Современное информационное общество; общественное мнение; функции СМИ; методы влияния и методы манипулирования; особенности воздействия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Advertisements

Роль СМИ в политической жизни Подготовила: Похабова Мария ученица 11 «А» класса БСОШ 1.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Тема 8. Общественное мнение Многообразное социально-психологическое явление, выступающее специфическим проявлением общественного.
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Средства массовой информации – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.
Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Политика и власть 9 класс.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Тема 9. Политика, культура и сознание 1. Политическое сознание: сущность, структура, типология. 2. Понятие, структура и функции политической культуры.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
Реклама как форма коммуникаций СТУДЕНТКА 1 КУРСА АБР/БАК-18 МАЛИНОВСКАЯ ЯНА.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Доклад на тему Анализ родственных понятий «имидж», «стереотип», «репутация», «престиж».
Транксрипт:

Современное информационное общество; общественное мнение; функции СМИ; методы влияния и методы манипулирования; особенности воздействия

Современносеть Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерносетью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Мир СМИ неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе. Эти процессы есеть пища, основа развития СМИ. Отсюда можно сделать вывод, что СМИ полносетью зависимы от общества. Возможно, так было раньше, по мере развития и становления СМИ. Однако в современном мире, когда СМИ стали не только средством передачи информации, но и сильнейшим инструментом манипулирования и насаждения новых ценностей, а также, создания контр ценностей, уже сложно чётко определить эти зависимости. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способносеть думать, размышлять.

Особое беспокойство вызывает факт воздействия СМИ на молодое поколение. То, что это воздействие сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями, и ситуацией в обществе в целом. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Надо признать, что СМИ стали одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва ли теперь можно поспорить.

Определение общественного мнения Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есеть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Поэтому для начала: что такое общественносеть? Общественносеть это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации во-вторых, сознающих неопределенносеть и проблематичносеть ситуации в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию. Общественное мнение специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное отношение больших социальных групп ( в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Общественное сознание это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности.* СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение, т.е. отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Отношение определяется рядом факторов: 1) личные физические и эмоциональные компоненты индивидуума, включая возраст, общественный статус, физическое состояние; 2) культурные жизненный стиль конкретной страны (Россия, США или Япония) или географического района (городского или периферийного); 3) образовательные уровень и качество образования человека; 4) семейные учитывающие происхождение людей (дети часто приобретают мировоззренческие особенности родителей еще в раннем возрасте и сохраняют их в дальнейшем); 5) социальный класс позиция в обществе. Изменение социального статуса людей влечет изменение их отношений. Так, студенты учебных заведений могут изменить свое отношение к общественным явлениям после вхождения на рынок труда и начала профессиональной деятельности; 6) этническая принадлежносеть как стиль жизни.

Функции общественного мнения Существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.п. Общественное мнение выступает в экспрессивной (контрольной), консультативной и директивной функциях. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Внушением считают воздействие на личносеть, приводящее к появлению у человека вопреки его воле и сознанию определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Функции экспрессивная в данной функции общественное мнение выступает в качестве контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной власетью консультативная Общество выражает свою точку зрения по какую-либо проблеме и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. директивная проявляется в том, что общественносеть выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер.

Структура информационного рынка России(2013 г.) Виды Средств Массовой Информации.

Влияние Средств Массовой Информации В условиях информационного общества человек подвержен одновременному влиянию печатных и электронных СМИ, радио и телевидения – своего рода манипулированию. Так за счет чего подобное манипулирование становится возможным, и кто является «манипулятором»? В большинстве своем СМИ – проекты коммерческие, следовательно, они стараются максимизировать свою прибыль (в том числе от размещения рекламы). А сделать это несложно – стоит увеличить число потребителей (читателей, зрителей, слушателей), что достигается злободневносетью, сенсационносетью преподносимой информации, оперативносетью реагирования на события и некоторыми иными средствами. С другой стороны, манипулятором может выступать власеть, при этом через СМИ органы власти стараются «навязать» обществу, массам определенные смыслы, побудить к действию, повысить свою авторитетносеть или, напротив, снизить политический вес своих оппонентов. СМИ используют довольно широкий арсенал методов влияния на общественное сознание, в первую очередь можно выделить преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное воздействие, которые достигаются в основном лингвистическими средствами.

Взаимодействие средств массовой информации с этапами формирования и развития общественного мнения. Объективные события и факты Индивидуальное (личное) мнение Обмен мнениями в процессе общения Коллективное (групповое) мнение Интеграция коллективных мнений Новое общественное мнение (или частично измененное) Средства массовой информации Нормы общественного мнения Согласно законам «о печати», средства массовой информации обязаны адекватно отражать все точки зрения. Однако на их объективносеть влияют многочисленные условия: 1) позиции владельцев средств массовой информации, то есеть интересы учредителей данных СМИ; 2) требования рекламодателей (кто платит деньги, тот «заказывает музыку»); 3) просьбы правительства (если позвонит премьер- министр – трудно отказать); 4) мнение элитных групп, которые в настоящее время находятся у власти и способны влиять на социальные процессы; 5) личные ориентации самих журналистов, их политические взгляды, убеждения, ориентации. Современная пресса (средства и лица, распространяющие информацию), нередко, подразделяется на две категории: 1) негативная (тотальная критика или, наоборот, одобрение всех без исключения сфер жизни, тенденциозное освещение фактов социальной действительности в пользу одной точки зрения); 2) позитивная (сдержанное, максимально объективное освещение событий, допускающее различные оценки).

Преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации Связано с созданием лжесобытий, искажением, утаиванием информации, манипулированием со временем и местом ее подачи.

Методы эмоционального воздействия использование сенсаций, то есеть таких событий, которым придается настолько высокая важносеть и уникальносеть, что внимание публики практически полносетью концентрируется на них. Благодаря использованию сенсаций можно умолчать о каких-либо фактах и событиях или ослабить реакцию на какое-либо событие, предшествующее сенсационному. Сенсационно сеть состоит в том, что аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол – то есеть в сообщение создается ситуация альтернативы, построенная на противопоставлении двух и более заведомо неблагоприятных исходов. Метод запугивания представляет собой эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, насилия, убийств и т. д. Медианаси лие заключается в дроблении информационного потока на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом; в результате, аудитории не удается сформировать правильной, полноценной и адекватной действительности картины событий. Метод фрагментации позволяет «высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» – в форме утверждения». Подобная форма исключает всевозможные обсуждения, заставляя аудиторию принимать описываемый факт как данносеть. Упрощен ие придает утверждениям дополнительный вес, заставляет аудиторию акцентировать внимание на наиболее важных для манипулятора моментах. Именно на методе повторения основана большая часеть рекламы. Повторен ие использование термина в тексте информационного сообщения всегда повышает его авторитетносеть, позволяет передать коннотативное значение, что, в свою очередь, может вызвать положительную либо отрицательную реакцию аудитории к описываемому событию. Использование терминологиче ской лексики «создается панорамносеть образа, позволяющая выходить за пределы конкретной ситуации» благодаря им становится возможным избежать употребления грубых, нетактичных слов и выражений в текстах СМИ, либо напротив, намеренно включить их в сообщение. Использовани е эвфемизмов и дисфемизмов По принципу замены одной лексической единицы другой строятся, когда в зависимости от цели сообщения ответственносеть за выполнение какого-либо действия приписывается неодушевленному предмету либо, соответственно, одушевленному. Приемы овеществлен ия и олицетворен ия Эффект присутствия «позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу – «очевидец всегда прав» Эффект присутстви я Введение мнения эксперта придает тексту сообщения большую весомосеть, авторитетносеть, достоверносеть. Введение эксперта