пгт Серышево 2013 г Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 7 Разработчик проекта Воспитатель I квалификационной категории Панкова А.П.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений Способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду Познакомить с понятием «генеалогическое древо семьи» Задачи проекта
Вид проекта: творческий, информационно- исследовательский. Реализация проекта : долгосрочный Проблемы, на решение которых направлен проект: 1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей; 2. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье; 3. Разобщенность между семьей и детским садом.
воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
1 Аналитический блок. 2 Информационно-накопительный блок 3 Организационно-практический блок. 4 Презентационно – завершающий блок 5 Контрольно-рефлексивный блок.
1. Познание 2. Социализация 3. Коммуникация 4. Художественное творчество 5. Физическая культура 6. Здоровье 7. Музыка 8. Чтение художественной литературы 9. Труд 10. Безопасность
Социали зация 1.Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы» 2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». 3. Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду» 4. Игры-драматизации по сказкам; В.Осеева «Обычная старушка», 5. Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Познание 1. Познавательные занятия: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте». 2.Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи» 3. Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?», «Мой поселок». Экскурсии на места работы родителей с целью знакомства с профессией родителей. 4. Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу». 5. Заучивание пословиц семье. 6. Отгадывание загадок о семье.
Коммуникац ия 1. Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья». 2. Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи». 3. Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть». 4. Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушке с нами хлопот». 5.Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома» 6. Сотворчество детей и родителей по темам проекта. 7. Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».
Чтение художественной литературы 1. Чтение произведений; С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала. 2. Заучивание стихотворений Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня». и другие. 3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». 4. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Художеств енное творчеств о и Продукти вная деятельность 1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья». 2.Аппликация; «Украсим фартук для мамы», «»Цветы в подарок». 3.Лепка; «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы». 2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад». 3. Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада. 4. Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия». 5. Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы». 6. Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
Физ.оздоровительная деятельность 1. Пальчиковая гимнастика «Семья» 2.Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло». Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» 3. Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда». 4. Совместно с детьми разработать правила чистюли. 5. Беседа о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний. 6. Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других. 7. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены. 8. Физкультурные досуги и развлечения.
Безопасность 1.Беседа: «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей». 2.Ситуация: «Что делать, если ты потерялся». 3. Словесная игра «Радио» 4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома. Труд 1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел». 2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду». 3. Оформления участка с родителями. 4. Беседы «Моё любимое занятие» 5. Мастерская - «Добрых дел».
Работа с родителями 1.Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции». 2. Тест «Какие вы родители». 3. Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», "Как создать родословную своей семьи",»Семейные традиции» 4. Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи». 5. Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья» 6. Оформление стенда: «Моя семья – моя радость» 7. Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «Праздник Осени», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи» 8. Совместные развлечения с родителями «Мы счастливы, потому что мы вместе»
9. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала), «Мое семейное хобби», 10. Участие в фотоконкурсах. 11. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье. 12. Мастер класс для родителей «Попробуем сделать свое генеалогическое древо» 13. Выставка семейных исследовательских проектов «Генеалогическое древо семьи». 14. Семейные встречи «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я». 15. Конкурс – выставка на лучшую семейную газету. 16. Конкурсная программа «Супер- мама» 17. К дню семьи спортивное развлечения «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня». 18. Родительские собрания: «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошкольника», «Гражданин воспитывается с детства». Круглый стол «В каждом доме свои традиции». Фото- презентация «День за днем» 19. Презентация для родителей « Правила разумного воспитания». 20. День открытых дверей «Наша жизнь день за днем»
Дети: Дети получили необходимую информацию о своей семье. О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции. Имеют представление о родственных отношениях. Имеют представления о родословной как истории семьи. Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям. Родители: Повышается компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 г. 2. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008 г. 3. «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000 г. 4. Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г.,3 «Родовое дерево» 5. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград: Учитель, «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010 г. 7. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012 г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ») 8. Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л.Н.Попова, М.Н.Гонторевская. Практические материалы- М.:»ТЦ Сфера» 2012 г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)