Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация уроков: Традиционное обучение: *комбинированный урок *урок новых знаний *урок обобщения и систематизации изученного *урок закрепления умений.
Advertisements

Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Инновационные технологии в естественно-математическом образовании.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
Заместитель по УР Жирнова С. Ю. МОУ Елизаровская СОШ.
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
«Великая цель образования это не знания, а действия!» Герберт Спенсер Деятельностный подход в процессе построения современного урока. Пути его реализации.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Требования к современному уроку в аспекте ФГОС и реализации системно-деятельностного подхода в обучении Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского.
1 ГОУ СОШ 1692, г. Москва, 2011 г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьника.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Системно-деятельностный подход в обучении математики и физики. Учитель математики и физики Скворцова Н.В г.
Разработчики: Ямбаршева Светлана Владимировна Клопова Галина Александровна ГО Карпинск МБОУ СОШ 6.
Транксрипт:

Педагогические чтения СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Учитель русского языка и литературы Павлова А.А. с. Красный Яр 2013 год

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Основные характеристики СДП: Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Процесс обучения – всегда творческий. Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно- познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: * Мотивацию к учебной деятельности; * Актуализацию знаний; *Проблемное объяснение нового знания; * Первичное закрепление во внешней речи; * Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); *Включение нового знания в систему знаний и повторение; * Рефлексия.

Одной из форм деятельностного подхода на уроках русского языка является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Главными целями введения этого метода являются: 1. развитие интереса к предмету; 1. приобретение исследовательского опыта; 2. развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;3. развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; 4. получение дополнительных знаний по теме; 5. развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)

Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаю следующие задачи: - помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта; - развиваю творческие способности; - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, - поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем; - осуществляю личностно-ориентированную направленность; - помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность; - побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Предлагаю несколько примеров такой работы: 1. В начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока; 2. Тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему; 3. Называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки- путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс- конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».

Задача не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое, поэтому использую следующие приёмы и формы:

Приемы и формы организации: 1. Использование дифференцированных заданий. 2. Включение в образовательный процесс ИКТ. 3. Использование метода проектов.

Стратегия учителя, создающего воспитывающую и развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя.