Презентация к уроку по теме: Целеполагание: ставим "умные" цели

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Advertisements

Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Цели учебного занятия в условиях личностно ориентированного урока.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. Современный результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Педагогический совет «Реализация воспитательного потенциала урока»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
« Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте». Карягина Александра Алексеевна учитель высшей категории МОБУ «НОШ 75» города.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Транксрипт:

Ц е л е п о л а г а н и е: ставим «умные» цели Материал подготовлен учителем начальных классов ГКООУ «Морёновская областная санаторно- лесная школа» Цопа Ольгой Николаевной 2013 г. Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен. Поль Валери

Иерархия целей в образовании ФГОС Цели образовательной программы ОУ Цели программы по предмету Цели урока Цели задания

Виды целей и их особенности Оперативные цели Реализуются на каждом уроке Тактические цели Реализуются при изучении каждой темы Промежуточные цели Обеспечивают целостное изучение учебного материала Стратегические цели Направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года Фундаментальные цели Определяют формирующую эффективность учебно-воспитательного процесса в течение всех лет обучения

Классификация целей по различным основаниям По времени: долговременные (долгосрочные), кратковременные, среднесрочные По приоритету: главные (первостепенные), вспомогательные (второстепенные) По субъекту цели: личностные, коллективные (социальные, групповые), общечеловеческие По объекту: образовательные (познавательные), воспитательные, развивающие

Диагностично поставленная цель Цель сформулирована точно и определенно так, чтобы можно было однозначно сделать вывод о степени ее реализации и построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за определенное время. В.П.Беспалько

S.M.A.R.T. критерии Конкретные цели S Цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации. Цели формулировать не абстрактно, а в привязке к конкретной проблеме Измеримые цели M Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат Достижимые цели А Цель достижима, реалистична. Ориентированные на результат R Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы Цели, соотносимые с конкретным сроком Т Любая цель должна быть выполнима в определенном временном измерении

Субъект – субъектный подход Не познакомить, а создать условия, организовать совместную деятельность, обеспечить условия и возможности для….

А Ваша цель? Четко поставленная цель – такая цель, прочитав которую можно понять, что Вы собираетесь достичь Диагностична? конкретна измерима реалистична Диагностична? конкретна измерима реалистична

Цели на языке «наблюдаемых действий» Цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить

Учебные цели на языке «наблюдаемых действий» Неопределенные, расплывчатые фразы Внешне выраженные, «наблюдаемые» действия Изучить Назвать Узнать Выбрать Открывать для себя Описать Воспринимать Перечислить Понимать Соотносить Быть знакомым Написать Развивать усидчивость и внимание Дать определение Ценить Проиллюстрировать Развивать патриотизм Определить Почувствовать Объяснить Понять Классифицировать

Задачи – качественные составляющие цели Задачи отвечают на вопрос: Что следует сделать, чтобы достичь цели Какие ступеньки приведут меня к цели? Из каких составных частей состоит моя цель?

Задача Меньше по объему, чем цель Дробление цели должно быть обоснованным, по значимым объектам работ Задача 1 Задача 2 цель Задача-звено,этап движения к цели

Задача «Что делать сейчас?» Мы группируем задачи по удобным для нас признакам: времени исполнения, ресурсам и записываем в линейный список так, чтобы всегда можно было определить, когда и что необходимо сделать

Ошибки при формулировании задач «размельчение» задач на отдельные технологические части слишком большое количество задач необоснованно малое количество задач

Разработка задач разбить цель на задачи, выстроить задачи в последовательности их решения приведет ли выполнение каждой конкретной задачи к достижению цели? нет ли «побочных» для данной цели задач? последовательно ли выстроены задачи (какая задача должна быть решена раньше, какая – позже)?

Цель задачи результаты Цель Задача Результаты Оценивание Ученики научатся писать деловые письма в сфере гостиничного и туристического бизнеса Формат письма Стандартные фразы вступления, обращения, заключения Виды писем по цели Формат письма Стандартные фразы вступления, обращения, заключения Виды писем по цели Определить цель через ожидаемые результаты обучения и воспитания, которые можно объективно измерить и оценить. Эти результаты проявляются в операциях, действиях, поступках учащегося (группы) Ученики будут знать Ученики будут уметь Ученики будут знать Ученики будут уметь

Новые образовательные результаты ФГОС ЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение Смыслообразование Ценностная и морально-этическая ориентация МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Коммуникативные Познавательные ПРЕДМЕТНЫЕ Умения Знания Опыт творческой деятельности

Традиционные способы постановки целей определение целей через изучаемое содержание определение целей через деятельность учителя постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика постановка целей через учебную деятельность ученика Как построена Ваша цель?

Рассмотрим пример Тема урока: «Планеты Солнечной системы» Цели урока: обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов содействовать формированию мировоззренческих идей обеспечивать сохранение здоровья учащихся развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли развивать познавательный интерес у учащихся

Определение целей через деятельность учителя ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте Способ постановки цели – «от учителя» – сосредоточен на его деятельности

На какие вопросы вам легче отвечать? Что делал учитель? Чего достиг учитель? Каковы результаты деятельности учителя? Что делал ученик? Что выучил ученик? Каковы результаты деятельности ученика?

Постановка целей через внутренние процессы развития ученика формировать умение анализировать наблюдаемые явления развивать познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач формировать интерес формировать усидчивость, внимание, память Обобщенные образовательные цели – на уровне школы, учебного предмета или цикла предметов Но не на уровне урока или даже серии уроков

Воспитательные цели урока Развивающие цели урока Воспитательные цели урока Развивающие цели урока имеют глубокий, личностный характер трудно представить как краткосрочные результаты нуждаются в уточнении, конкретизации в подборе специальных заданий, упражнений

Постановка целей через учебную деятельность учащихся решение задач на нахождение корней квадратного уравнения выполнение упражнений на шведской стенке исследование клеточной структуры растения из поля зрения выпадает важнейший момент – ожидаемый результат обучения

Выводы При таких способах определения целей работа учителя превратилась в самоценный ритуал. Цели определялись лишь на высоких уровнях : социально- и общепедагогическом, т.е. на уровне лозунгов и призывов.

Конкретна, детальна Достижима, измеряема Ориентирована на результат Ориентирована по времени

Урок как дидактическая система 1. Тема урока 2. Цель – куда мы хотим придти. Сформулировать обучающие цели в виде результата, выражающего те действия, которыми должны овладеть учащиеся по окончанию урока. 3. Задачи – шаги, которые нас туда приведут. 4. Сформулировать критерии оценки овладения этими действиями и оценочные материалы. 5. Сформулировать воспитательную цель урока и предусмотреть способы ее реализации. Воспитательная цель урока реализуется через межличностные отношения, складывающиеся в процессе деятельности. Формы организации учебной деятельности: Ф-Г-П-И. 6. Сформулировать развивающую цель урока и предусмотреть способы ее реализации. Развивающие цели урока реализуются через вид учебной деятельности: продуктивная, проблемная, поисковая, исследовательская. 7. Отобрать учебный материал, типы заданий, методы обучения.

Способы постановки целей в образовании

Примеры учебных целей 1. Учащиеся должны иметь представление о… 2. Учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях… 3. Учащиеся должны уметь выявлять закономерности…. 4. Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание… 5. Учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания… 6. Учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре… 7. Учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию… 8. Учащиеся должны владеть компетенцией… 9. Раскрыть сущность и владение… 10. Раскрыть основные особенности и главные итоги… 11. Формировать глубокую убежденность в…

Примеры воспитательных целей 1. Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии… 2. Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся… 3. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности… 4. Способствовать воспитанию бережливости и экономии… 5. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету… 6. Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе… 7. Создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением… 8. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения… 9. Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…

Примеры развивающих целей 1. Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы… 2. Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно- следственные связи между… 3. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать… 4. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное… 5. Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях… 6. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли… 7. Способствовать развитию волевых качеств учащихся при… 8. Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления… 9. Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач…

Ссылки Фон: Фон 2: Фон 3: Рукопожатие: Учитель :