Презентация к уроку по теме: Коллективный способ обучения

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование навыков самостоятельной работы при КСО (КСО) Истелеева З.Т.
Advertisements

Методика поабзацного изучения текстов. Особый интерес представляет методика поабзацной обработки текстов А.Г.Ривина. Эта методика предназначена для изучения.
Как выполнять домашнее задание.. «Садимся за уроки». Садись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату до начала занятий. Выключи радио, телевизор.
Первым делом наводим порядок на рабочем месте школьника. Необходимо проконтролировать, все ли есть для выполнения домашнего задания, удобно ли расположены.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15 ПАМЯТКИ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» подготовила учитель начальных классов.
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся Педагог-психолог Апастовской средней школы Насырова А.Г.
Английский язык. Пояснение к программе Цель – формирование коммуникативной компетенции; Формирования умений в аудирование, говорение, чтение и письме.
Как готовить домашние задания Памятка для учащихся.
Структура экзаменационной работы Экзаменационная работа по математике состоит из двух частей: Часть 1 (задания В1-В14) содержит 14 заданий с кратким ответом.
Обучающие памятки. Делая выбор темы своего мастер-класса мне хотелось бы затронуть такую форму работы, которая бы была близка не только мне, как учителю.
Мониторинг выполнения домашнего задания. Цель диагностики: 1.Отработка общеучебных умений и навыков у обучающихся. 2.Выработка навыков самостоятельного.
Памятки по выполнению домашнего задания Выполнила воспитатель ГПД: Попова Н.В.
Как готовить домашние задания. 1.Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то.
Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧУ 1. Прочитай условие задачи. 2. Изобрази на схеме её условие. 3. Объясни, что показывает каждое число. Сформулируй главный вопрос задачи.
Зачёт, как один из видов контроля при уровневой дифференциации. Подготовила : Логунова О.Н.
Классно-урочная система!!! Проблемы: «Уравнительный подход»; Слабое развитие коллективных форм учебной работы; Низкий % качества знаний учащихся; Поверхностные,
«Не существует знания, которое не являлось бы силой». Р. Эмерсон «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». Фалес «Разве ты не знаешь,
Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных Взгляд, всплеск, встреча Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя.
Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте.
Транксрипт:

Коллективный способ обучения По В.К. Дьяченко Тайна великой учёности предполагает три условия: «Много спрашивать, усваивать и учить других» Я.А.Коменский

Чтобы реформировать школу, поднять её работу на новый качественный уровень, нужно решить проблему, давно поставленную Коменским, и проблему развивающего обучения по Выготскому. Первая проблема - проблема качества, интеллектуального и гражданского развития нашего подрастающего поколения. Она решается только тогда, когда каждый ученик в учебном процессе сможет систематически преподавать, обучать других всему тому, что изучает сам. Вторая проблема обучение всех учащихся по способностям, в соответствии с зонами ближайшего развития каждого школьника.

Методики работы в парах сменного состава Коллективные учебные занятия не исключают применение других форм и методов (приёмов) учебной работы на уроках и во внеурочное время. Необходимо эффективно использовать в учебном процессе все 4 формы организации обучения: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

Методики коллективных учебных занятий 1) Методика взаимных диктантов 2) Методика чтения по М.Г. Булановской 3) Методика работы с карточками 4) Методика взаимообмена заданиями 5) Разучивание текстов и стихотворений 6) Методика А.Г. Ривина

Взаимные диктанты используются в работе пар сменного состава. Учителю необходимо заготовить тексты диктантов. Тексты должны быть небольшими, примерно в 3-4 раза меньше тех, которые в данном классе даёт учитель. Карточек должно быть столько, чтобы их хватило всем ученикам класса на несколько занятий. Тексты диктантов не должны быть лёгкими. Все карточки учитель проверяет и нумерует. Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать, а иногда по предложению педагога и записать себе в тетрадь. Затем все ученики рассаживаются по парам. Учитель инструктирует, как должна происходить их совместная работа друг с другом. Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется. Учитель объясняет, чтобы диктовали так, как на уроках диктует он. Опыт показывает, что не обязательно сначала читать весь текст диктанта.

Один из учеников спрашивает другого: «Писать или диктовать?» Если партнёр ответил: «Диктовать», то он диктует, а тот, кто спрашивал, пишет. Диктующий каждое предложение читает два раза. Читает негромко, так, чтобы не мешать работе других пар, но чтобы его слышал сосед-партнёр. Диктуют и пишут по очереди. Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке, проверенной учителем. Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший (он же и проверяющий) их не исправляет, а лишь подчёркивает, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. Проверяющий спрашивает, на какое правило допущена ошибка, как нужно писать данное слово и почему. Если ошибка в слове из словарика, то оно проговаривается по буквам. После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны не только устно, но и письменно, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверял Сидоров», «Проверяла Иванова». 1. Инструкция учителя. 2. парная работа по взаимной диктовке. 3. Взаимная проверка, работа над ошибками 4. В тетради запись «Проверяла Иванова».

Совместная работа данной пары на этом заканчивается, и каждый из её участников ищет себе нового партнёра. Для этого достаточно высоко поднять руку или встать и посмотреть, кто ещё в классе закончил свою работу. Пересаживаются тихо, не мешая остальным, об этом учитель должен предупредить заранее. Если это первый или второй класс, то и потренироваться в таком бесшумном пересаживании. После того как диктанты проверены, ученики обмениваются карточками, ищут себе нового напарника, и теперь они диктуют ему тот диктант, который каждый из них писал. Поэтому получается, что с текстом, записанным на карточке, каждый ученик работает дважды: один раз как ученик, который пишет диктант и которого проверяет партнёр, и второй раз уже как учитель, который диктует и затем проверяет своего нового партнёра (ученика). В 1-2-х классах на взаимные диктанты отводится примерно и редко 30 минут. В 3-4-х классах и старше времени требуется гораздо больше, а поэтому стали уроки сдваивать: один урок проводилась обычная работа по плановой теме традиционно, а второй урок взаимные диктанты с подведением итогов.

Методика М.Г. Булановской Что делать, чтобы каждый первоклассник больше читал вслух? Она предложила всем детям принести в школу старые книжки, которые тогда называли «книжки- распашонки». На уроках труда дети под руководством М.Г.Булановской сделали из них больше сотни карточек, на каждой из которых был наклеен текст в 4-8 строчек иногда небольшое стихотворение. На всех карточках были красочные рисунки. На уроке чтения все ученики получили по одной карточке: 30 учеников - 30 карточек с разными текстами и рисунками. Кроме того, множество карточек лежало на столе учителя. Учительница предложила всем ученикам внимательно прочитать свою карточку. Если было что-то непонятно, ученики поднимали руки и Мария Георгиевна подходила и объясняла. Когда каждый прочитал текст по своей карточке, Мария Георгиевна обратилась к классу:

Поднимите руку те, кто сидит к дверям (справа).Отлично. Молодцы. Теперь поднимите руку те, кто сидит к окнам (слева). Тоже молодцы. Те, кто сидят слева, положите свою карточку на середину стола так, чтобы её было хорошо видно вам и вашему соседу. Все сделали так? Отлично. Те, кто сидит слева, будут читать свою карточку вслух, но негромко, а вполголоса, так, чтобы вас слышал только сосед, и никто больше. Запомните: негромко! Те, кто сидит справа, должны внимательно следить за тем, как читает каждое слово ваш сосед. Когда все карточки были прочитаны, Мария Георгиевна снова обратилась к классу: Те, кто сидит справа, внимательно слушали и следили за тем, как читает сосед, и затем сами читали вслух по этой карточке. Теперь вы должны положить свою карточку посередине стола и будете читать вслух. Постарайтесь читать правильно, но негромко. Ваш сосед будет следить за вашим чтением и, где нужно, поправлять. Когда все прочитали тексты, Мария Георгиевна предложила всем взять свои карточки и положить их на край стола. Она спросила: Вам понравилось работать друг с другом? Понравилось всем. Теперь каждый возьмёт свою карточку и поменяется со своим партнёром.

Ребята обменялись карточками. Каждый из учеников прочитал текст товарища под его контролем, затем каждый нашёл себе нового партнёра. В каждой новой паре первыми начинали читать текст те, кто сидел слева. Когда обе карточки были прочитаны, дети обменялись карточками и нашли себе нового партнёра. Для обмена партнёрами достаточно было высоко поднять руку или просто встать. Работа в новой паре начиналась с вопроса: «Читать или слушать?» Если партнёр отвечал «Читать!», то его сосед внимательно следил за его чтением и, если было нужно, исправлял и требовал прочитать правильно. Через минут учительница предложила всем работу закончить. Детям она задала вопросы: Кто читал хорошо? С кем было работать интересно? Подсчитайте, сколько вы прочитали рассказов. Какой рассказ (какое стихотворение) вам понравилось? Кому понравились такие занятия? Чем они понравились?

Методика работы с карточками Парно-коллективные занятия проводились в основном в начальных классах, обычно в 3-4-х классах, реже во вторых. В первых классах ученики ещё плохо читают и слишком медленно пишут, а в старших классах нужно сдваивать уроки, изменять расписание, объединять уроки с выполнением домашних заданий. Поэтому такие занятия наиболее успешно проходили в школах- интернатах и школах с продлённым днем. Конечно, многое зависело от личных и профессиональных качеств учителей, которым приходилось изменять свой стиль отношений с учениками на демократический, доверительный, хотя и без снижения требований к ним.

При коллективных учебных занятиях главным средством влияния становится стимулирование и поощрение успехов каждого ученика и коллектива в целом. Как можно меньше принуждения. Между учителем и ребятами устанавливаются более близкие и в то же время профессиональные отношения. Педагог при этом учит детей внимательно слушать сверстника, объясняет, какие вопросы нужно ставить друг другу, как лучше изложить новый материал, как заинтересовать соседа, партнёра, научить его внимательно и ответственно относиться к изучаемому материалу, слушать, не перебивая друг друга, терпеливо объяснять.

Карточки по математике приобрели следующую структуру Сначала ставился вопрос, иногда два вопроса по теории: 1. Как найти неизвестное слагаемое? Неизвестный сомножитель? Вычитаемое? Что такое среднее арифметическое? Как найти среднее арифметическое двух, трёх и т.д. чисел? Сформулируй сочетательный закон сложения (умножения). 2. Потом в карточке давалась текстовая задача. 3. Пример для устного или письменного решения.

Карточка Из каких разрядов состоит класс единиц? Класс тысяч? Задача. Ученики посадили 4 ряда яблонь по 12 яблонь в каждом ряду и 2 ряда слив по 18 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев они посадили? Из чисел от 0 до 60 выпиши те, которые делятся на 6. Карточка Какое окончание в предложном падеже у существительных 1-го и 2-го склонения? Какие предлоги употребляются с предложным падежом? Диктант. Лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков. Запиши слова: берег, берёза, беседа, библиотека, билет.

Работа по карточкам должна обеспечить усвоение программного материала и поддерживать, усиливать интерес к изучаемому предмету. Возьмём работу двух учеников 3-го класса по математике. В начале учебного года изучается тема «Нумерация». По этой теме заготавливается достаточное и даже с избытком количество карточек, охватывающих весь программный материал. В основном это задачи и упражнения. У каждого ученика своя карточка, которую он уже проработал и был проверен учителем или учеником, проработавшим эту карточку. Один из участников пары в начале встречи обращается к другому: «Спрашивать или отвечать?» и после ответа между ними начинается диалог: 1-й ученик. Из каких разрядов состоит класс единиц? 2-й ученик. Класс единиц состоит из единиц, десят­ков и сотен. 1-й ученик. Из каких разрядов состоит класс тысяч? 2-й ученик. Класс тысяч состоит из единиц тысяч, десятков тысяч и сотен тысяч. 1-й ученик. Прочитай задачу. 2-й ученик (читает). 1-й ученик. Что в задаче дано (известно)? Второй ученик последовательно отвечает на те во­просы, которые уже на общеклассных занятиях рассматривали и даже каждый записал в тетрадь:

Второй ученик последовательно отвечает на те вопросы, которые уже на общеклассных занятиях рассматривали и даже каждый записал в тетрадь: Что в задаче дано (известно)? Что в задаче спрашивается (какой вопрос задачи?)? Можно ли задачу решить одним действием? Почему нельзя решить одним действием? Что для этого нужно знать? Что ты узнаёшь в первом действии? Во втором действии? В третьем действии? Задача решена? Каков ответ задачи? Как проверить правильность решения? Что для этого нужно сделать? Когда задача решена и проверена, оба ученика переходят к третьему заданию, которое сначала выполняется только устно. После того как работа по данной карточке закончена, ученики приступают к работе по карточке партнёра. Если же в карточке дана текстовая задача, а по третьему заданию нужны письменные решения, то сначала ученики разбирают, как решить задачу одного партнёра, и затем то же самое проделывают по карточке другого партнёра. Записи по решению задач они делают одновременно. Совместная работа заканчивается взаимопроверкой записей. Обмениваются карточками и каждый ищет себе нового партнёра. Таким образом, задания прорабатываются дважды: один раз каждый выполняет их как ученик, второй раз как учитель, преподаватель. Аналогичная работа проделывается на коллективных занятиях при изучении по карточкам русского языка. Новый материал учитель даёт как обычно, как везде для учеников всего класса одновременно. Чтобы выделить время для коллективных занятий, изложение нового материала учитель уплотняет, в основном даёт блоками.

Методика взаимообмена заданиями (М.А. Мкртчян) Эта методика предназначается для отработки навыков выполнения стандартных, типовых заданий. Действия учителя относятся прежде всего к подготовке дидактического материала, «запуска» взаимообмена заданиями, координации взаимодействия учащихся, учёта и контроля работы школьников. Действия учеников определены алгоритмом методики. Если по методике «Взаимообмен заданиями» изучается материал по программе всего года обучения, то он разбивается на разделы с учётом того, что: в каждом разделе количество карточек от 6 до 10; разные карточки одного раздела состоят из упражнений, отрабатывающих разные правописные навыки; на каждой карточке законченные задания. Предположим, 6 учеников приступают к выполнению заданий по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием». Составляются карточки Kl, K2, КЗ, К4, К5, К6. В каждой карточке подобраны задания на отработку правописаний корней с чередующимися гласными, но в разных карточках разные орфограм­мы. В К1 упражнения на отработку орфограммы «Корни с чередованием, управляемые суффиксом -а-», в К2 «Корни с чередованием, управляемые ударением», в КЗ «Корни с чередованием, управляемые согласными», в К4 «Корни с чередованием, управляемые смыслом», в К5 «Корни с чередованием, управляемые полногласием-неполногласием», в Кб представлены все случаи орфограммы «Корни с чередованием».

К Корни с чередованием, управляемые суффиксом –а- 1. Повтори и расскажи правило. 2. Вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму. Образец: полагать – положение (а/о) Бл…стать, прик…снуться, предл…гать, заж…гать. А) Прил…гаемые усилия, легкое прик…сновение, предл…гаемые варианты, к…сание сетки, к…снуться рукой. Б) К…суля, к…сой, к…сматый, вк…сую, к…сынка К ключ Корни с чередованием, управляемые суффиксом –а- Блистать, прикоснуться, предлагать, зажигать. А) Прилагаемые усилия, легкое прикосновение, предлагаемые варианты, касание сетки, коснуться рукой. Б) Кос/ул/я, кос/ой - косо, косм/ат/ый – космы, в/кос/ую - вкось, косынк/а – косо (в данных словах безударные гласные, проверяемые ударением). Каждая карточка состоит из двух частей: первая часть задание для ввода, оно же для взаимообмена, вторая задание для самостоятельной работы, оно же для взаимоконтроля.

К Корни с чередованием, управляемые ударением 3. Повтори и расскажи правило. 4. Вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму. Образец: загореть – загар; заря – зорька (а/о) З…рница, дог…рать, г…релые, оз…рение. А) тв…рение, уг…рный, перег…реть, возг…рание, проск…нять, з…ренька, оз…ряться, приг…реть, сг…реть, заг…релый, оз…рить. Б) г…ремыка, г…ревать, г…речь, г…рняк. К ключ Корни с чередованием, управляемые ударением Зарница, догорать, горелые, озарение. А) творение, угарный, перегореть, возгорание, просклонять, зоренька, озаряться, пригореть, сгореть, загорелый, озарить. Б) горемыка, горевать, горечь, горняк.

Карточки, представленные в данном блоке, предназначены для закрепления орфографических навыков после изучения правил всего блока. Другие карточки можно использовать для отработки навыков правописания слов после знакомства учащихся с отдельными правилами. Всего по курсу русского языка 5-го класса в учебном пособии дано 8 блоков, что включает весь программный материал 5-го класса.

к 1 к 2 к 3 к 4 к 5 к 6 Петров* Иванов * Озеров* Степанов* Попов* Кузнецов*

Все шесть карточек распределяются между учениками и ставится точка напротив фамилии каждого ученика. Из таблицы видно, что Петрову выдана карточка 1 (К1), Иванову К2, Озерову КЗ и т.д. Далее начинается так называемый «запуск» темы. Каждый ученик прорабатывает задания своей карточки, и его проверяет учитель по первой части карточки. Задания второй части карточки ученик выполняет самостоятельно и затем проверяется у преподавателя. После этого в таблицу учёта ему ставится знак «+» вместо точки. Петров проработал карточку 1 (К1), Озеров КЗ, Степанов К4, Иванов и Кузнецов продолжают работать соответственно над К2 и Кб. «Запуск» темы считается законченным, если каждое задание (карточка) проработано и проверено хотя бы одним учеником. Чтобы выполнить остальные задания, каждый ученик работает по очереди с каждым в парах и при этом обмениваются заданиями. Как происходит обмен заданиями в парах?

Алгоритм работы для учащихся 1. Получи карточку и поставь точку в листке учёта. 2. Выслушай объяснение преподавателя по заданию первой части карточки. Сделай записи в свою тетрадь под его наблюдением. Научись сам объяснять это задание. 3. Самостоятельно выполни аналогичное задание по второй части карточки под буквой а. Правильность выполнения проверь у преподавателя. В листке учёта вместо точки поставь «-Ь>. 4. Найди партнёра в своей малой группе. Объясни ему задание первой части своей карточки. 5.Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и одновременно комментирует правописание слов. При необходимости поправляй его, отвечай на вопросы. Убедись, что он задание понял. 6. Выслушай объяснения партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируй правописание слов. 7. Обменяйтесь карточками, и каждый самостоятельно выполните второе задание новой карточки под буквой а. 8. Сверьте второе задание: а)если выполнено верно, то поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра в своей малой группе; б)если есть ошибки, исправьте и объясните их. 9. Поставь «+» в листке учёта напротив своей фамилии в графе с номером карточки, задание которой тебе передал партнёр. 10. Найди нового партнёра и работай с ним, начиная с п. 4, 11. Если окажется, что вы с кем-либо из партнёров пропустили ошибку и это обнаружилось при работе в следующих парах, то выполни задание правильно и скажи об этой ошибке тому, с кем вы её не обнаружили.

Что делать с карточкой, по которой выполнялись задания? Обмениваться лишь заданиями или карточками тоже? Ученик, проработавший, например, карточку К1 (Петров), обходит учеников своей малой группы и по очереди работает с каждым. В результате обмена заданиями он знакомится и прорабатывает К2, КЗ, К4, К5 и К6, но при этом он и его партнёры только обмениваются заданиями, а карточка (К1) остаётся у него до конца учебного занятия (до завершения изучения блока), т.е. обмена карточками не происходит. Если же учитель рекомендует не только обмениваться заданиями, но и карточками, проверяя друг друга, то при этом каждый участник занятий прорабатывает все карточки K1, K2, КЗ, К4, К5 и К6, обмениваясь ими при каждой встрече. Каждую карточку, таким образом, каждый участник занятий прорабатывает как минимум два раза: первый раз выполняя функции ученика, а второй раз учителя, обучающего и проверяющего своего партнёра. В первом случае ученик со своей карточкой, например К5, обходит всех своих партнёров по данному блоку, давая объяснения по первому заданию и проверяя самостоятельное выполнение второго задания. Во втором случае ученик после обмена заданиями и карточками даёт комментарии каждому новому партнёру уже не по К5, а по той карточке, которую он получил от предыдущего партнёра. На практике используются оба варианта. Но вернёмся к «запуску».

к 1 к 2 к 3 к 4 к 5 к 6 Петров + +* Иванов+* Озеров+* Степанов*++ Попов*++ Кузнецов*+

Из таблицы видно, кто какие карточки уже проработал и был проверен. Петров проработал К1 и КЗ и в данный момент выполняет задания по К5, Иванов выполнил задания и проверен по К2, прорабатывает К6. Озеров уже справился с заданиями К1 и КЗ, выполняет К4 и т.д. По таблице легко определить, у кого можно получить помощь по той или иной прорабатываемой карточке. Например, Попов в данный момент выполняет задания по K1. K1 проработали и были проверены Петров и Озеров, они и могут оказать ему помощь, а также его проверить. В свою очередь Попов уже выполнил задания по К4 и К5 и был проверен. Следовательно, по К4 и К5 к нему могут обращаться за помощью и проверкой все те, кто эти карточки прорабатывает или с ними будет работать.

Разучивание текстов и стихотворений Если нужно выучить наизусть какой-то текст (на родном или неродном языке), то используется примерно одна и та же простая методика, дающая, как показал опыт педагогов, работающих в начальных и в старших классах, а также в вузах и ссузах, почти всегда самые высокие результаты. Предположим, класс (группа) должен выучить наизусть стихотворение или какой-то текст в прозе. На общеклассных занятиях учитель зачитывает этот текст. Вместе с учениками разбирается, анализируется содержание, используемые автором художественные средства, выясняется основная идея, цель, терминология. Такого разбора текста, прозаического или стихотворного, может и не быть. Ученики во многих случаях могут приступать к заучиванию текстов и без предварительной работы с учителем. Итак, каждый ученик имеет на руках текст и его нужно выучить наизусть. Каждый читает текст про себя и разбивает его на части по или 6 строчек. Для облегчения работы учащихся это может сделать и учитель. Если изучается один и тот же текст, то желательно, чтобы выделенные части были у всех одинаковыми.

После того как каждый ученик прочитал весь текст, разобрался в содержании, уточнил значение терминов и выражений, которые могли вызвать у него затруднения, участники занятия приступают к совместной работе. Один из них читает первое предложение и каждый по очереди его воспроизводит вслух. Если предложение большое, то его делят на части. Когда каждый из работающей пары добивается чёткого и правильного воспроизведения, приступают к другому предложению. Обычно выделенная часть для заучивания состоит из двух-трёх предложений. Когда каждый из участников пары может свободно и правильно воспроизвести дословно весь выделенный текст (а это примерно 3-5 и максимум 6 строчек), пара распадается. Каждый себе находит нового партнёра. Начинают с того, что по очереди воспроизводят выученную часть текста. Часто обнаруживается, что с предыдущим партнёром текст ещё не был изучен и требуется доработка. Это в порядке вещей. При такой методике главное повторение и дословное воспроизведение. Понимание текста, сознательность его усвоения обеспечиваются в процессе общеклассного разбора (анализа) или во время работы в первой паре. При работе со вторым партнёром воспроизводится и доучивается первая часть текста и разучивается вторая часть.

С третьим партнёром воспроизводятся первые две части, если нужно, они доучиваются, и идёт работа по третьей части текста. Разумеется, при этом используются всевозможные приёмы: каждое предложение делится на части, уточняется смысл каждого слова, воспроизводят и произносят вслух разные части текста и предложений, показывают друг другу первые буквы, которыми начинается новая строчка, выделяют ключевые слова и т.д.

Если весь текст разделён на 5 или 6 частей, то при новых встречах каждый воспроизводит то, что было изучено и выучено раньше, и прорабатывается новая порция текста. С каждым новым партнёром порция текста. Когда весь текст изучен по частям и ученик научился его воспроизводить полностью или почти полностью без подсказки партнёра и не заглядывая в книгу (или тетрадь), где он изложен, то на следующих, заключительных встречах (одной или двух) текст воспроизводится полностью. Практикуются также выступления (чтение текста вслух наизусть) перед малой группой и даже перед всем классом. Обычно перед таким выступлением ученики хотят поработать с текстом индивидуально, самостоятельно, без партнёра, так как им хочется сосредоточиться и себя проверить, убедиться в том, что они хорошо подготовились. Иногда ребята просят учителя их проверить.

Если разучивается стихотворение, то оно, как правило, уже разбито на части, куплеты, четырёхстишья. Принцип проработки, разучивания один и тот же: после тщательного разбора, анализа текста по содержанию и рассмотрения его художественных достоинств и особенностей стихотворение разучивают по частям, выучивается наизусть новая часть (примерно четыре строчки) и воспроизводится то, что было выучено наизусть с предыдущими партнёрами. После того как выучены наизусть последние строчки стихотворения, начинается самостоятельная работа над всем текстом от начала и до конца и затем выступления перед малой группой и классом. Над выразительностью чтения работают при всех встречах, с каждым партнёром, но особенно в последних парах, когда каждый готовится выступать перед малой группой или перед классом.

Методика А.Г. Ривина А.Г. Ривин при изучении математики в парах сменного состава использовал главным образом карточки и решебники. Содержание учебников, задачи и их решения, теоремы и их доказательства переносились на карточки и в опыте студентов. Диапазон её применения довольно обширный: от начальных классов и включая студентов высшей школы.

В начале четвёртой четверти в московской школе- интернате 13 В.К.Дьяченко и В.Д. Моргунова ввели методику А.Г.Ривина для проработки и изучения текстов на уроках чтения во 2-м классе. По программе предстояло изучение темы «Весна». Предварительно мы подобрали рассказы и небольшие статьи об этом времени года: Г. Скребицкого «На пороге весны», М. Пришвина «Остров спасения», «Дом на колёсах», «Ребята и утята», «Земля показалась», Мантейфеля «Трудная зимовка», «Лесной хор» и многие другие. Вот некоторые названия для ориента­ции нашего читателя: «Лоси», «Сосулька», «Весна», «Светлая капель», «Дедушка Мазай и зайцы», «Игры и пляски», «Прилёт зябликов», «Цветут берёзки», «Петрусь в лесу», «Ранней весной», «Этажи леса», «Лебеди», «Три весны» и т.д. В классе было 30 учеников. Рассказов и статей нужно было заготовить достаточно, с запасом. Рассказы и статьи по величине были разные: от одной страницы (и даже меньше) до четырёх.

На общеклассных занятиях учительница В.Д. Моргунова на протяжении почти всей третьей четверти обучала детей составлять план по изучаемым статьям и рассказам. Что значит проработать статью или рассказ, подготовиться к письменному или устному изложению? Прежде всего нужно рассказ или статью прочитать, разобраться в содержании текста, выяснить непонятные слова и выражения, уметь разбить текст на логически законченные части, придумать к каждой части соответствующее содержанию заглавие. Для этого нередко нужно найти ключевые слова. Когда план готов и основная идея рассказа или статьи понятна, нужно научиться последовательно, пункт за пунктом, ничего не пропуская, изложить всё содержание статьи или рассказа. Но очень часто нет необходимости всё излагать с подробностями, достаточно изложить лишь главное, основное, в виде аннотации. Поэтому учеников уже на общеклассных занятиях готовили давать полное, развёрнутое изложение и изложение «свёрнутое», сокращённое, ограничиваясь только формулировками и пересказом основных мыслей, не вдаваясь в детали.

Важнейшая часть методики А.Г.Ривина «запуск», начало. Как это происходит и когда? Обычно во внеурочное время. Каждый ученик получает свой текст статьи или рассказа. Статьи и рассказы разные, хотя дублирование не исключается. В тетради ученик пишет только дату и название статьи. Если запись плана ведётся на отдельном листочке, то пишут дату, фамилию и название статьи или рассказа. Это он, владелец темы, записывает сам. Все остальные записи в его тетради (или на листке) будут делать другие участники учебного занятия. Начало «запуска». Я приглашаю одного ученика. У него своя статья и у меня своя. Предположим, начинаем с его статьи. Дата и название статьи в тетради у него записаны. Предварительного чтения статьи в целом не требуется. Так как хозяин статьи мой партнёр, то я беру его книгу (статью) и читаю первый абзац. Это примерно 5-11 строчек, представляющих собой по содержанию нечто законченное. Дальше мы обсуждаем: «О чём здесь говорится?» Каждый из нас воспроизводит содержание прочитанного. Обычно это делается по частям, по отдельным предложениям, отдельным выражениям и мыслям. Второй вопрос возникает сам по себе: «Какое мы дадим заглавие?» После обсуждения находим подходящее заглавие, которое я записываю в тетрадь хозяина статьи. Его тетрадь и книга откладываются в сторону.

Приступаем к проработке моей статьи. Книга должна лежать на середине стола, свою тетрадь я передаю собеседнику. Предлагаю ему читать. Он читает первый абзац текста моей статьи, и дальше мы сначала воспроизводим содержание прочитанного, уточняем и выясняем значение новых слов и выражений, и после обсуждения мой сосед пишет в мою тетрадь первое заглавие. Наша работа в паре на этом заканчивается. Каждый из нас забирает свою статью и тетрадь. Мы тут же находим себе нового партнёра. Первая «встреча» закончена. Работа со вторым партнёром. Назовём её «вторая встреча» По рекомендации А.Г. Ривина работа пары начинается с вопроса: «Слушать или рассказывать?» Если партнёр сказал «Слушать!», то я вручаю ему свою тетрадь и кладу на середину стола (парты) свою книгу (статью). Я могу сразу приступать к изложению того абзаца, который уже проработал с предыдущим партнёром, предварительно сообщив при этом название статьи (рассказа) и его автора. Но наш опыт подсказал нам, что диалог между партнёрами в паре идёт продуктивнее, если слушающий находится в активной позиции. А это происходит тогда, когда по моей тетради он зачитывает первый пункт плана и таким образом требует от меня, чтобы я ему сообщил содержание проработанною с моим первым партнёром абзаца.

Книга лежит перед нами открытой, и, если нужно для полноты и точности, я могу отдельные места тут же прочесть. Когда первый абзац я изложил, мы приступаем ко второму абзацу. Один из нас читает, второй слушает. Предпочтительнее, если читает не хозяин статьи, хотя принципиального значения это не имеет. Затем начинается воспроизведение и обсуждение: «О чём говорится в этом абзаце (в этом отрывке статьи)?», «Как мы его озаглавим?» Заглавие, то есть второй пункт плана, в мою тетрадь записывает мой новый партнёр. После этого он отдаёт мне мою статью (книгу) и тетрадь. Приступаем к работе над его текстом. Я читаю заглавие его статьи и первый пункт плана. При этом он не просто рассказывает, сообщает мне содержание проработанного с предыдущим партнёром абзаца, а отвечает на мой вопрос, что значительно повышает моё внимание и интерес к его рассказу. Затем идёт чтение, воспроизведение и обсуждение очередного абзаца и заканчивается тем, что после согласования я записываю пункт плана в тетрадь своего собеседника. Наша работа с ним на данный момент заканчивается, и каждый из нас находит себе нового партнёра.

Третья встреча начинается с вопроса: «Слушать или рассказывать?» А иногда ученики сразу же обмениваются тетрадями и книгами. Если мой новый партнёр сказал, что он будет слушать, то я свою книгу кладу на середину стола (парты) и он по моей тетради начинает меня спрашивать о том, что мы проработали с двумя предыдущими партнёрами. Моя задача при этом состоит в том, чтобы наиболее полно и точно изложить содержание уже проработанных мной абзацев статьи. Берём очередной абзац, читаем, воспроизводим его содержание, обсуждаем, формулируем соответствующее заглавие, обычно при этом спорим, иногда перечитываем абзац снова и снова, и в конце концов после согласования он записывает новое заглавие в мою тетрадь. Такая же процедура происходит и с его статьёй.

Совместная работа с четвёртым, пятым и дальнейшими партнёрами идёт по тому же алгоритму: обмениваемся тетрадями и книгами, один из участников парной работы зачитывает пункт за пунктом заглавия плана, а второй (владелец темы) излагает то, что он уже проработал с предыдущими партнёрами; читают и обсуждают следующий абзац, озаглавливают, записывают друг другу в тетрадь выработанное совместными усилиями очередное заглавие, благодарят друг друга и расходятся, чтобы с новым партнёром ещё раз всё воспроизвести и сделать ещё один шаг вперёд в проработке своей статьи и статьи каждого нового партнёра. Со временем каждый из учеников более чётко и более уверенно начинает работать, всё реже и реже обращаясь с вопросами к учителю.

Если сначала ученики подробнейшим образом излагали то, что проработали с первым или вторым партнёром, то в дальнейшем ребята излагают проработанный материал более уверенно и в свёрнутом виде. Мы обратили внимание на то, что, если в классе 30 учеников, нет необходимости каждому из них давать разные тексты. Здесь обнаружилась определённая закономерность. В начальных классах статьи и рассказы, прорабатываемые на коллективных занятиях, сравнительно небольшие и их изучение (проработка) укладывается примерно в 1-2 и в редких случаях в 3-4 часа.