Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Самостоятельные и служебные части речи

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Таскина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева.
Advertisements

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все,
Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию. Учитель русского языка и литературы Пасичник Валентина Михайловна.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Морфология. Самостоятельные части речи.. Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.
Двадцать шестое февраля. Классная работа. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали.
Урок русского языка. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт.
Выбери часть речи Имя существительное Имя существительное знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных.
Наречие как часть речи Русский язык, 7 класс Учитель Азметова Елена Сергеевна, МОУ «СОШ 54»
Части речи Алматаев К. АД-21. Введение Часть речи категория слов языка, определяемая морфологическими и синтакси ческими признаками. В языках мира прежде.
Самостоятельные и служебные части речи Работу выполнила Бойцова Дина Ученица 7г класса МБОУ СОШ 72 Учитель: Лысенко Л.Т. Г. Хабаровск.
Слова в русском языке делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия,
Урок русского языка Автор-составитель: Мартынова Татьяна Дмитриевна - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Шереметьевка Саратовской области Тема:
Автор работы - учитель начальных классов ГБОУ гимназии 363 Нестерова Елена Алексеевна.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
СОСТАВИТЕЛЬ: СИМЧЕНКО ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ГОРОД КЕМЕРОВО, МБОУ «НОШ 63» Урок по теме «Наречие» 4 класс.
Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГВ(с)ОУ «РЦО» (г. Сыктывкар)
Имена прилагательные (дорогая книга) Местоимения-прилагательные (моей книгой) Причастия (улыбающийся ребёнок) Порядковые числительные (второго сорта)
Транксрипт:

Выполнила: Таскина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все, что в памяти у нас, – Означено словами.

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ

1. Звуки речи изучает фонетика. 2. Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика. Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения. ! Морфология изучает слово как часть речи.

Части речи Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи. самостоятельные служебные Страничка истории

Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами.лексическое значение Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕСЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОЮЗ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДЛОГ НАРЕЧИЕ ГЛАГОЛ ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ

а Небо нахмурилось,но пошёл дождь. и а Все ждали дождя,но его всё не было. и а Солнце осветило верхушки деревьев,но лес ещё не проснулся. и Правильный ответ

Небо нахмурилось, и пошёл дождь. Все ждали дождя, а его всё не было. Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. Повторить задание

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. (А. Толстой) Служит для связи слов Обозначает действие Не является членом предложения Обозначает признак предмета Обозначает предмет Не отвечает на вопрос Правильный ответ

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. (А. Толстой) Служит для связи слов Не является членом предложения Не отвечает на вопрос Повторить задание

Девочка стояла у доски. около рядом с возле Правильный ответ

Девочка стояла около доски (Р. п.). Девочка стояла возле доски (Р. п.). Девочка стояла рядом с доски. Повторить задание

Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. Правильный ответ

Жили-были кот (сущ.), дрозд да петушок – золотой (прил.) гребешок. Жили (глаг.) они (мест.) в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят (глаг.) в лес дрова (сущ.) рубить, а петушка одного оставляют (глаг.). (А. Толстой) Повторить задание

не отвечает на вопрос отвечает на вопрос является членом предложения не является членом предложения обозначает предмет не обозначает предмет Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать. Правильный ответ

Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать. отвечает на вопрос является членом предложения обозначает предмет Повторить задание

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк Правильный ответ

Кричат зайцы (существительное) про (предлог) волка, а (союз) волк – тут как тут. Ходил (глагол) он (местоимение), ходил в (предлог) лесу (существительное) по своим волчьим (прилагательное) делам, проголодался (глагол) и (союз) только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит (глагол), что где-то совсем близко (наречие) зайцы кричат и его (местоимение), серого (прилагательное) Волка (существительное), поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д. Н. Мамин-Сибиряк Повторить задание

Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист); Что? (книга, счастье, цветок, река, город). Таблица

Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый); Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий). Таблица

Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь); Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый). Таблица

Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро) или признак признака (очень быстро) и отвечают на вопросы: Как?(красиво, грустно, весело, хорошо); Когда?(вчера, сейчас, давно); Где?, куда?, откуда?(сверху, рядом, спереди,); Почему?(сгоряча, поневоле); Зачем?(назло). Таблица

Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить); Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать). Таблица

Причастия – часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета по действию: летящий самолет; забытая книга. Таблица

Деепричастие – неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? (шел прихрамывая); Когда? (уходя, попрощался); Почему?(упал, споткнувшись); При каком условии?(не поссорившись, не помиришься); Несмотря на что?(встретились, не договариваясь); Таблица

Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе – грушу. Таблица

Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании: Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица

Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки : Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица

Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах, как хорошо! Ой, больно! Таблица

Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол), явлений (гроза), отношений (кит больше слона),объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие. Назад Словарь лингвистических терминов!

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад Страничка истории