Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Приспособленность растений к условиям жизни в лесном биогеоценозе.Лабораторная работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У покрытосеменных бывают одиночные цветки или собранные в группы (соцветия). В первом случае цветки обычно большие и яркие. Так легче привлекать насекомых.
Advertisements

Кустарниковая растительность
Презентация "Растения семейства Розоцветные".
Цветок. Строение и значение цветка Цветок - орган семенного размножения цветковых растений. Цветок это укороченный и ограниченный в росте побег.
На территории Пензенской области произрастает 1200 видов высших растений. В список редких и исчезающих видов растений для Красной книги Пензенской области.
Какие растения растут в лесу. УМК "Планета знаний", 4 класс, Окружающий мир.
Мощная листопадная лиана, достигающая м длины; обвивая стволы высоких деревьев. Кора темно- коричневая, отслаивающаяся продольными полосками. Усики.
Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Соцветия. 6 класс
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия 7» Саратов 2016 г.
ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ 6к л а с с Учебник Н.И. Сонина.
Цели: Сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе; Ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека; Развивать.
О РГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ Побеги Цветки Листья Плоды с семенами Корень Репродуктивные органы Вегетативные органы Стебель Почки.
Внешнее строение цветкового растения Биология, 7 класс.
Растения Югры. 1. Кувшинка снежно-белая Кувшинка снежно-белая многолетнее водное растение. Отличается от кувшинки белой более светлыми цветками. Корневище.
Строение цветковых растений Органы цветкового растения Корень укрепляет растение в почве, поглощает из почвы воду и минеральные соли. Корень укрепляет.
Цветок, его строение. Соцветия. МОУ Заболотовская СОШ Коленова Ю.Н.
Выполнила: О.М. Смирнова учитель биологии Муниципальное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа
Соцветия Автор: Лабунец Ольга Юрьевна учитель биологии МОУ СОШ 4 г. Мытищи Соцветия Prezentacii.com.
Лилейные. Авторы : Богдашова Анюта Сергеевна и Кодзокова Амина .
Строение цветка 1- цветоножка 2- цветоложе 3-чашелистики 4- лепестки венчика 5-тычинка 6- рыльце пестика 7- завязь пестика.
Транксрипт:

Презентация к лабораторной работе 1, 10 класс учителя биологии МБОЦ СОШ 63 города Тулы Фединой Аллы Ивановны

Однородный участок земной поверхности с определённым составом живых( биоценоз) и абиотических (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва, влага и прочие условия окружающей среды) компонентов, объединённых круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс.

Ярус- Часть слоя в биоценозе и агроценозе, к которой приурочены ассимилируй ющие или запасающие органы растений.

Ярусность- Пространственно- структурное расчленение толщи биогеоценоза(экосистемы) на ярусы, слои, пологи и т.д.Различают ярусы в пространстве(надземные и подземные) и во времени(разно временное участие видов в жизнедеятельности сообщества).

Рассмотрите шишки и семена ели(или сосны). Укажите признаки, свойственные голосеменным растениям. Какова роль крылатки у семени? Определите, в какой ярус входят эти растения? Укажите, какое условие среды обитания является необходимым для размножения и распространения этого растения. Сделайте вывод о приспособленности ели( или сосны) к условиям существования в лесном биогеоценозе.

Рассмотрите гербарий с побегом цветущей черёмухи. Определите тип соцветия у растения. Отметьте окраску цветков. Охарактеризуйте значение цветков и соцветия для лесного растения. Определите, в какой ярус лесного биогеоценоза входит этот вид растения. Укажите, какое условие среды обитания является необходимым для размножения и распространения этого растения. Сделайте вывод о приспособленности черёмухи к условиям существования в лесном биогеоценозе.

Рассмотрите гербарий травянистых растений лесного биогеоценоза- кислицу и майник. Сравните общий облик данных растений и укажите их общие черты. По внешнему облику растений обоих видов ( по их надземным и подземным органам) смоделируйте условия, в которых обитают эти виды. Назовите ярус лесного биоценоза, куда входят оба эти растения. Сделайте вывод о приспособленности кислицы и майника к размножению и распространению в условиях существования лесного биоценоза.

Цель работы: Сравнить приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни. Оборудование: гербарий (побег черемухи, кислицы и майника), шишки ели с семенами. Выполнил: ученик 10 класса «А» МБОУСОШ 63 Чекрыжов Вячеслав

Шишки ели продолговато- цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают по созревании семян целыми в первый год оплодотворения. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 34 см. Шишки состоят из оси, на которой расположены многочисленные кроющие чешуи, а в их пазухах семенные чешуи, на верхней поверхности которых обычно развивается по 2 семяпочки, снабжённых так называемым ложным крылом. Сама ель принадлежит ярусу 1.

Семена созревают в октябре, разносятся по ветру, с помощью крылаток. Крылышки расположены под углом одно к другому. Даже в безветренную погоду семя не падает, а падает вращаясь, что значительно увеличивает время его падения. Это позволяет разлетаться семенам на большие расстояния. Соответственно, увеличивается ареал распространения данного растения.

Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь, белка), имеют крылатки, благодаря этому распространяется на большие расстояния и увеличивает свой ареал распространения.

Цветки белые (реже розоватые), собраны в длинные густые поникающие кисти длиной 812 см, с сильным запахом, на цветоножках. Чашелистиков и лепестков по 5, тычинок 20, пыльники жёлтые, пестик один. Соцветие- кисть. Весенний медонос, даёт нектар и много пыльцы, привлекая множество насекомых.

Располагается в I -II ярусах, адаптации к существованию в лесном фитоценозе: сильно пахучие цветы, широкая крона, узкие темновато-зеленые листья.

Предпочитает влажные, богатые почвы с близким залеганием грунтовых вод. Растёт преимущественно по берегам рек, в приречных лесах и кустарниковых зарослях, по лесным опушкам, на песках, по лесным прогалинам. Является весенним медоносом, даёт нектар и много пыльцы, тем самым привлекая множество насекомых.

Растение с ползучим, иногда шишковатым корневищем. Очерёдные, большей частью тройчато- или пальчатосложные листья снабжены черешкам и и сложным отгибом. Листочки расположены лапчато, а иногда и перисто. Листья складываются и опускаются со сменой дня и ночи, при механическом раздражении, на ярком свету. Листочки кислицы, в зависимости от вида, могут быть зелеными и даже бордовыми или фиолетовыми. Цветки правильные, построенные по пятерному типу, лепестки белые, розовые или желтые, тычинок десять.. Цветки кислиц закрываются к ночи или в непогоду. Плод коробочка, раскрывающаяся по створкам. Семена, которых по нескольку в каждом гнезде, одеты мясистым покровом, который, лопаясь, эластично отскакивает, способствуя раскрыванию плода и разбрасыванию семян. Относится к 3 ярусу

От подземного тонкого, покрытого листовыми влагалищами корневища отходят длинные ползучие побеги. Наземный стебель развивается из конечной почки корневища; он небольшой, прямостоячий, у основания покрыт тремя листовыми влагалищами, ближе к верхушке несёт два черешчатых сердцевидно- яйцевидных листа. Заканчивается стебель кистью из мелких белых цветков. Цветки прикрепляются к пазухе небольших прицветников или поодиночке, или по 2 3. Околоцветник простой, из 4 белых лепестковидных распростёртых или несколько отвороченных листков; тычинок 4; пестик один с коротким толстым столбиком и маленьким рыльцем; Плод красная ягода с 12 семенами. Относится к 3 ярусу

Кислица обитает в условиях с более или менее достаточным, но не избыточным количеством воды в почве. Кислицы очень теневыносливые растения, в еловых лесах могут жить при освещённости, равной 1/200 от полного солнечного освещения. Майник растёт в хвойных и смешанных лесах, реже в лиственных лесах и на лесных лугах. Принадлежит к исчезающим растениям.

Кислица, также как и майник, может быть примером растений, которые приурочены лишь к определённым растительным сообществам, будучи хорошо приспособлены к свойственной этим сообществам фито среде. Успешно произрастающая в тёмнохвойных, в особенности еловых лесах в условиях значительного затенения