Управление введением в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов 5 направлений 20 управленческих задач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник.
Advertisements

Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Управление введением в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов 5 направлений 20 управленческих задач.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Организация процесса введения ФГОС НОО нового поколения на муниципальном уровне Организация процесса введения ФГОС НОО нового поколения на муниципальном.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Комарова В.А., консультант.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Создание организационных условий для успешного введения ФГОС в школе ОБЛАСТНАЯ АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ.
Транксрипт:

Управление введением в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов 5 направлений 20 управленческих задач

5 направлений – 20 управленческих задач: 1. Нормативно-правовое обеспечение – 9 задач 2. Финансово-экономическое сопровождение - 2 задачи 3. Кадровая политика – 3 задачи 4. Информационное обеспечение - 2 задачи 5. Материально-техническое сопровождение - 4 задачи

Задача 1.2. Создание совета по введению ФГОС, обеспечивающего координацию действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта (возможно, под руководством директора школы). Задача 1.2. Состав совета по введению ФГОС: представители органов государственно-общественного управления образованием, органов исполнительной власти и местного самоуправления, образовательных и научных организаций, общественных объединений, педагогической общественности. Задача 1.3. Принятие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о поддержке ведения в образовательном учреждении ФГОС НОО. Принятие решения о введении в ОУ ФГОС НОО происходит посредством утверждения образовательной программы. Программа утверждается приказом руководителя, по согласованию с органами самоуправления ОУ

Задача 1.4. Формирование списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО. Основные критерии оценки качества современного УМК для младших школьников: - соответствие содержания требованиями ФГОС НОО; - реализация УУД, представленных в Образовательной программе; - наличие возможности организации внеурочной деятельности по направлениям, определенным ФГОС НОО; - организация учебного материала, предоставляющего возможностью самостоятельного получения знаний; - развитие коммуникативно-познавательной активности каждого школьника; - взаимосвязь системы методического сопровождения комплекта (пособия для педагога, технологические карты, тематическое планирование и т.д.) и учебных программ и другие.

Задача 1.5. Разработка рабочей группой, обсуждение и утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения После завершения проектирования Образовательной программы целесообразно: - провести внутреннюю экспертизу документа, в т.ч. используя компетенцию совета по введения ФГОС НОО, органа ГОУ; -обсудить и согласовать образовательную программу с органами самоуправления ОУ; - утвердить Образовательную программу приказом директора ОУ; - инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне (в муниципальном методическом центре, региональном экспертном совете, в ИПК и т.д.)

Задача 1.6. Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования в образовательном учреждении (на сайте standart.edu.ru в разделе «Рекомендации по организации введения ФГОС») Задача 1.7. Внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения (в соответствии с целями и требованиями ФГОС): в цели, задачи и принципы деятельности учреждения; в основные характеристики организации образовательного процесса; в права и обязанности участников образовательного процесса; в перечень локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения и т.д. Задача 1.8. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников МОУ В должностных инструкциях это касается: - перечня документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности; - разделов «Учитель должен знать» и «Права и ответственность». Дополнения в перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности: - ФГОС НОО - примерная основная образовательная программа; - образовательная программа ОУ

Задача 1.9. Заключение договоров о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта по организации внеурочной деятельности школьников. Варианты моделей взаимодействия: 1. Организация дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений: -привлечение работников УДО к работе в общеобразовательном учреждении на условиях совместительства -размещение образовательного УДО на базе общеобразовательного учреждения на условиях аренды (безвозмездного пользования). 2. Организация дополнительного образования детей на базе УДО. В этом случае общеобразовательное учреждение выполняет информационные, диагностические, организационные функции, а также (при необходимости) решает кадровые вопросы. 3. Использование «смешанной модели», когда применяются организационно-управленческие решения из первых двух вариантов. В этом случае, с учетом оптимальности, на паритетной основе используются: материально- техническая база, кадровый потенциал, реализуются совместные программы учреждений общего и дополнительного образования детей.

2. Финансово-экономическое сопровождение (две задачи) Задача 2.1. Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ Задача 2.2. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками Введении оснований для премирования: Педагогов начальной школы: - участие в разработке основной образовательной программы образовательного учреждения; - создание рабочих программ учебных предметов, соответствующих требованиям ФГОС НОО; - проведение открытых уроков по формированию универсальных учебных действий обучающихся; - участие в опытно-исследовательской, методической работе по апробации и введению стандарта 2 поколения. Заместителей директоров по УВР, ВР: - участие в разработке плана введения ФГОС НОО и организации деятельности рабочей группы по разработке образовательной программы; -участие в проектировании и реализации образовательной программы; - организация системы мониторинга введения ФГОС НОО.

Заместителя директора по АХЧ: обеспечение материально-технического сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Педагога-психолога, социального педагога: участие в разработке и реализации программ: духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы – в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Библиотекаря: комплектование библиотеки образовательного учреждения фондом дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно-библиографических и периодических изданий, необходимым для реализации ФГОС НОО.

3. Кадровая политика (три задачи) Задача 3.1. Комплектование учреждения педагогическими, руководящими работниками, соответствующими новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям: -ротация кадров; - организация стажировок и прохождение педагогической практики студентов педагогических специальностей высших учебных заведений; - прохождение педагогическими и руководящими работниками аттестации. Задача 3.2. Разработка и реализация план-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников, плана научно-методических семинаров - (с ИПК, муниципальной методической службой ). Информационно-методические центры. Базовые площадки. Задача 3.3. Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы

Внутришкольный контроль В соответствии с планом введения ФГОС содержание контроля должно выстраиваться по направлениям: нормативно-правовое финансово-экономическое кадровое информационное материально-техническое. Форма плана может быть традиционной и включать в себя: содержание и формы контроля, сроки, ответственных и формы обсуждения полученных результатов

4. Информационное обеспечение (две задачи) Задача 4.1. Организация и проведение публичных отчетов образовательного учреждения включает в себя три условных этапа: 1. Организационный этап (формирование рабочей группы, сбор документов, статистических и методических материалов). 2. Проектировочный (анализ информации, подготовка текстовой части, графиков, таблиц, диаграмм, обсуждение варианта отчета совместно с органами ГОУ, включая Совет по введению ФГОС НОО). 3. Презентация отчета (подготовка и проведение конференции, опубликование отчета, размещение его на сайте образовательного учреждения)

Структура публичного отчета: - общая характеристика ОУ и направления развития; - характеристика педагогического коллектива; - структура управления и условия обучения; - учебный план и режим обучения; - результаты образовательной деятельности; - экспериментальная работа, инновации; - состояние здоровья школьников; - доп. образование и социальная активность обучающихся; -проблемы ОУ и основные направления развития. В обозначенные разделы публичного отчета (по мере необходимости) целесообразно поместить информацию об особенностях введения и реализации ФГОС НОО. «О подготовке публичных докладов» Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 года Общие рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений

Задача 4.2. Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.) Размещение на сайте ОУ Образовательной программы с целью ознакомления родительской общественности с особенностями реализации ФГОС НОО. Другие ресурсы: - выпуск школьных газет с отдельной рубрикой, посвященной новому стандарту; - проведение выставок, презентаций, участие в других открытых мероприятиях; - оформление информационных стендов о реализации основных образовательных программ и т.д.

5. Материально-техническое сопровождение (четыре задачи) Задача 5.1. Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам. Задача 5.2. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к объектам инфраструктуры (положения о культурно-досуговом центре, информационно- библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.) Задача 5.3. Обеспечение учебниками и учебно-методической литературой в соответствии с утвержденным федеральным перечнем. Задача 5.4. Комплектование в библиотеке достаточного фонда дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно-библиографических и периодических изданий.

Создание рабочей группы по разработке Образовательной программы: 1. определение состава рабочей группы: - зам. директора по УВР - педагоги дошкольного образования, начальной и основной школы - представители учреждений дополнительного образования - педагог-психолог, социальный педагог -воспитатели ГПД - общественность -консультант и т.д. 2. назначение руководителя (зам. директора или руководитель МО) 3. определение порядка и плана работы группы.

План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы п/пСтруктурные компоненты основной образовательной программы Сроки и формы проектирования Сроки и формы обсуждения промежуточных и конечных результатов 1.Проектирование пояснительной записки 2.Определение планируемых результатов освоения обучающимися Образовательной программы 3.Разработка учебного плана начального общего образования 4.Создание программы формирования УУД 5.Отбор и разработка программ учебных предметов 6.Проектирование программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 7.Создание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 8.Разработка программы коррекционной работы 9.Создание системы оценки достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы.

Комментарии к Закону РФ «Об образовании» Статья 7. ФГОС. В РФ устанавливаются ФГОС, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального основного, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Статья 8. Понятие системы образования Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, ФГОС и ФГТ… Статья 9. Образовательные программы 1. В РФ реализуются общеобразовательные и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы. 3. К основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования. 6. Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов и материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся К основной общеобразовательной программе дошкольного образования федеральным органом исполнительной власти устанавливаются ФГТ.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования 5. Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. Основная образовательная программа в ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе ФГОС или ФГТ примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности Примерные основные образовательные программы могут включать в себя БУП и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебник и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением

При разработке Программы необходимо учитывать: право учреждения на выбор УМК; - особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания НОО; - условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования; - особенности образовательного учреждения. При разработке программы используются следующие документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - Программа развития образовательного учреждения - Учебно-методический комплект (совместно с его концептуальными положениями)

Образовательная программа содержит: - обязательную часть (80% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; - вариативную часть (20% содержания программы) - используемый УМК и специфика: региона, муниципалитета, образовательного учреждения. Соотношение 80/20 предлагается использовать для каждого раздела программы.

Структура образовательной программы: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения программы; - учебный план начального общего образования; - программа формирования УУД; - программы учебных предметов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы; -система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Структура пояснительной записки - введение; - цели и задачи реализации программы; - принципы и подходы к формированию программы; - общая характеристика программы; - состав участников образовательного процесса. При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи применяемого УМК (например, Перспективная начальная школа); - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); -региональные (муниципальные) особенности При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - планируемые результаты освоения УМК; - основные принципы УМК: например, в ПНШ это принципы: непрерывного развития каждого ребенка, целостности образа мира, практической направленности, учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.