достигается введением стандартов (норм, эталонов, требований), предварительно согласованных с коллективом, обоснованием и аргументированностью оценочных суждений в процессе контроля

3 наблюдение проверка документов опрос тестирование оперативный разбор ретроспективный разбор мониторинг анкетирование диагностика

4 Мониторинг Мониторинг (от анг. Monitoring –контроль, проверка) Постоянное непрерывное наблюдение за действием какой-либо системы. Социально - экономическим, демографически и иным процессом для выявления их соответствия намеченным тенденциям и результатам раннего предупреждения нежелательных событий. Отслеживание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, в том числе радиационного фона, в связи с хозяйственной деятельностью человека. Сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому либо вопросу.

5 Мониторинг в ОУ - ЭТО СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, АНАЛИЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ НЕПРЕРЫВНОЕ СЛЕЖЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СИСТЕМ ОУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИХ РАЗВИТИЯ

6 Соотношение понятий Внутришкольн ый аудит (самоаудит ) Диагностика Внутришкольный контроль Мониторинг

7 Цель мониторинга - это сбор, обработка, хранение и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения т.е. получение достоверной информации о качестве образования

8 Задачи мониторинга качества образования – поиск ответов на вопросы : О чем мы будем собирать информацию? Объекты мониторинг На основании чего будем проводить сравнение данных при сборе информации? Критерии и показатели Как будем собирать информацию? Формы и методы мониторинга. Субъекты мониторинга Каким образом будем ее обрабатывать? Методы обработки информации С помощью каких методов будем анализировать? Какую информацию и каким образом будем ее хранить? Методы анализа информации, место и способ хранения. Кого и каким образом будем информировать о результатах мониторинга? Потребители информации Как мы будем работать дальше? Какие изменения введем в школьную систему образования? Управленческие решения на основе данных мониторинга

9 Понятие «критерий» Для оценки необходимы критерии Критерий (от греч. Kriterion – средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо; мерило суждения, оценки. Измеряемую строну критерия представляют с помощью показателей (индикаторов)

10 Показатели результатов 1. Результаты обучения Уровень учебных достижений Отношение среднего балла по ЕГЭ к среднему по группе регионов/средне региональному Получение полного среднего образования Коэффициент охвата полным средним образованием, В т.ч. в учреждениях начального и среднего профессионального образования Уровень внеучебных достижений Количество участников олимпиад и конкурсов на 1000 учащихся общего среднего образования Потери в системе Доля выбывших из образования по т.н. « неуважительным » причинам Повторное обучение Доля второгодников

11 Виды мониторинга По масштабу целей образования (стратегические, тактические, оперативные); По этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); По временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); По частоте процедур (разовый, периодический, систематический) По охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); По организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); По формам объект - субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); По используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный) По содержанию (педагогический, психологический, валеологический и т.д.)

12 Методики сбора информации Для контроля за учебным процессом: Методики оценки качества деятельности учителей; Методики оценки качества проведения урока; Методики оценки деятельности МО учителей; Рейтинговая система оценки ЗУНов учащихся; Для контроля за работой с кадрами: Процедура аттестации педагогических работников; Процедуры оценки уровня профес. подготовки кадров; Технологию коллективного, взаимо- и самоконтроля членов педагогического коллектива и учащихся; Для контроля за работой с контингентом учащихся: Использование пакетов психологических тестов; Медицинские методы контроля за состоянием здоровья учащихся; За контролем за МТБ: Методы измерения оснащенности школьных помещений; Методики оценки технического оснащения школы

13 Мониторинг качества образования Объект мониторинга Критерий ПоказательМетодика Образовательные результаты Обученность Уровень знаний по предмету Тест обученности Сформированнос ть умений учиться Диагност. работа «Навыки учебной работы» Обучаемость Темп продвижения в освоении ЗУН Психологическая методика Условия достижения образовательных результатов Валеологические ресурсы Валеологическая кривая расписания Гигиенические требования к расписанию Цена достижения образовательных результатов Нагрузка учащихся Число проверочных работ в единицу времени Анализ журналов Анализ программы внутришкольного контроля

14 Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

15 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность требований

16 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)

17 Стандарт: ориентация на результаты образования. Системно - деятельностный подход Следствия Результаты образования – ключевое понятие Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)

18 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

19 Требования к структуре основная образовательная программа –целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов внеурочная деятельность время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)

20 Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности

21 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения

22 СИСТЕМА обеспечения введения ФГОС нормативное финансово- экономическое организационное кадровое информационное материально- техническое

23 Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Примерная основная образовательная программа начального общего образования Плана-график введения ФГОС Инструктивно-методическое письмо Порядок проведения экспертизы учебников Федеральный перечень учебников Федеральные требования Основная образовательная программа начального общего образования Нормативная база образовательного учреждения

24 Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Методика формирования расходов на реализацию ФГОС Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников учреждения Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками

25 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования принятие идеологии ФГОС общего образования освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС

26 Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно-методические семинары) Обновление должностных инструкции работников учреждения

27 Организационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Федеральный координационный орган по подготовке и введению ФГОС Всероссийские семинары- совещания, научно-практические конференции Общероссийский мониторинг введения ФГОС Серия научно-методических изданий Координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей Модернизация системы методической работы Привлечение органов государственно-общественного управления к проектированию основной образовательной программы школы

28 Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Информирование общественности (СМИ, научно-методические издания,официальные сайты www. www. isiorao.ru и др..).ru Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ по введению ФГОС Изучение общественного мнения Публичный отчет Сайт учреждения

29 Материально-техническое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Федеральные требования Требования к объектам инфраструктуры учреждения, их оснащению Оборудование помещений Учебно-методические комплекты, ЭОР Банк программ, разработок занятий, дидактических материалов

30 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий -определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая - организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

31 Что дальше? Уровень образовательного учреждения : - разработка основной образовательной программы, включающей : - пояснительную записку - планируемые результаты освоения основной образовательной программы - учебный план(ы) - программу формирования универсальных учебных действий - рабочие программы учебных предметов, курсов - программу духовно-нравственного развития, воспитания - программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - программу коррекционной работы - систему оценки достижения планируемых результатов - разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения - модернизация системы методической работы - организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС - создание условий реализации ООП

32 четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля работ по разработке и реализации проекта; устанавливать соответствие фактического хода работ запланированному; осуществлять сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработку и анализ; обеспечивать информирование о состоянии работ по разработке и реализации проекта членов Совета по введению ФГОС, участников проекта своего уровня управления, а также выше и нижестоящего по иерархии (муниципального и регионального). Задачи системы контроля (мониторинга):

33 Этапы введения ФГОС Содержание проектной деятельности Виды внутришкольног о контроля Виды муниципального и регионального мониторинга Подготовительн ый Разработка проекта введения ФГОС Предварите льный (3 этапа) Предварительны й Внедренческий Реализация проекта введения ФГОС Текущий Итоговый Подведения итогов реализации проектов. Итоговый Система контроля и мониторинга введения ФГОС

34 Система мониторинга готовности ОУ к введению ФГОС Вид мониторинга Объекты мониторинга Цель Субъекты мониторинга Методы сбора информации Сроки, перио дично сть Предвари тельный Условия Определить уровень созданных условий Администра ция ОУ (аудиторска я группа) Анализ документов 1 Текущий Условия Определить темп и качество внедрения изменений Администра ция ОУ (аудиторска я группа) Анализ документов, собеседование, анкетирование 1-… Итоговый условияопределить соответстви е созданных условий требуемым Администра ция ОУ (аудиторска я группа) Анализ документов, собеседование, анкетирование 1

35 Предварительный мониторинг: 3 этапа 1 этап: цель – выявить стартовые возможности введения ФГОС с целью разработки плана деятельности ( с ); 2 этап: цель – определить достоинства и недостатки хода работ по формированию готовности к внедрению ФГОС (декабрь март 2011); 3 этап: цель – определить уровень готовности к введению ФГОС (май-июнь 2011).

36 Вид контроля Анализ данных контрол я /монит ор Выработк а решения Приняти е решения Сроки исполнени я решения Ответственн ые за исполнение решения Предваритель ный Текущий Итоговый Система принятия решений по итогам контроля Результатом контроля должна стать выработка решения по корректировке: в составе работ по реализации единичных проектов; в запланированных результатах работ; в сроках их начала и окончания; в составе ответственных исполнителей; в конечных целях проекта.

37 Виды мониторингов Статистический мониторинг: цель – получить информацию о наличии / отсутствии необходимых требований Содержательный мониторинг: цель – определить качество (соответствие требованиям) требуемых материалов, документов, условий и т.д.

38 Готовность к профессиональной деятельности Цель: обеспечение профессиональной готовности педагогического коллектива к введению ФГОС НОО. Профессиональная готовность педколлектива мотивационная когнитивная технологическая

39 Готовность всех субъектов образовательной деятельности к внедрению ФГОС Мотивацио нная когнитивнаятехнологическая ДиректорООП, норм. база,долж инстр., лок. акты, УМК, внеур.деят, услов. ООП, норм.баз, инструкции должност. Локальные акты, Зам. Дир. Учителя Долж.инст. УМК, внеур. Деят. Метод.раб Пов.кв Дети РодителиУМК, внеур. Деят.

40 ТРЕБОВАНИЯ УСЛОВИЯСТРУКТУРА ООПРЕЗУЛЬТАТАМ КАДРЫСООТВЕТСТВИЕ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯМ (СТРУКТУРА, ИННОВАЦИОННОСТЬ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И Т.Д.) ПРЕДМЕТНЫЕ МТБСООТВЕТСТВИЕ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТАМ ТРЕБОВАНИЯМ ЛИЧНОСТНЫЕ ИКТМЕТОПРЕДМЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

41 Для реализации образовательной программы необходимы следующие условия Образовательная программы должна воплощать идеи государственной политики в области образования, быть адекватной целям и задачам начальной школы на современной этапе. Образовательная программа для начальной школы должна обеспечивать непрерывность образования, то есть обеспечивать преемственность в развитии ребенка между дошкольной ступенью и начальной, между начальной школой и средним звеном. Приоритетное условие организации образовательного процесса – сохранение физического и психического здоровья детей. Личностно – ориентирование взаимодействие взрослых и детей; предоставление каждому ребенку возможности выбора. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности. Сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельности, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

42 Успехов в работе !