Презентация к уроку по информатике и икт (10 класс) по теме: Понятие информации

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Вероятностный подход Алфавитный подход ИНФОРМАЦИЯ по отношению к человеку – это ЗНАНИЯ по отношению к техническим устройствам – это.
Advertisements

ИНФОРМАЦИЯ Понятие информации Свойства информации Различные подходы к определению Количества информации.
Раздел 2. Информация и информационные процессы Глава 1. Информация, ее представление и измерение.
1 Информационные процессы Обработка – создание новой информации – кодирование – изменение формы, запись в некоторой знаковой системе (в виде кода) – поиск.
Информация и информационные процессы.. Вспомним определение: 1)информатика-это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения.
Информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости,
Алфавитный подход к измерению информации Решение задач.
1. Свойства информации 2. Понятие информационного процесса 3. Носители информации 4. Хранение информации 5. Передача информации 6. Кодирование информации.
Измерениеинформации. Измерение информации в быту Количество информа- ции в сообщении зави- сит от того, насколько ново это сообщение для получателя. С.
Алфавитный подход к определению количества информации. Представление информации. Урок в 10 классе.
Какое из нижеприведенных утверждений ближе всего раскрывает смысл понятия информация, используемая в бытовом общении: а)последовательность знаков некоторого.
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ ОРГАНЫ ЧУВСТВ информационные каналы человека ( зрение, слух, вкус, осязание, обоняние ) Восприятие информации Классификация з н а.
«Информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация всегда предназначена конкретному получателю (приемнику)
Подходы к определению количества информации СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АЛФАВИТНЫЙ Количество символов в сообщении * вес одного символа Смысл сообщения.
Вопросы для повторения 1. Какая формула связывает между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации, которое несет полученное.
Алфавитный подход к количества информации Алфавитный подход к измерению количества информации.
ИНФОРМАЦИЯ Выполнила ученица 10 класса Собенникова Евгения Учитель: Хлопков Алексей Михайлович.
Понятие "Информация". Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие.
Единицы измерения 1 килобайт = 1Кб=2 10 байт =1024 байта; 1 мегабайт = 1Мб= 2 10 Кб = 1024 Кб; 1 гигабайт = 1Гб = 2 10 Мб = 1024 Мб; 1 терабайт = 1 Тб.
Информация Петрова И.А. учитель информатики МОУ лицей 6.
Транксрипт:

Слово информациииия происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информациииия в курсе информатики является базовым ( основным ), его нельзя дать через другие, более простые понятия. В геометрии, например, базовыми являются понятия : точка, луч, плоскость. Содержание базовых понятий в любой науке поясняется на примерах или выявляется путем сопоставления с содержанием других понятий. Информация – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Действия, выполняемые с информациииией, называются информациииионными процессами. Выделяют следующие информациииионные процессы : 1. Процесс передачи информациииии, который включает в себя : ввод ( сбор, получение ) информациииии ; вывод информациииии ; передачу информациииии. 2. Процесс обработки ( преобразования ) информациииии 3. Процесс хранения информациииии ( в собственной памяти, или на внешних носителях )

Объективность ( информациииия объективна, если она не зависит от чьего - либо мнения, суждения ) Достоверность ( информациииия достоверна, если она отражает истинное положение дел ) Полнота ( информациииия полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения ) Актуальность ( информациииия актуальна, своевременна, если она важна, существенна для настоящего времени ) Полезность ( оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью ) Понятность ( информациииия понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя ) Доступность ( информациииия доступна, если мы можем её получить ) Точность ( определяется степенью близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления )

Название информациии. процесса Примеры информациииионных процессов Передача информацииии и Сбор информациииии об объекте с помощью органов чувств: зрения – по цвету клубники (красная, зеленая) можно определить, спелая ягода или нет; по фотографии человека можно определить, относится ли человек к числу ваших знакомых, или нет слуха – зазвонил телефон, раздался звонок в дверь, засвистел кипящий чайник вкуса – достаточно ли соленый салат обоняния – свежее ли молоко, аромат маминых духов осязания – горячий ли чай, мягкое ли одеяло Вывод информациииии Устный рассказ о проведенном отпуске, запись классного руководителя в дневнике о пропущенном занятии Передача информациииии – двусторонний процесс, всегда есть источник информациииии (отправляет информациииию) и приемник (получает информациииию). Разговор, переписка, с помощью технических средств связи (телефон, радио, телевидение – каналы передачи информациииии) Обработка информацииии и решение математической задачи поиск номера телефона в справочнике размышление над ответом на поставленный вопрос Хранение информацииии и в памяти человека - свое имя, домашний адрес, дату рождения в записной книжке – телефоны друзей, рецепты блюд в журнале – выкройки и описание моделей одежды в энциклопедиях – сведения об объектах, событиях, известных личностях

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информациииию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информациииии. Текстовая информациииия, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении ( личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля ) информациииия может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информациииия, например таблица умножения, арифметический пример, в хоккейном матче счет, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информациииия встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информациииии. Графическая информациииия : рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информациииии наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ ( модель ), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не даёт исчерпывающих разъяснений о передаваемой информациииии. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики. Музыкальная ( звуковая ) информациииия. В настоящее время мультимедийная форма представления информациииии становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

По способам восприятия Визуальная Аудиальная Тактильная Обонятельная Вкусовая По форме представления Текстовая Числовая Графическая Звуковая Комбинированная По типу сигнала Аналоговая ( непрерывная ) Знаковая ( дискретная )

Информация для человека это знания знание ЗНАНИЕ Информация, которую получает человек, приводит к уменьшению неопределенности знаний незнание

Информация, которую получает человек, приводит к уменьшению неопределенности знаний Сообщение о результате приводит в уменьшению неопределенности наших знаний в 2 раза. Возможные события. Они равновероятны Произошедшее событие

Сколько равновероятных событий может произойти при бросании равносторонней четырехгранной пирамидки, шестигранного куба ? ? ? Во сколько раз уменьшится неопределенность наших знаний при наступлении этих событий ?

Единицей количества информациииии является 1 бит – величина, уменьшающая неопределенность в два раза. Какое количество информациииии получено при наступлении события ?

1 байт = 2 3 бит = 8 бит 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт

Количество возможных событий Количество полученной информациииии Какова связь между количеством возможных событий и количеством полученной информациииии ? 1 бит – величина, уменьшающая неопределенность в два раза

Для равновероятных событий : N = 2 I где N – количество возможных событий, I – количество информациииии Для событий с различными вероятностями ( формула Шеннона ): где N – количество возможных событий, I – количество информациииии, p i – вероятность i- го события

Какое количество информациииии несет в себе сообщение о том, что нужная вам программа находится на одной из восьми дискет ? N = 2 I 8 = 2 I Ответ: 3 бита

Какое количество информациииии получит второй игрок при игре в крестики - нолики на поле 8 х 8 после первого хода первого игрока, играющего крестиками ? N = 2 I 64 = 2 I Ответ: 6 бит

Сообщение о том, что ваш друг живет на десятом этаже несет в себе 4 бита информациииии. Сколько этажей в доме ? N = 2 I N = 2 4 Ответ: 16

1. В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество информациииии мы получим при остановке шарика в одной из лунок ? 2. Происходит выбор одной карты из колоды в 32 карты. Какое количество информациииии мы получим при выборе одной карты ? 3. Сообщение о том, что Пети живет во втором подъезде, несет 3 бита информациииии. Сколько подъездов в доме ? 4. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информациииии передал библиотекарь Пете ?

5. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 7 бит информациииии. Чему равно N? 6. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информациииии. Сколько чисел содержит этот диапазон ? 7. Какое количество информациииии о цвете вынутого шарика будет получено, если в непрозрачном пакете хранятся : 25 белых, 25 красных, 25 синих и 25 зеленых шариков ? 8. Какое количество вопросов достаточно задать вашему собеседнику, чтобы точно определить день и месяц его рождения ?

Позволяет определить количество информациииии в тексте, отвлекаясь от содержания информациииии, воспринимая ее как последовательность знаков. Алфавит – множество символов, используемых для записи текста. Мощность алфавита – полное количество символов в алфавите. Если допустить, что все символы алфавита встречаются в тексте с одинаковой частотой ( равновероятно ), то для определения количества информациииии можно воспользоваться формулой : ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ : алфавитный подход N = 2 I

Для русского алфавита ( без буквы ё ): Мощность алфавита ( количество равновероятных событий N) = 32, тогда количество информациииии I, которое несет каждый символ, вычисляется по формуле : ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ : алфавитный подход 32 = 2 I и равно 5 бит. Какое количество информациииии несет один символ алфавита мощностью 2, 4, 8, 16, 256 символов ?

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ : алфавитный подход Алфавит из 256 символов используется для представления текстов в компьютере. Пусть К – количество символов в тексте, i – информациииионный « вес » одного символа. Тогда при алфавитном подходе размер информациииии, содержащейся в тексте I, вычисляется по формуле : I = К · i

1. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Какой объем информациииии в книге ? 2. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информациииии несет одна буква этого алфавита ? 3. Сообщение, записанное буквами из 64- х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информациииии оно несет ? 4. Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого записано это сообщение ? РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

5. Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение ? 6. Сколько символов составляет сообщение, записанное с помощью 16- ти символьного алфавита, если объем его составил 1/16 часть Мбайта ? 7. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16- ти символьного алфавита ? 8. Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в этом алфавите, если все сообщение содержит 1125 байт ?

9. Для записи сообщения использовался 64- х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байт информациииии и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке ? 10. Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайт информациииии. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность алфавита ? 11. Пользователь компьютера, хорошо владеющий навыками ввода информациииии с клавиатуры, может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256. Какое количество информациииии в байтах может ввести пользователь за 1 минуту. 12. Скорость чтения ученика 10 класса составляет приблизительно 250 символов в минуту. Приняв мощность используемого алфавита за 64, определите, какой объем информациииии в килобайтах получит ученик, если он будет непрерывно читать в течение 40 минут.

Спасибо за внимание. Презентацию готовили : Чжан - До - Ли Диана и Даниил Порядин