Образовательная среда УДО. Структура образовательной среды (Е.А.Климов) I Социально-контактная часть 1.Личный пример окружающих, их культура, опыт, образ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная среда образовательного учреждения.
Advertisements

Презентация по теме: Образовательная среда
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ПОТЕНЦИАЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕТСКИХ ДОМОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Предметно пространственная развивающая среда ДОО Шалатонова Н.М. Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР –д/с «Алёнушка»
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

Образовательная среда УДО

Структура образовательной среды (Е.А.Климов) I Социально-контактная часть 1.Личный пример окружающих, их культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; 2.Учреждения, организации, группы и их представители, с которыми приходится реально взаимодействовать; 3.«Устройство» группы (своей) и коллективов, с которыми контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», преуспевающих», «звёзд», отстающих, «отверженных» и т.д.); реальное место человека в данной группе, включённость его в другие группы группировки, уровень его защищённости от различного рода посягательств. II Информационная часть 1.Правила внутреннего распорядка, устав, законы; 2.«Неписанные законы», традиции данного сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям, их мнениям; 3.Правила личной и общественной безопасности; 4.Средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме; 5.Требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения, клевета, сплетни и т.д. III Предметная часть 1.Материальные условия жизни (помещения, мебель, оборудование, пособия…) 2.Биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота) IV Соматическая часть (здоровье, самочувствие)

Структура образовательной среды (Г.А.Ковалёв) I «Физическое окружение»: Архитектура здания, степень открытости – закрытости конструкций внутришкольного дизайна; размер и пространственная структура внутренних помещений, лёгкость пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них. II Человеческие факторы: Пространственная и социальная плотность, степень скученности и его влияния на социальное поведение, личностные особенности педагогов и воспитанников, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности. III «Программа обучения»: Деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные (или конкурентные) формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм, гибкость).

Структура образовательной среды Эколого-психологический подход (О. Дункан, Л.Шноре, А.А.Бодалев, С.Д.Дерябо, Т.М.Марютина, В.И.Панов и др.) (О. Дункан, Л.Шноре, А.А.Бодалев, С.Д.Дерябо, Т.М.Марютина, В.И.Панов и др.)Компоненты: 1.Субъекты образовательного процесса 2.Социальный компонент 3.Пространственно-предметный компонент 4.Технологический (психо-дидактический) компонент.

Компоненты образовательной среды, влияющие на развитие инициативы и базовых способностей личности I пространственно-предметный IIтехнологический IIIсоциальный

Компоненты I Пространственно- предметный Элементы: Элементы: Многообразие, сложность среды Многообразие, сложность среды Наличие и связанность различных функциональных зон (предметных, учебных, отдыха, общения, самостоятельной работы) Наличие и связанность различных функциональных зон (предметных, учебных, отдыха, общения, самостоятельной работы) Гибкость, управляемость, доступность для ребёнка Гибкость, управляемость, доступность для ребёнка Наличие символических сообщений Наличие символических сообщений Адресность, индивидуализированность Адресность, индивидуализированность Сообразность жизненным проявлениям, возрастным особенностям. Сообразность жизненным проявлениям, возрастным особенностям.

Компоненты I Пространственно- предметный Признаки: Удобная расстановка мебели, оборудования, расположение материалов (можно передвинуть, достать, взять самостоятельно, заменить, убрать на место) Удобная расстановка мебели, оборудования, расположение материалов (можно передвинуть, достать, взять самостоятельно, заменить, убрать на место) Богатый, многообразный, яркий иллюстративный и раздаточный материал, информация, литература Богатый, многообразный, яркий иллюстративный и раздаточный материал, информация, литература

Компоненты I Пространственно- предметный Признаки: Функциональное использование оформления кабинета (нужная для данного занятия информация, информация на опережение, межпредметные связи, иллюстрации, оценочные экраны, выставки детских работ и т.д.) Функциональное использование оформления кабинета (нужная для данного занятия информация, информация на опережение, межпредметные связи, иллюстрации, оценочные экраны, выставки детских работ и т.д.) Наличие материалов для индивидуальных и творческих заданий, выполнения работы по выбору, в индивидуальном темпе (образцы, материалы, технологические карты, описания, задания с продолжением и вариантами ответов) Наличие материалов для индивидуальных и творческих заданий, выполнения работы по выбору, в индивидуальном темпе (образцы, материалы, технологические карты, описания, задания с продолжением и вариантами ответов)

Компоненты I Пространственно- предметный Признаки: Выход за пределы кабинета (стенды, газеты, информация, выставки) Выход за пределы кабинета (стенды, газеты, информация, выставки) Эмоциональное оформление (обращение, занимательная информация, сообщения) Эмоциональное оформление (обращение, занимательная информация, сообщения) Гигиена, безопасность помещения, эстетика оформления Гигиена, безопасность помещения, эстетика оформления Наличие в предметной среде личных вещей (игрушки, костюмы, книги и т.д.) Наличие в предметной среде личных вещей (игрушки, костюмы, книги и т.д.)

Компоненты II Технологический Элементы: 1.Программа 2.Формы обучения 3.Методы, приёмы, технологии 4.Педагогический стиль

Компоненты II Технологический Признаки: Признаки: Гибкость, вариативность программы, возможность отступления, работы по ситуации Гибкость, вариативность программы, возможность отступления, работы по ситуации Создание проблемных ситуаций, творческие задания, опыты, самостоятельная творческая работа, коллективная творческая деятельность Создание проблемных ситуаций, творческие задания, опыты, самостоятельная творческая работа, коллективная творческая деятельность

Компоненты II Технологический Признаки: Признаки: Сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности, использование игровых методов, современных технологий: ТРИЗ, портфолио, КТД, проектирование. Сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности, использование игровых методов, современных технологий: ТРИЗ, портфолио, КТД, проектирование. Создание ситуаций выбора (позиции, вида деятельности, партнеров, материала, темы, изделия и т.д.) Создание ситуаций выбора (позиции, вида деятельности, партнеров, материала, темы, изделия и т.д.)

Компоненты II Технологический Признаки: Признаки: Использование нетрадиционных форм проведения занятия: сюжетно-ролевая игра, интегрированные и комплексные занятия, путешествие, сказка, погружение, инсценировка, мастер- класс. Использование нетрадиционных форм проведения занятия: сюжетно-ролевая игра, интегрированные и комплексные занятия, путешествие, сказка, погружение, инсценировка, мастер- класс. Работа с образной сферой Работа с образной сферой

Компоненты II Технологический Признаки: Обсуждение критериев оценки и подведение итогов занятия совместно с детьми, рефлексия (коллективная, индивидуальная) Обсуждение критериев оценки и подведение итогов занятия совместно с детьми, рефлексия (коллективная, индивидуальная) Демократический стиль, делегирование детям полномочий проведения занятия и отдельных его этапов Демократический стиль, делегирование детям полномочий проведения занятия и отдельных его этапов

Компоненты IIIСоциальный Элементы: Переживание эмоционального благополучия 1.Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями 2.Преобладающее позитивное настроение 3.Авторитетность педагога и старших воспитанников 4.Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом 5.Сплоченность и сознательность 6.Продуктивность взаимодействия в группе

Компоненты IIIсоциальный Компоненты IIIсоциальный Признаки: Актуализация личного опыта, обсуждение эмоций, настроения, ярких событий, произошедших после последней встречи Актуализация личного опыта, обсуждение эмоций, настроения, ярких событий, произошедших после последней встречи Импровизация, юмор педагога Импровизация, юмор педагога Подсказки, корректировка в мягкой, вопросительной форме Подсказки, корректировка в мягкой, вопросительной форме

Компоненты IIIсоциальный Признаки: Ненавязчивый музыкальный фон, соответствующий возрасту, видеоряд Ненавязчивый музыкальный фон, соответствующий возрасту, видеоряд Сюрпризные моменты Сюрпризные моменты Подстройка педагога к группе, ребёнку, живая реакция на его настроение, замечания и предложения Подстройка педагога к группе, ребёнку, живая реакция на его настроение, замечания и предложения

Компоненты IIIсоциальный Признаки: Совместное обсуждение хода и итогов работы, возможных затруднений и способа их преодоления Совместное обсуждение хода и итогов работы, возможных затруднений и способа их преодоления Помощь педагога, детей, родителей в том, чтобы все справились с работой Помощь педагога, детей, родителей в том, чтобы все справились с работой Осознанность законов, традиций коллектива, символики Осознанность законов, традиций коллектива, символики Общая культура педагога, культура речи Общая культура педагога, культура речи

Комплекс возможностей образовательной среды Возможности удовлетворения физиологических потребностей. Прежде всего связаны с функционированием пространственно-предметного компонента. Это соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: света, тепла, воздушного режима, питания, мед.контроля, удобной мебели, безопасного оборудования, просторности помещений; организация режима дня, уровня учебной нагрузки. Возможности удовлетворения физиологических потребностей. Прежде всего связаны с функционированием пространственно-предметного компонента. Это соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: света, тепла, воздушного режима, питания, мед.контроля, удобной мебели, безопасного оборудования, просторности помещений; организация режима дня, уровня учебной нагрузки. Возможность удовлетворения потребности в безопасности: защита от воровства, грубости, произвола старших, страха ошибки и т.д. Возможность удовлетворения потребности в безопасности: защита от воровства, грубости, произвола старших, страха ошибки и т.д. Возможность усвоения групповых норм и идеалов: специальная пед.работа, особенно в отношении «новичков»; развитие групповых норм, ценностей, идеалов, индивидуальная помощь в их освоении, организация групповой рефлексии в психологически безопасной среде. Возможность усвоения групповых норм и идеалов: специальная пед.работа, особенно в отношении «новичков»; развитие групповых норм, ценностей, идеалов, индивидуальная помощь в их освоении, организация групповой рефлексии в психологически безопасной среде. Возможность удовлетворения социальных потребностей (любовь, уважение, признание, общественное одобрение): целенаправленная социальная поддержка (с помощью специальных педагогических и психологических технологий) каждого субъекта образовательного процесса. Здоровый образ жизни, полезные привычки, труд и творчество на пользу других. Возможность своевременного выхода в более широкий социум, обеспечение широты внешних контактов. Возможность удовлетворения социальных потребностей (любовь, уважение, признание, общественное одобрение): целенаправленная социальная поддержка (с помощью специальных педагогических и психологических технологий) каждого субъекта образовательного процесса. Здоровый образ жизни, полезные привычки, труд и творчество на пользу других. Возможность своевременного выхода в более широкий социум, обеспечение широты внешних контактов. Возможность удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности: организация образовательного процесса, при которой каждый его субъект может реализовать свои способности в важном и серьёзном деле. Возможность удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности: организация образовательного процесса, при которой каждый его субъект может реализовать свои способности в важном и серьёзном деле. Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки, когда критерием успеха являются не абсолютные рекорды типа «лучший ученик», «лучший спортсмен», а предметом анализа и рефлексии становится индивидуальная динамика развития каждого субъекта образовательного процесса: «Сравни себя с собой вчерашним». Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки, когда критерием успеха являются не абсолютные рекорды типа «лучший ученик», «лучший спортсмен», а предметом анализа и рефлексии становится индивидуальная динамика развития каждого субъекта образовательного процесса: «Сравни себя с собой вчерашним». Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов). Участие в различных кружках, проектах, объединениях, углубленном изучении предмета, темы. Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов). Участие в различных кружках, проектах, объединениях, углубленном изучении предмета, темы. Возможность удовлетворения и развития потребности в особой области (склонности): практическое участие в исследовательской, практической, конструкторской работе. Возможность удовлетворения и развития потребности в особой области (склонности): практическое участие в исследовательской, практической, конструкторской работе. Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки: ощущение высокого эстетического уровня предметной, информационной среды. Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки: ощущение высокого эстетического уровня предметной, информационной среды. Возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира: возможность в специально созданной обстановке анализировать, размышлять, систематизировать, обобщать, дискутировать (круглые столы, встречи с ведущими учёными, политиками, специалистами, доступ в интернет и т.д.). Возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира: возможность в специально созданной обстановке анализировать, размышлять, систематизировать, обобщать, дискутировать (круглые столы, встречи с ведущими учёными, политиками, специалистами, доступ в интернет и т.д.). Возможность удовлетворения и развития потребности в овладении всё более высоким уровнем мастерства в своём деле: ощущение общественной поддержки своей основной деятельности, ответственность за её качество (обучение, преподавание, управление и т.д.), «охота стараться». Возможность удовлетворения и развития потребности в овладении всё более высоким уровнем мастерства в своём деле: ощущение общественной поддержки своей основной деятельности, ответственность за её качество (обучение, преподавание, управление и т.д.), «охота стараться». Возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности: организация (системная) всего комплекса возможностей. Возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности: организация (системная) всего комплекса возможностей.

Типы образовательной среды

Таблица: Соотношение типов образовательной среды и типов личности ребенка по П.Ф.Лесгафту и Я.Корчаку ТипОбразовательнойсреды Воспитывающая среда по Я.Корчаку Эмпирические характеристики среды по П.ФЛесгафту и Я.Корчаку Шкалысвобода,зависимостьШкалыактивность,пассивность Школьный тип по П.Ф.Лесгафту Эмпирическая характеристика личности по П.Ф.Лесгафту и Я. Корчаку КАРЬЕРНАЯ зависимой активности Внешнего лоска и карьеры бездуховность, фетишизм, высокомерие, тщеславие, эксплуатация, зависть, материальное поощрение значительная степень зависимости высокая степень активности Честолюбивый упорство, расчет, гордость, превосходство, спесь, самоуверенность, любовь к власти и успеху КАРЬЕРНАЯ активной зависимости Внешнего лоска и карьеры ханжество, злорадство, ложь, иерархия, раболепие, формализм, развлечения высокая степень зависимости значительная степень активности Лицемерный хитрость, хвастовство, симулирование, заискивание, подхалимство, мелкое воровство ДОГМАТИЧЕСКАЯ пассивной зависимости Догматическая запреты, наказания, контроль, несправедливые требования, дисциплина, оскорбления, строгий режим высокая степень зависимости значительная степень пассивности забитый злостный ожесточенность, самолюбие, подозрительность, злобность, безынициативность, резкость, замкнутость ДОГМАТИЧЕСКАЯ Зависимой пассивности Зависимой пассивностиДогматическая закрытое заведение, гиперопека, обряды, формализм, изнеживание значительная степень зависимости высокая степень пассивности Забитый мягкий равнодушие, беспомощность, холодность, капризность, трусость, неумеренность, ложная самонадеянность БЕЗМЯТЕЖНАЯ пассивной свободы Безмятежного потреблен ия спокойная жизнь, забота, простота, отсутствие как наказаний, так и поощрений высокая степень свободы значительная степень пассивности Добродушный рефлексирование, лень, правдивость, обязательность, рассудителыюсть, скромность, апатичность БЕЗМЯТЕЖНАЯсвободнойпассивности Безмятежного потреблен ия бедность, справедливость, безнадзорность, труд, нравственность значительная степень свободы высокая степень пассивности Угнетенный скромность, трудолюбие, низкая самооценка, уединение, сосредоточенность, искренность, умеренность, наблюдательность ТВОРЧЕСКАЯИдейная радость, творчество, свобода, терпимость, нравственность, уважение, проблемы высокая степень свободы высокая степень Нормальный(идеальный) смелость, энтузиазм, предприимчивость, постоятельная деятельность

Общие диагностические вопросы для определения типа образовательной среды Ось «Свобода – зависимость» Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде а.) личности б) общества (группы) Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия а.) воспитатель к ребенку б) ребенок к воспитателю какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде а) индивидуальная б) коллективная (групповая) Ось «Активность – пассивность» Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка а) да б) нет Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы а) да б) нет находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка а) да б) нет

Опросник педагога

Опросники детей и родителей

Анализ состояния образовательной среды ДДТ Педагоги Дети, родители

Анализ состояния образовательной среды Проблемы, проявленные в ходе исследования 1. 1.Разрыв в представлениях педагогов, детей и родителей о сложившихся типах образовательной среды 2. 2.Значительная рассогласованность типов образовательной среды внутри структурных подразделений ДДТ 3. 3.Недостаточность условий и возможностей сложившейся образовательной среды для реализации стратегических задач ДДТ 4. 4.Дефициты по параметрам: осознаваемость, когерентность, эмоциональность, активность среды

Параметры образовательной среды Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность описывает образовательную среду по критерию «значимое незначимое». Интенсивность образовательной среды структурно-динамическая характеристика, Интенсивность образовательной среды структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Когерентность (согласованность) образовательной среды характеризует образовательную среду по критерию «гармоничное негармоничное». Это показатель степени согласованности всех локальных образовательных сред, функциональным субъектом которых выступает данная личность. Мобильность образовательной среды служит показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношении со средой обитания. Мобильность образовательной среды служит показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношении со средой обитания. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Социальная активность образовательной среды. Образовательная среда в одних случаях может выступать исключительно в роли социального потребителя, эксплуатирующего в процессе Социальная активность образовательной среды. Образовательная среда в одних случаях может выступать исключительно в роли социального потребителя, эксплуатирующего в процессе своего функционирования те или иные гуманитарные или материальные ценности, в других случаях она сама производит тот или иной социально значимый продукт, активно его Распространяет, оказывая таким образом влияние на среду обитания. Устойчивость образовательной среды отражает ее стабильность во времени. Устойчивость образовательной среды отражает ее стабильность во времени. Широта образовательной среды служит структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную Образовательную среду. Широта образовательной среды служит структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную Образовательную среду. Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов, образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой». Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов, образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой».

Анализ состояния образовательной среды ДДТ Параметры образовательной среды ДДТ(общая) Музыкальный отдел «Лира» Центр дошкольного образования «Лучики» Многопрофильный клуб «Огонек» Многопрофильный клуб «Смена» Главный корпус

Определение типа образовательной среды детского объединения

Определение коэффициента модальности

Параметры образовательной среды