ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Романенко Т.В.. КУЗНЕЦОВ М.С. Матве́й Си́дорович Кузнецо́в (2 августа 1846, Дулёво 11 ноября 1911, Москва) российский промышленник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1820 – родился в Боровическом уезде, в деревне Ерюхино 1830 – принят в морскую роту Александровского кадетского корпуса (Нахимовское училище), затем Морской.
Advertisements

ШТИГЛИЦ АЛЕКСАНДРЛЮДВИГОВИЧ. Автор: Матвеев Алексей 7-а класс МОУ «Киришский лицей» Руководитель: учитель истории Ерёмина Людмила Егоровна.
Московские промышленники-меценаты конца XIX века.
Путилов Николай Иванович ЗАМЕЧАТЕЛЬНЕЙШИЙ ДЕЯТЕЛЬ РУССКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной.
Управляющий Государственным банком в г. Евгений Иванович Ламанский.
Выполнил студент 1 курса группы Б-911 «Банковское дело» Михалёв Максим Александрович, 16 лет, , г.Омск, переулок Суровцева, 10 ГОУ «Омский государственный.
Василий Васильевич Салов ( ) – инженер путей сообщения, специалист в области водных путей сообщения и морских портовых сооружений, профессор, тайный.
Выполнила : Архипцева Виктория ученица 2 « А » класса ученица 2 « А » класса МОУ СОШ 4 МОУ СОШ 4.
Работу выполнила Антонникова Анна, ученица 8 класса А МБОУ СОШ 25 г. Балаково.
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
Витте Сергей Юльевич (1849 – 1915). Родился 29 июня 1849 г в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец будущего реформатора был крупным чиновником, служившим в Кавказском.
Вокзалы Санкт-Петербурга Разработал: учитель истории и культуры Санкт-Петербурга Грибова Ирина Валентиновна ГОУ СОШ 137.
Виды и формы бизнеса.
Медали и ордена. Подготовлено учеником 10 а класса Фадеевым Алексеем.
МихаилВасильевичЛомоносов ( ). Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный энциклопедист, естествоиспытатель.
Путешествие по городу.
МихаилВасильевичЛомоносов ( ). Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный энциклопедист, естествоиспытатель.
Московский метрополитен - это основа транспортной системы столицы. Он надежно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами. На сегодняшний.
Презентацию к уроку географии в 7 классе коррекционной школы 8 вида подготовила учитель МБОУ «Новоникольская СОШ» Соколова Н.А.
Транксрипт:

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Романенко Т.В.

КУЗНЕЦОВ М.С. Матве́й Си́дорович Кузнецо́в (2 августа 1846, Дулёво 11 ноября 1911, Москва) российский промышленник и предприниматель конца XIX начала XX веков, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых, "фарфоровый король". Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. «Поставщик Двора Его Императорского Величества». На заводах Кузнецова трудились 1300 постоянных и 4000 временных рабочих. Склады Товарищества находились в десяти крупнейших городах России. Продукция "фарфоровой империи Кузнецовых" отличалась высоким качеством и была отмечена Большими золотыми медалями на выставках в Париже (1900 г.) и Ташкенте (1890 г.), дипломами Гран-при на выставках в Париже (1900 г.) и Реймсе (1903 г.), медалями разных достоинств в последующие годы. Фарфоровые и фаянсовые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах. В старообрядческих Гуслицах, в приходах других церквей российских городов особым спросом пользовались фаянсово-эмалевые иконостасы, главки, кресты, подсвечники, киоты, рамки к иконам, изготовленные на заводах Кузнецовых. Все без исключения Кузнецовы были членами старообрядческой общины Рогожского кладбища, а Матвей Сидорович - председателем этой общины. Фабриканты Кузнецовы при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам. В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

Императорский фарфоровый завод явление уникальное. Его продукция художественный фарфор, является первым фарфором России, как по времени своего возникновения, так и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Изделия завода своими лучшими образцами декоративно-прикладного искусства завоевывали высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене. Они представлены в собраниях крупнейших музеев мира и в частных коллекциях. За право обладать ими борются на престижных международных аукционах «Сотбис» и «Кристи». Художественное реноме императорского фарфора значительно возросло после того, как коллекция заводского музея, которая включает образцы продукции завода с середины XVIII века до современных работ художников, перешла под патронат Государственного Эрмитажа, а музей, оставаясь на заводе, стал филиалом мировой сокровищницы культуры. Императорский фарфоровый завод один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры и всей России. Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

ПРОДУКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА

ГЖЕЛЬ Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром- Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного годов.

ПУТИЛОВ Н.И. Николай Иванович Путилов (1820, Новгородская область 18 апреля 1880, Петербург) русский инженер, предприниматель. Из мелкопоместных дворян, родился в Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец инвалид Отечественной войны 1812 года. В 1840 году окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы. Был оставлен там на должности преподавателя математики. Занимался научной работой, имел печатные труды. По состоянию здоровья перевелся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов. В 1854 году, во время Крымской войны Н.И.Путилов был рекомендовал великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и сказал ему: "Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет – вот тебе мои личные двести тысяч". В условиях англо-французской блокады Путилов, используя метод сетевого планирования, организовал производство в механических мастерских Санкт-Петербурга паровых машин, котлов и материалов для корпусов винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. При этом он, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков, из числа которые впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года. В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов. За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в звании (был произведен в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом св. Станислава II степени. Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4 процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика.

КИРОВСКИЙ ЗАВОД Завод был основан по указу императора Павла I от 28 февраля 1801 года, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод. C 1868 по 1880 год заводом владел российский предприниматель Н. И. Путилов, по фамилии которого завод получил наименование Путиловского. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В 1922 году, после национализации, завод получил новое имя «Красный путиловец». В е годы XX века завод выпускал сталь, металлопрокат, паровозы, вагоны, а также танки, турбины, трактора. В конце 1920-х был налажен выпуск трамваев, которыми завод обеспечивал не только родной город, но и другие регионы. С 1934 года завод носит имя С. М. Кирова. Награждён орденом Кутузова I степени за ремонт танков в осаждённом Ленинграде. В 1992 году акционирован, создано ОАО «Кировский завод» (управляющая компания).

МОРСКОЙ КАНАЛ Морской канал (от устья реки Большая Нева, до острова Котлин), предназначен для прохода судов в Морской порт Санкт-Петербург. По каналу возможно движение судов с осадкой не более 10 метров, длиной не более 260 метров и шириной не более 40 метров. Морской канал сооружён в Это последний проект Николая Ивановича Путилова. Из-за интриг финансирование из казны было прекращено и Путилов вёл строительство на свои деньги. Проект истощил бизнес предпринимателя и он был разорён. 18 апреля 1880 года Путилов умер. Географические сведения Общая длина канала 29,6 км, ширина по дну м. В восточной части (прилегающей к морскому порту Санкт- Петербург) канал обвалован дамбами для защиты от заиления.] Хозяйственное значение Движение по каналу регулируется диспетчерами системы управления движением судов (СУДС) морского торгового порта Санкт-Петербург. Ни одно судно или корабль не имеют права без разрешения СУДС войти в её зону действия. Управление движением судов СУДС осуществляет: по радио на ультракоротких волнах (УКВ), канал вызова и рабочий канал 9, позывной «Петербург радио-17», резервный канал 67. по радио на УКВ, каналы вызова 9, 12, 16, позывной «Петродворец радио-9», рабочий канал 12, резервные каналы 73, 67, 30.

МОРСКОЙ ПОРТ Морской порт Санкт-Петербург крупнейший порт России на Балтийском море. Обслуживается железнодорожной станцией Автово Октябрьской железной дороги. Порт Санкт-Петербург соединён с морем Морским каналом протяжённостью 27 миль и открыт для захода судов круглый год. На западной оконечности Васильевского острова расположен пассажирский Морской вокзал. Морской канал сооружён в Это последний проект Николая Ивановича Путилова. Из-за интриг финансирование из казны было прекращено и Путилов вёл строительство на свои деньги. Проект истощил бизнес предпринимателя и он был разорён. 18 апреля 1880 года Путилов умер. Четвёртый по грузообороту (после Новороссийска, Туапсе и Находки) морской порт страны.

ШТИГЛИЦ А.Л.

Александр Людвигович фон Штиглиц (1 (13) сентября 1814, Санкт-Петербург 24 октября (5 ноября) 1884, Санкт-Петербург) барон, крупнейший российский финансист, промышленник, управляющий Государственным банком России ( ), меценат. Родился в семье придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К°», барона Людвига фон Штиглица и Амалии Анжелики Кристин Готтшалк. Окончив Дерптский университет, в 1840 году А.Л. Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов России, на должность члена Мануфактурного совета. В 1843 году, после смерти отца, как единственный сын, унаследовал все его огромное состояние, а также и дела его банкирского дома, и занял должность придворного банкира. В гг. успешно реализовал за границей шесть 4-процентных займов на строительство Санкт-Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. При его участии во время Крымской войны ( гг.) были получены значительные внешние займы. А.Л. Штиглиц занимался предпринимательской деятельностью. Им были основаны в Нарве суконная и льнопрядильная фабрики, преобразованные в 1880 году в Товарищество нарвской суконной мануфактуры, и Екатерингофская бумагопрядильня. Благотворительная деятельность Штиглица, являвшаяся как бы продолжением благих начинаний его отца, касалась больше всего нужд просвещения и интересов его подчинённых. Ещё в 1843 году, тотчас же по смерти отца, Штиглиц был утверждён почётным членом совета Санкт- Петербургского коммерческого училища и действительным членом совета Санкт-Петербургского высшего коммерческого пансиона. В последнем звании он состоял до самого закрытия пансиона в 1858 году и, за свои заботы об этом учреждении и неоднократные щедрые пожертвования в его пользу, в 1846 году удостоен был Высочайшего благоволения, точно так же, как и за крупнее пожертвование на нужды коммерческого училища в 1845 году. 1 (13) января 1853 года, в день празднования пятидесятилетнего юбилея торгового дома «Штиглиц и К°», молодой владелец фирмы щедро наградил и обеспечил на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно. Во время Крымской войны ( гг.) им было сделано два крупных пожертвования (по рублей каждое) на нужды российского воинства: в 1853 году в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе. В 1858 году, одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора, а в 1859 году, также на нужды просвещения, пожертвовал капитал, в ознаменование совершеннолетия наследника цесаревича. После вступления в должность управляющего Государственного Банка, Штиглиц озаботился нуждами своих сослуживцев. При его ближайшем содействии, в 1862 году, была учреждена ссудо-сберегательная касса служащих в Государственном Банке, затем в течение 3-х лет подкреплял средства кассы пожертвованиями (оставляя в её пользу часть своего жалованья), составившими в общем сумму в рублей. В 1880-х годах, депутатское собрание кассы придало этой сумме наименование «капитала имени барона А.Л. Штиглица». Из его процентов ежегодно выдавались пособия вдовам и сиротам членов кассы. Кроме перечисленных учреждений, Штиглицем в разное время были облагодетельствованы и многие другие, в том числе на его пожертвования продолжал существование детский приют в Коломне, основанный его отцом. Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, было учреждение на его средства в Петербурге центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Это училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища рублей, он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие.

БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ В 1853 году барон Штиглиц совместно с бароном Фелейзином занялся постройкой железной дороги из Петербурга в Петергоф и из Гатчины в Лугу (Балтийская железная дорога). Вокзал был построен для этой железной дороги и с 1853 по 1872 годы назывался Петергофским. Современное здание вокзала построено в годах архитектором А. И. Кракау. По бокам здания располагались двухэтажные флигели, левый предназначался для императорской семьи. Перроны имеют стеклянное перекрытие, в витраже фасада установлены действующие поныне часы «Павел Буре». Движение поездов с вокзала открыто 21 июля 1857 года. Современное имя вокзал получил в 1872 году после открытия железнодорожного сообщения с Ревелем (ныне Таллин). Торжественное переименование было приурочено к прибытию на платформу Петербурга поезда из этого города. В годах Балтийский вокзал реконструирован. Из-под купола здания убраны пути, боковые входы закрыты, центральный вход сделан на месте трехарочных окон. С 1933 Балтийский вокзал принимает и отправляет только пригородные поезда и по объёму пассажиропотока пригородного сообщения входит в число крупнейших в России. К левому крылу пристроен наземный вестибюль станции метро «Балтийская» (1955), закрывший несколько витражей светового зала и нарушивший симметрию фасада. В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматической системой контроля оплаты проезда.

АКАДЕМИЯ ШТИГЛИЦА Основано в 1876 году по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицом ( ) как Центральное училище технического рисования. Январь 1898 С. П. Дягилев организует Выставку русских и финляндских художников, в которой наравне с А. Н. Бенуа и М. А. Врубелем участвуют финские художники В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др. В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно- промышленные мастерские. В 1922 году мастерские преобразованы в Училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете. В 1945 году решением правительства школа воссоздаётся как многопрофильное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно- прикладного и промышленного искусства, в 1948 году она становится вузом Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем. С 1953 года ЛВХПУ носит имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной. В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно- промышленную академию. В декабре 2006 года академии присвоенно имя Александра Людвиговича Штиглица. Новое название академии Санкт-Петербургская Государственная Художественно- промышленная Академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А. Л. Штиглица).

ОСОБНЯК ШТИГЛИЦА Роскошный особняк на Английской набережной (дом 68) был построен по проекту архитектора А.И. Кракау в 1859 – 1862 годах для барона А.Л. Штиглица. При строительстве нового здания были частично использованы стены двух старых жилых домов. В архитектурном облике здания отчетливо прослеживаются мотивы флорентийского ренессанса – стиля, характерного почти для всех построек А.И. Кракау. Главный фасад дома акцентирован двухколонным портиком коринфского ордера. Стены обработаны глубоким рустом. Фасад увенчан широким фризом, декорированным лепкой. В парадных интерьерах здания сочетаются приемы барокко, французского ренессанса и «мавританского» стиля. В 1889 году этот особняк на Английской набережной приобретает младший сын императора Александра II, Великий князь Павел Александрович. В начале 90-х годов XIX века интерьеры особняка частично перестраиваются по проекту архитектора М.Е. Месмахера. Александр Любимович (Людвигович) Штиглиц был одним из самых успешных российских коммерсантов в XIX веке. От своего отца он унаследовал огромное состояние торгового дома «Барон Штиглиц и К», в том числе фабрики и мануфактуры. Кроме того, он унаследовал от отца и долю придворного банкира - поскольку кредиты казны и многие торговые операции государственного значения были гарантированы только одним залогом – именем Штиглицев. Одним из первых финансовых проектов А.Л. Штиглица становится строительство Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом. Большинство крупных финансовых и торговых государственных сделок не проходят без участия конторы Штиглица. За различные заслуги перед Отечеством барон был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и дважды орденом Святой Анны 2-й степени. Несмотря на свое баснословное богатство, А.Л. Штиглиц обладал достаточно замкнутым характером и слыл человеком неприхотливым и скромным. Фактически торговому дому «Штиглиц и К» в середине XIX века подчинялись все другие коммерческие структуры - ведь без подчинения условиям барона они не имели даже возможности вести банковские операции и заниматься внешней торговлей. В 1856 году А.Л. Штиглиц получает чин действительного статского советника. В конце пятидесятых годов XIX века финансовые дела Штиглица, в результате, в том числе, международного финансового кризиса, начинают медленно падать. В 1860 году А.Л. Штиглиц уходит из коммерческой деятельности на государственную службу – он становится управляющим только что созданного Государственного банка. Успешная деятельность на этом посту была вознаграждена: в 1862 году он получает чин тайного советника, спустя два года – орден Святой Анны 1-й степени, а в 1866 году, при увольнении по собственному желанию с поста управляющего Государственным банком – орден Святого Владимира 2-й степени. После ухода с государственной службы барон Штиглиц активно занимался меценатством, был страстно увлечен искусством.

САВВА МОРОЗОВ Савва Тимофеевич Морозов (3 (15) февраля 1862, Зуево, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя 13 (26) мая 1905, Канны, Франция) российский предприниматель и меценат. Савва Морозов происходил из старообрядческой купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином. Окончил 4-ю московскую гимназию (1881), естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1885), в годах[источник не указан 137 дней] изучал химию в Кембриджском университете (Великобритания), одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках. С 1886 г. директор Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», с 1887 г. один из пайщиков товарищества, владелец-управляющий. Был также директором Трёхгорного пивоваренного товарищества в Москве. В 1890 г. Морозов приобрёл имение на Урале в посёлке Всеволодо-Вильва (Пермский край). Основной целью было наличие леса, как сырья для производства химических реактивов. Реактивы были необходимы для создания новых красителей, используемых в мануфактурном производстве. Во Всеволодо-Вильве Савва Морозов преобразовал бывший железоделательный завод в химический. Открыл ещё один завод такого же профиля на реке Иваке. В 1905 году учредил Анонимное общество соединённых химических заводов «С. Т. Морозов, Крель и Оттман». Пользовался влиянием в предпринимательских кругах: возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур и Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности. Оказал большую помощь МХТ: в 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью ( ), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке. Почётный член Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета.

МХАТ Московский художественный (общедоступный) театр, или МХТ создан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. С 1920 года назывался Московский художественный академический театр (МХАТ). В 1932 году театру присвоено имя Максима Горького. В 1987 году разделился на два театра: Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ им. М. Горького) Московский художественный академический театр им. А. П. Чехова (МХАТ им. А. П. Чехова) С 2004 года МХАТ им. А. П. Чехова переименован в Московский художественный театр им. А. П. Чехова. Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно- Общедоступного» театр носил недолго. В 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально- драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, поставленных К. С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы». Московский Художественный театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого. 26 января 1901 года состоялось юбилейное, сотое, представление. В архиве Станиславского сохранились следующие записи: «Успех Царя Фёдора был так велик, что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление. Торжество, помпа, восторженные статьи, много ценных подношений, адресов, шумные овации свидетельствовали о том, что театр в известной части прессы и зрителей стал любим и популярен». Другое произведение А. Толстого трагедия «Смерть Ионна Грозного» впервые была дана на сцене МХТ 29 сентября 1899 года; Грозного играл Станиславский. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра. С 1902 года театр работает в здании в Камергерском переулке, перестроенном из старого театра Лианозова на средства Саввы Морозова архитектором Фёдором Шехтелем с участием Ивана Фомина. Проект реконструкции выполнен безвозмездно, Шехтель отказался обсуждать вопрос оплаты еще на стадии переговоров.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Кузнецов М.С.Фарфоровыве заводы Путилов Н.И.Кировский з-д Морской канал Морской порт Морозов С.Т.МХАТ Штиглиц А.Л.Балтийская железная дорога Московская железная дорога Академия Штиглица