Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: презентация на тему:"Красная книга народов России" к уроку "Население России"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н АРОДЫ СЕВЕРА Работу выполнила ученица 8«А» класса Маслова Елизавета.
Advertisements

Эвенки. Работу выполнила Ученица 9 класса Б Средней школы 7 Лебедева Лиза.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Трубачевская СОШ » Быт и обычаи народов Сибири Автор: Горковенко Ирина Дмитриевна Учитель истории,
Коренное население края - финно-угорские племена: ИЖОРА, ВОДЬ, ВЕПСЫ.
Долганская народность сложилась в XIX начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так.
Карта Сибири. . В Сибири жило немало племен, но численность населения была невысокой. Там были суровые климатические условия и поэтому мешали освоению.
МАЛЫЕ НАРОДЫ РОССИИ ВОДЬ. Водь (самоназвание ва́ддялайн (водск. vaďďalain), вадьякко, водь, редкоевожане) малочисленный финно-угорский народ в Российской.
Народы Сибири до присоединения к России Подготовил Зайцев Борис 7а.
Презентацию выполнил: ученик 9 класса «А» Пашков Павел.
Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом. Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от.
Население Бурятии Урок На 1 января 2007 года в республике проживало 960 тыс.человек, представителей более 160 национальностей. Самая многочисленная.
Презентация скачана с xxx.ru Н АРОДЫ С ИБИРИ Презентацию подготовили: Греб Антон Бальцер Максим Блохин Иван.
Проблемы малых народов Красноярского края Цель: Узнать какие коренные народы проживают на территории Красноярского края. Сколько всего коренных народов.
Г е о г р а ф и я культуры Формирование языков и их влияние на образование этносов и государств.
Автор: учитель географии Миронов Владимир Викторович.
Сиби́рь обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока Тихим океаном, с севера Северным.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Население Дальнего Востока.. Где расселялись люди на Дальнем Востоке ? Основная часть населения сосредоточена в зоне Транссибирской железнодорожной магистрали,
Население Европейского Юга. Население Северного Кавказа составляет 18 млн. человек (12% от общероссийского). Р азмещено население крайне неравномерно.
Наша Родина: от Руси к России Древняя Русь (IX – XIII века) Московская Русь (XIII –XVI века) Россия, Российская империя (XVII – XIX, начало XX века) Советская.
Транксрипт:

презентация Ученицы 5 класса МБОУ гимназии 69 Дементьевой Кристины куратор Знаменщикова Г.М

В перечне коренных малочисленных народов России – сорок шесть национальностей. Самый многочисленный из малочисленных народов – ненцы, их человек. Самый малочисленный – водь: 64 человека. Общая численность населения, относящегося к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в 2010 году возросла по сравнению с 2002 годом на 9567 человек и составила человек. За межпереписной период – восемь лет – увеличилась численность только шестнадцати народов: абазины, долганы, ительмены, манси, ненцы, сету, сойоты, теленгиты, тубалары, ханты, челканцы, чукчи, шапсуги, эвенки, эвены и юкагиры. По остальным включенным в перечень малочисленных народов отмечено снижение численности. Один народ совсем исчез. Алюторцы, который по данным переписи населения 2002 года было 12 человек, в 2010 году переписью не зафиксированы.

Долганы тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано- Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок чел., в Якутии ок чел.). Верующие православные. Долганы // Сибирь. Атлас Азиатской России.

Долганская народность сложилась в XIX начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренныхкрестьян. Энциклопедическийсловарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние угли Якутского края Долганы // Сибирь. Атлас Азиатской России.

Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского. По мнению Е. И. Убрятовой, долганский язык сложился в результате распространения якутского языка среди эвенков рода Дулган в конце XVI века и позднее среди других групп эвенков. В долганском языке выделяются норильский, пясинский, аварский, хатангский и попигайский говоры.. Долганы // Народы России. Атлас культур и религий.

Оленеводство у долган имеет явно скрещенный характер. Летняя вьючно- верховая езда на оленях - тунгусского типа (Рис. 3), зимняя езда на санках – самодийского, хотя с тунгусским передовым. Долганы доят оленей как тунгусы, но имеют пастушьих собак, как самодийцы. А низкие нарты турку и туркучанка очень напоминают русские нарты для езды на собаках. Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник.

Одежда таймырских народов так же хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, в которых они обитают, и промысловой деятельности. Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитье одежды считалось обязанностью женщин. У долган краевая национальная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол. Это объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Украшали одежду вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний красивых узоров, он таит в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Вышивка может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню. Долганы.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Камчада́ли этнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, Магаданской области, Чукотки, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадали обозначали ительменов // Большая Советская энциклопедия, 1953 г. том 19, стр. 552 в

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и вследствие своей немногочисленности в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско- ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения Хаховская Л. Н. Камчадали Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан, 2003

По результатам переписи 2002 года на территории России проживает 2293 камчадалов, выделенных в отдельную народность Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации»

Численность камчадалов в населённых пунктах Камчатки (2002 г.): Камчатский край: посёлок Ключи 472 село Мильково 388 город Петропавловск- Камчатский посёлок Усть-Камчатск Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года 255

Водь живут в Ленинградской области. Относятся к беломорской-балтийской расе большой европеоидной расы. Водский язык, относящийся к (прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь («волжане») древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в.; с вхождения в состав Новгородских земель среди води постепенно распространяется православие. В источниках XVIII в. известны также как чудь. Водь, переселенная в XV в. Ливонским орденом на латышские земли, известна как кревинги. Сокращение численности води в средние века связано с войнами на территории Ингрии и постепенной ассимиляцией русскими и ижорой. Конькова О. И. Водь. Очерки истории и культуры. СПб., с

В традиционной материальной культуре сильно русское влияние. До начала XIX в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек - льняная белая, у замужних - синяя суконная, поверх - короткая кофта; пожилие женщины носили одежду типа рубахи. Головные уборы включали жесткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника, одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники, украшенные вышивкой, нитью, бисером, раковинами каури. Водь, жившая по р. Луге, носила поверх рубахи несшитую юбку, заимствованную у западной ижоры. Во II половине XIX в. обычным становится русский сарафан. Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности. Характерны обще деревенские культовые братчины с коллективной варкой пива. До XX в. сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др Конькова О. И. Водь. Очерки истории и культуры. СПб., с

Местом расселения водского народа за несколько столетий до современной эпохи были территории от Северо-Восточной Эстонии до Ладожского озера, а на юге тянулись до самого Новгорода. Однако в XIX-XX вв. водь жила только в деревнях Западной и Северной Ингерманландии, к северо-востоку от Нарвы. Осенью 1990 г. финские учёные получили от официальных советских властей информацию, что в России проживает 67 человек водской национальности. Е. А. Рябинин Финно-угорские племена в составе Древней Руси. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997

Сойоты (или саяты) коренной малочисленный народ России в республике Бурятия (населяет Окинский район Бурятии). Сойоты – потомки саянских самодийцев, являвшихся частью древнейшего самодийского населения Восточных Саян, оставшиеся в пределах своей прародины и подвергшиеся впоследствии тюркизации, которая охватила прежде всего язык и лишь частично затронула хозяйство, материальную культуру и мировоззренческую систему. Первые письменные свидетельства о сойотских племенах относятся к XVII веку.

Основным занятием сойотов на протяжении веков, как и сейчас, является кочевое скотоводство (в том числе разведение оленей, яков). Язык сойотов после тюркизации сойотской- цатанский язык (близкий тувинскому). По переписи 2002 г. в Бурятии из 2739 сойотов бурятским владеют 2623 чел. (96%), а чел. также и русским (89%). Сойоты // Сибирь. Атлас Азиатской России.

Численность сойотов в населённых пунктах (2002 г.) Республика Бурятия: улус Сорок 614 село Орлик 569 село Хужир 314 город Улан-Удэ 191 улус Хурга 159 посёлок Боксон 139 улус Алаг-Шулун 134 База микро данных Всероссийской переписи населения 2002 года

По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года 3,9 тысяч. Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков. По российскому законодательству официально являются малим народом. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.)

В России живут на территории исторической Шапсугии в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, а также в Адыгее. Шапсуги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб.,

Ведущие отрасли хозяйства земледелие и садоводство. Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами. Они сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овес; с конца 18 века распространилась кукуруза. В горах разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место в хозяйстве шапсугов принадлежало садоводству и виноградарству; занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились в пище (мамалига из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров). Энциклопедический словарь

Мужчины-шапсуги носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины наголовныс платки. В общественно-семейном быту сохраняются патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша, а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, Энциклопедический словарь

Сету (Сето) этнографическая группа эстонцев, проживающая в пограничной зоне Эстонии и в Печорском районе Псковской области и со здавшая свою самобытную культуру: говорит на особом диалекте эстонского языка, по национальной одежде и православным обычаям близка к русским и белорусам. Своё место компактного проживания сету называют Сетумаа - «земля Сету». Сетумаа - зона пограничья нескольких культур. Здесь до настоящего времени сохранились традиции, общие для волжско - финских, прибалтийско - финских и славянских народов.

В одежде традиционен белий цвет, но нередок и синий. Оторочки кафтана, орнамент на рукавах, передник, как правило, красного цвета. Традиционное украшение женщин сету - «сыльг». Это большая серебряная бляха в форме полушария, закрывающая всю грудь, серебряные цепочки с навешенными монетами, крестики. Нашейное украшение в форме листьев, число которых доходило до дюжины, называется «лехет». Сетуские женщины по примеру русских стали носить серёжки, хотя для эстонок серёжки не типичны. Алексеев Ю.В., Манаков А.Г. Народ сету: между Россией и Эстонией. М.:Издательс тво «Европа», 104 с. 2005

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Псковской области проживает 176 человек народности сето (сету). Современная территория расселения сету в Печорском районе - это деревни и хутора сету в Круппской волости вдоль эстонской границы, кроме того - расположение в юго - западном направлении от Нового Изборска до Паникови - чей с небольшим ответвлением в сторону города Печоры. Здесь действует этнокультурное общество сету, членами которого являются все сету, проживающие на территории Печорского района. В деревне Сигово есть музей - усадьба народности сету. В Печорах осталась и одна школа, в которой по желанию ученика, его родителей обучение ведётся на языке сету. При школе существует небольшая фольклорная группа, где учащиеся приобщаются к языку сету, их традициям и национальному искусству. Алексеев Ю.В., Манаков А.Г. Народ сету: между Россией и Эстонией. М.:Издате льство «Европа», 104 с. 2005

Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 в Печорском районе