Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗ КАТЕРИНЫ И ДРАМА «ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА» Ильина Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ Борской СОШ 1 «О Ц»
Advertisements

А.Н.Островский Образ грозы в пьесе «Гроза» СОСТАВИЛА С. И. ТАРАСЕНКО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.
Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза» Работу выполнила Илюшкина Н.Н., учитель русского языка литературы МКВСОУ ОСОШ.
Цель : проанализировать образ героини ; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
ТЕМА УРОКА: « Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Преподаватель русского языка и литературы Г(О)БОУНПО ПУ 2 г. Липецка Макашова.
Драма «Гроза» А.Н.Островского Анализ IV и V действий.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
Образ героини драмы А.Н. Островского «Гроза» Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова в роли Катерины Выполнила : ученица 10 класса « А » Оршанская Кристина.
ТЕМА СУДА В ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ЦЕЛИ УРОКА Выяснить, как решается тема суда в драме А. Островского «Гроза»; Выяснить, как решается тема суда.
Драма «Гроза» А.Н.Островский. 2 Урок литературы 10 класс «Катерина в борьбе за свои человеческие права» Учитель- Малицкая И.Г. МОУ «Дружбинская СОШ» Оренбургская.
Трагедия Катерины Кабановой по пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» М.В. Старцева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
ИГРАЕМ ОСТРОВСКОГО ! Игра для 10- х классов. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 1. Продолжая семейную традицию, какую профессию выбрал поначалу Островский.
Транксрипт:

Морозова Н.Т. Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 32 г. Улан-Удэ

Морозова Н.Т. Проверка домашнего задания: 1. Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту. 2. Хозяева жизни. Дикой. 3. Хозяева жизни. Кабаниха. 4. Сходства и различия Дикого и Кабанихи.

Морозова Н.Т. План урока Положение женщины в русском обществе; Положение женщины в русском обществе; Домострой – памятник письменности 16 века Домострой – памятник письменности 16 века Катерина Катерина

Морозова Н.Т. Положение женщины в русском обществе в начале 19 века

Морозова Н.Т. В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта

Морозова Н.Т. Катерина. Имя – образ - судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная, благопристойная: 1. соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ – приличный, скромный

Морозова Н.Т. Жизнь в родительском доме Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?

Морозова Н.Т. Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Морозова Н.Т. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки? - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?

Морозова Н.Т. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…» «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»

Морозова Н.Т. Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме 1. Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.

Морозова Н.Т. Катеринао жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Морозова Н.Т. В доме Кабановых В доме Кабановых

Морозова Н.Т. Вечерний моцион Вечерний моцион

Морозова Н.Т. Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? - От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? - К чему стремилась Катерина? -Через что пришлось переступить Катерине? -На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?

Морозова Н.Т. Почему Катерина ищет выход в любви? «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » Любила ли Катерина мужа?

Морозова Н.Т. Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Катерина. Что я сделаю! Катерина. Что я сделаю! Варвара. Да, что сделаешь? Варвара. Да, что сделаешь? Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. - -Прокомментируйте диалог

Морозова Н.Т.

Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.) Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)

Морозова Н.Т. Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини? Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев. Кульминация

Морозова Н.Т. «Страшный суд» В.М.Васнецов

Морозова Н.Т. "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"

Морозова Н.Т. - Какова сила любви Катерины? - Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её? - Возьми меня с собой отсюда. - Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает. Какой выход из создавшейся ситуации видите вы? Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?

Морозова Н.Т. Позитивные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...» «Запрут вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

Морозова Н.Т. Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

Морозова Н.Т. В детствеВ семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное жить согласно своей душе Для Кабанихи главное подчинить, не дать жить по-своему

Морозова Н.Т. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу : все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется

Морозова Н.Т. Можем ли мы считать самоубийство Катерины самоубийство Катериныпротестом против «темного царство» ? против «темного царство» ?

Морозова Н.Т. Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») ________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике

Морозова Н.Т. Домашняя работа 1. Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера ?» 2. Ответить на вопрос: - какой смысл вложен в название пьесы? - какой смысл вложен в название пьесы?

Морозова Н.Т. Информационные источники Шаблон учителя Морозовой Н.Т 4 слайд – женщина в 19 векеженщина в 19 веке 5 слайд – «Домострой»«Домострой» 6 слайд - Катерина Катерина 7 слайд – Вид на Волгу Вид на Волгу 8 слайд - Катерина Катерина 9 слайд - церковьцерковь 10 слайд – девочка, служба в церквидевочка, служба в церкви Свет в церкви 12 слад – Кабаниха, Катерина, Борис Кабаниха, Катерина, Борис 13 слайд – Дикой и Кабаниха Дикой и Кабаниха 14 слайд – вечерний моционвечерний моцион Калинов 15 слайд - Катерина Катерина 16 слайд – Катерина и Варвара Катерина и Варвара 17 слайд – Катерина Катерина 18 слайд- под сводами церквипод сводами церкви 20 слайд – покаяние Катериныпокаяние Катерины 21 слайд – картина Васнецовакартина Васнецова 22 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом Прощание Катерины с Борисом Катерина и Борис на скамейке у Волги 23 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом 27 слайд - Катерина Катерина 28 слайд – Катерина и Тихон Катерина и Тихон