Грубляк Оксана 9 « б »
Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. К годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Когда - то очень давно на поросшем берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами и глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки - свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, пестрыми красками. Знаменитый художник А. Васнецов, написал много картин, посвященных истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой : « Удивительное дело !
В е годы в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки. Новыми материалами рождавшейся палехской миниатюры были : папье - маше и чёрный лак. Именно чёрный лак стал основным цветом фона, условным пространством палехской миниатюры и её отличительной чертой. Она притягивает нас и невольно заставляет задуматься о секрете обаяния искусства, именуемого лаковой миниатюрной живописью, о законах, лежащих в основе этого искусства, о его истории.
Федоскинская миниатюра - это один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Роспись ведется масляными красками на изделиях, выполненных из папье - маше. Этот промысел сложился в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Это искусство возникло из - за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье - маше ). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Такие табакерки стали популярными и в России, и в самом конце 18 века их производство организовал купец Коробов.
Развитие холуйской миниатюры протекало своеобразно, отличаясь во многом от развития палехской миниатюры. Холуй начал осваивать лаковую миниатюру, делая первые опыты не на вещах, а на специально подготовленных листах картона разных размеров. Это было сделано по совету А. В. Бакушинского в целях экономии средств, но отразилось, конечно, не только на экономике. Работа в отрыве от конкретной вещи оказала существенное воздействие и на пути развития стиля холуйской миниатюры. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи. Следы неверной первоначальной направленности достаточно явственно обнаруживаются в дальнейших работах, когда от росписи картонных пластин мастера Холуя перешли на роспись изделий из папье - маше : шкатулок, коробок и т. д.
Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русскую. Слово « кружево » происходит от « окружать », украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей ; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей. го кружева.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую " Детское воспитание " А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме : сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Имя " Матрена " тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - " матрешки "
Хохлома старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три - четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово - золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки и т. д.
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали -- " финифть " -- происходит от греческого " фингитис ", что переводится как " светлый, блестящий камень ". Именно блеск, яркость, неувядаемость красок привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не выполнялась. Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.
Народное и профессиональное декоративно – прикладное искусство трактуются, как искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь. Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств.