Забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему в современной отечественной прозе. («Людочка» В.П. Астафьева) Проблемно – реферативная работа в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением. Секция: «Современная литература»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- 1мая ноября 2001 советский советскийсоветский и русский писатель.
Advertisements

Выполнила Калинина Александра. Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и.
Виктор Петрович Астафьев( ). -Он же российский и советский писатель, Герой Социалистическо го Труда, лауреат двух Государственных премий СССР.
Виктор Петрович Астафьев русский писатель. Книги В.П. Астафьева.
Виртуальный музей «Великие люди Сибири». Виртуальный музей (вебсайт-музей) тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные.
Виктор Петрович Астафьев Биография писателя (составила: Диденко И. В.)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Деревня.
«Бабушкин пряник – светлая радость детства» По рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой »
Презентацию подготовила ученица 4 «Б» класса ГОУ СОШ 2031 Дозморова Евгения.
Белая берёза – символ России, самое родное и милое деревце! Сколько песен сложено о ней, сколько стихов! Русская берёзка Люблю берёзку русскую, То светлую,
МБОУ СОШ 31 г. Красноярска Туезова Т.Ф. 2011г.. Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В. Астафьев). Человек должен.
(1995 год) Рассказ посвящён нравственным проблемам современного общества: - разгул насилия и денег - добра и равнодушия к человеку - отношение власти и.
В.П.Астафьев ( ). Детство писателя Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка, в окрестностях Красноярска,
Тема: Домовой – правда или выдумка? Выполнил: Ермакова Софья Игоревна ученица 3 г класса. Проверил: Фризен Алена Игоревна.
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
Узнать знаменитого человека нашего села поближе, рассказать о нем людям. -Познакомиться с мастером, которым гордится все наше село, расспросить его о.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 44» Ленинского района города Саратова Проблемно - реферативная работа в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением. Секция: «Современная литература» Подготовили учащиеся 10 класса Тема Алексей и Чернова Марина Руководитель: Зырянова Галина Федоровна. Саратов 2012 год.

Забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему в современной отечественной прозе. («Людочка» В.П. Астафьева) Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями Виктором и новорождённым Николаем отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с ниагарским рыбозаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, арт разведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1943 году был награждён медалью «За отвагу» После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край). В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина ( ) и сын Андрей (род. в 1950 году). В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В годах учился на Высших литературных курсах в Москве. В 1962 году В.П. Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году переехал жить на родину в Красноярск. С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке. Забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему в современной отечественной прозе. («Людочка» В.П. Астафьева) Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями Виктором и новорождённым Николаем отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с ниагарским рыбозаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, арт разведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1943 году был награждён медалью «За отвагу» После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край). В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина ( ) и сын Андрей (род. в 1950 году). В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В годах учился на Высших литературных курсах в Москве. В 1962 году В.П. Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году переехал жить на родину в Красноярск. С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.

В.П. Астафьев

ВВЕДЕНИЕ Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Тема: милосердие в современной отечественной прозе. Цель: анализ рассказа «Людочка» с точки зрения проблемы милосердия в современной литературе. Задачи: познакомиться с произведением современного писателя; познакомиться с историей написания рассказа; изучить критическую литературу; сделать выводы.

Милосердие и сострадание по определению В. И. Даля, это «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву. На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверх практичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что "красота спасет мир". Я считаю, что именно красота человеческой души может спасти человечество от нравственного вырождения. Тема милосердия и сострадания к человеку всегда была ключевой в произведениях Виктора Петровича Астафьева. В сентябрьском номере журнала "Новый мир" за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие.

Не понаслышке, а своими пытливыми и умудрёнными опытом глазами видит писатель суровую, порой жестокую правду. И так называемые «скользкие» темы он не обходит стороной, а привносит их на страницы своих произведений. Эта правда жизни и нашла своё воплощение в рассказе «Людочка». Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю и сам не знает почему, она живёт в нём и «жжет сердце». Я думаю, и ваше сердце не останется равнодушным к истории, рассказанной Астафьевым, и она будет жечь сердце и вам. Родилась Людочка в небольшой вымирающей деревеньке Вычуган. Родители колхозники. Отец от угнетающей работы спился, был суетлив и туповат. Росла вялой, как придорожная трава, редко смеялась и пела, в школе не выходила из троечниц, хотя была молчаливо-старательной. Отец из жизни семьи исчез давно и незаметно. Людочка жила с матерью и отчимом. Он никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо. Он, казалось, не замечал ее. А она его боялась.

Когда Людочка окончила школу, мать отправила ее в город налаживать свою жизнь. Она приехала в город на электричке и первую ночь провела на вокзале. Утром пришла в парикмахерскую и попросилась у парикмахерши к ней в ученицы. Гавриловна приняла её на работу и взяла к себе жить. Людочку Гавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. Людочка была послушной девушкой, но учение шло у нее туговато, цирюльное дело, казавшееся таким простым, давалось с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, она не смогла сдать на мастера. В парикмахерской Людочка прирабатывала еще и уборщицей и осталась в штате, продолжая практику, стригла под машинку призывников, корнала школьников, фасонные же стрижки училась делать на дому, подстригая под раскольников страшенных модников из поселка Вэпэвэрзэ, где стоял дом Гавриловны. Гавриловна сбыла на Людочку все домашние дела, весь хозяйственный обиход. За помощь по дому и уход в старости Гавриловна обещала Людочке сделать постоянную прописку, записать на нее дом, коли девушка и дальше будет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огороде. С работы Людочка ездила на трамвае, а потом шла через погибающий парк Вэпэвэрзэ, по-человечески парк вагонно-паровозного депо. В парке бегали ребятишки, водилась шпана, которая развлекалась игрой в карты, пьянкой, драками, иногда насмерть. Имали они тут и девок... Верховодил шпаной Артемка-мыло, с вспененной белой головой. Людочка сколько ни пыталась усмирить лохмотья на буйной голове Артемки, ничего у нее не получалось. Да и не ради прически приходил парень к Людочке. Как только ее руки становились занятыми ножницами и расческой, Артемка начинал хватать ее за разные места. Людочка сначала увертывалась от хватких рук Артемки, а когда не помогло, стукнула его машинкой по голове и пробила до крови, пришлось лить йод на голову ухажористого человека. С тех пор домогания свои хулиганские прекратил, более того, шпане повелел Людочку не трогать.

Теперь Людочка никого и ничего не боялась, ходила от трамвая до дома через парк в любой час и любое время года, отвечая на приветствие шпаны свойской улыбкой. Однажды атаман-мыло зачалил Людочку в центральный городской парк на танцы в загон, похожий на звериный. В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному... Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред... Гавриловна уверяла от танцев одно безобразие. Людочка во всем с ней соглашалась, считала, ей очень повезло с наставницей, имеющей богатый жизненный опыт. Девушка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом. Зато если замуж выйдет все она умеет, во всем самостоятельной хозяйкой может быть, и муж ее за это любить и ценить станет. Той порой вернулся из мест совсем не отдаленных всем в округе известный человек по прозванию Стрекач. Порочный с детства, он еще в школе занимался разбоем отнимал у малышей серебрушки, пряники, жвачку. « В седьмом классе Стрекач уже таскался с ножом, но отбирать ему ни у кого ничего не надо было малое население поселка приносило ему, как хану, дань, все, что он велел и хотел. Вскоре Стрекач кого-то порезал ножом, его поставили на учет в милицию. А после попытки изнасилования почтальонки он получил и первый срок три года с отсрочкой приговора. Но Стрекач не угомонился. Громил соседние дачи, грозил хозяевам пожаром. В тот летний вечер Стрекач сидел на скамейке, попивая дорогой коньяк и маясь без дела. Шпана обещала: "Не психуй. Вот массы с танцев повалят, мы тебе цыпушек наймам. Сколько захочешь..."

Вдруг он увидел Людочку. Артемка-мыло попытался замолвить за нее слово, но Стрекач и не слушал, на него нашел кураж. Он поймал девушку за поясок плаща, старался усадить на колени. Она попыталась отделаться от него, но он кинул ее через скамейку и изнасиловал. Шпана находилась рядом. Стрекач заставил и шпану испачкаться, чтобы не один он был виновником. Увидя растерзанную Людочку, Артемка-мыло оробел и попытался натянуть на нее плащ, а она, обезумев, побежала, крича: Мыло! Мыло! Добежав до дома Гавриловны, Людочка упала на ступеньках и потеряла сознание. Очнулась на стареньком диване, куда дотащила ее сердобольная Гавриловна, сидящая рядом и утешавшая жиличку. Придя в себя, Людочка решила ехать к матери. Мать стирала на кухне, увидев дочь, стала вытирать о передник руки, приложила их к большому животу. Оглядывая Людочку, мать сразу поняла с дочерью случилась беда. Ума большого не надо, чтобы смекнуть, какая беда с нею случилась. Но через эту... неизбежность все бабы должны пройти... Сколько их еще, бед-то, впереди... Она узнала, дочь приехала на выходные. Мать сообщила, что вскоре переезжает с мужем в леспромхоз, только как рожу....

Мать заплакала, глядя в окно: Кому от этого разора польза? Потом она пошла достирывать, а дочь послала доить корову и дров принести. Так и осталась Людочка наедине со своим горем. А самому близкому человеку, матери, было, увы, не до нее. Неожиданно для себя Людочка решила уехать с утренней электричкой. Мать не удивилась: Ну что ж... коли надо, дак... Гавриловна не ждала быстрого возвращения жилички. Старуха пригорюнилась, потом предупредила: Артемку-мыло забрали, лицо ему Людочка все расцарапала... примета. Ему велено помалкивать. От Стрекача и старуху предупредили, что если жиличка что лишнее пикнет, ее гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят. Гавриловна жаловалась, что у нее всех благ угол на старости лет, она не может его лишиться. Людочка пообещала перебраться в общежитие. Гавриловна успокоила: бандюга этот долго не нагуляет, скоро сядет опять, а я тебя и созову обратно. Людочка вспомнила, как, живя в совхозе, простудилась, открылось воспаление легких, ее положили в районную больницу. Бесконечной, длинной ночью она увидела умирающего парня, узнала от санитарки его нехитрую историю. С тех пор не умолкало в ней чувство глубокой вины перед покойным парнем-лесорубом. Жалость и сострадание почувствовала она к несчастному парню, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она осталась жить, а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей.

В общежитии мест пока не было, и девушка продолжала жить у Гавриловны. Хозяйка учила жиличку возвращаться в потемках не через парк, чтобы саранопалы не знали, что она живет в поселке. Но Людочка продолжала ходить через парк. По пути в парк прочитала объявление о наборе юношей и девушек в лесную промышленность. Промелькнула спасительная мысль: Может, уехать? Да тут же другая мысль перебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами. В парке она отыскала давно запримеченный тополь с корявым суком над тропинкой, захлестнула на него веревочку, сноровисто увязала петельку, пусть и тихоня, но по-деревенски она умела многое. Людочка забралась на обломыш тополя, надела петлю на шею. Она мысленно простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как все замкнутые люди, была довольно решительной. И тут, с петлей на шее, она тоже, как в детстве, зажала лицо ладонями и, оттолкнувшись ступнями, будто с высокого берега бросилась в омут. Безбрежный и бездонный. Хоронили Людочку не в родной брошенной деревне, а на городском кладбище. Мать временами забывалась и голосила. Дома Гавриловна разрыдалась: за дочку считала Людочку, а та, что над собой сделала? Отчим выпил стакан водки и вышел на крыльцо покурить. Он пошел в парк и застал на месте всю компанию во главе со Стрекачом. Бандит спросил подошедшего мужика, что ему надо. «Поглядеть вот на тебя пришел», ответил отчим. Он рванул с шеи Стрекача крест и бросил его в кусты. Стрекач пробовал пригрозить мужику ножом. Отчим усмехнулся и неуловимо-молниеносным движением перехватил руку Стрекача, вырвал ее из кармана вместе с куском материи. Не дав бандиту опомниться, сгреб ворот рубашки вместе с фраком, поволок Стрекача за шиворот через кусты, швырнул в канаву, в ответ раздался душераздирающий вопль. Шпана разбежалась.

У местного УВД так и недостало сил и возможностей расколоть Артемку-мыло. Со строгим предупреждением он был отпущен домой. С перепугу Артемка поступил в училище связи; с испугу же, не иначе, он скоро женился. На четвертой полосе местной газеты в конце квартала появилась заметка о состоянии морали в городе, но «Людочка и Стрекач в этот отчет не угодили». Начальнику УВД оставалось два года до пенсии, и он не хотел портить положительный процент сомнительными данными. Людочка и Стрекач, не оставившие после себя никаких записок, имущества, ценностей и свидетелей, прошли в регистрационном журнале УВД по линии самоубийц... «сдуру наложивших на себя руки». Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа "Людочка", в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать. Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. "Покуль ты ученицей будешь, живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь",- наставляла Гавриловна девушку. Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. "Людочка родилась в небольшой угасающей деревне", "слабенькой, болезненной и плаксивой". Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки.

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке. Цинизм, бездуховность - первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт - экологическая катастрофа. Картины природы в произведении не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Мы видим деревню "задыхающуюся в дикоросте", прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её "ароматы". Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко "оперировать" судьбами тысяч людей. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать: предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, пока беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению. Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу.

Я думаю, что уходом из жизни она надеялась разбудить холодные сердца окружающих, что-то изменить в их жизни. Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему. Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет не только и не просто видимая событийная, но чаще скрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле. Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Трагедия девушки - недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви. Смерть героини - это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов ("золотко моё", "голубонька сизокрылая", "ласточка", "касаточка"). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а "выразитель всех сил умственных и нравственных". Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств, прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи ("втемяшилось в голову", "гнуть спину", "работала как конь"). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте", "испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину ("пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце", "серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака").

Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым. Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда "Людочка и мать метали стог", а потом девушка "в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху" с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой.

Смерть Людочки – это приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла, обществу, в котором царит деспотизм и насилие над личностью. Есть ли Бог в мире, в котором живёт Людочка? Деревенские бабы забыли «с какого плеча начинать креститься. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак». «И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно бабы возвращались к вере в Бога. Больше-то им не к чему и не к кому было пристать, не в кого верить». «Мать Людочки, бывшая комсомолка, - туда же за бабьём, в суеверность впавшим. Хихикнула как-то Людочка над украдкой крестящейся матерью и затрещину схлопотала». У Стрекача на шее висит крестик, прицепленный к мелкозернистой цепочке, излаженной под золото, и красуется надпись на груди: «Верю в Иисуса Христа, Ленина и опера Наливайко». Да и сама Людочка далека от веры, она не «потрудилась выучить ни одной молитвы, так, с пятого на десятое что-то похватала от деревенских старух, тоже до конца ни одной молитвы не знающих». И только перед смертью Людочка обращается к Богу, хотя и не знает, не верит, есть ли Он: «Боже милостивый, Боже милосердный… Господи, прости меня, хотя я и недостойна… Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела…».

В данной работе мы показали глубину людского равнодушия; увидели, что может произойти с человеком, когда он остаётся один; показали, в какую пропасть идёт современное общество, и что если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Мы призываем всех подумать о своей душе и об окружающем мире, научиться любить и сострадать ближнему, увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее, ведь красота спасет мир.

Всё ощутимее зреет протест личности против общества, равнодушного к человеку. Не надо геройских поступков, надо лишь чуть больше внимания и сочувствия. Тогда мы сможем победить эту страшную болезнь – духовное одиночество. Трагедия Людочки предостерегает: подобное может повторяться!

Список литературы: 1. Астафьев В.П. Литературная газета. 39. М Астафьев В.П. Рассказ «Людочка». М Глушихина Г.В. Журнал «Вечерняя средняя школа». 5. М Елина Г.В. Журнал «Новый мир». 9. М Лаури Н.Т. Журнал «Литература в школе». 4. М Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля