Презентация к уроку по психологии по теме: Девиантное поведение. Методы коррекции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самара ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО ? И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО ? ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО ? И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО ?
Advertisements

Девиантное поведение подростков Подготовилапедагог-психолог Артемьева Т.А.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом.
Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это.
Работу выполнил : Антипин Денис. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества.
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Что такое трудный ребенок? Социально-психологическое сопровождение Социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Долинск Долгих Елена.
Школа – центральное звено в системе общей профилактики отклоняющего поведения.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
Проблема девиантного поведения школьников и его предупреждение 900igr.net.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Психологические механизмы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних Подготовила педагог-психолог СШ 37 г.Бреста Осипук Наталья.
«Девиантное поведение». По определению И.А. Невского девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ЕГО КОРРЕКЦИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО.
Транксрипт:

Девиантное поведение Педагог-психолог С.В. Хохлова

Различные подходы к определению понятия Педагогический подход. Отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Различные подходы к определению понятия Медицинский подход. Отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Различные подходы к определению понятия Психологический подход. Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Определение понятия в общем виде Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).).

Теории возникновения девиантного поведения Биологический подход ( Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Психологический подход (З. Фрейд). Социологический подход (Э. Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс). Социально-личностный подход (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломский, А.А.Реан, С.А. Тарарухин и др.).

Причины девиантного поведения: нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Л. Пожар, X. Ремшмидт); в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев); влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов); влияние образа жизни семьи и семейных отношений детско-родительских, детско- детских;

Причины девиантного поведения: характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Т.Н. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.); выраженное протекание возрастных кризисов (Ф. Дольто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон);

Причины девиантного поведения: членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин); влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко); влияние мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М. Лукьяненков).

Наиболее частые причины девиантного поведения: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и психологического характера; причины, связанные с возрастными кризисами.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕАСОЦИАЛЬНОЕАУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее правовым нормам уклоняющееся от выполнения морально- нравственных норм отклоняющееся от медицинской и психологической нормы

Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Поступки: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство; Хулиганство; Вандализм; Вымогательство; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.

Асоциальное поведение - уклонение от выполнения морально- нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений. Поступки: Побеги из дома; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Беспорядочные половые связи; Ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности. Поступки: Курение; Токсикомания; Наркомания; Алкоголизм; Самоповреждение; Суицид.

Модель становления агрессии по Олуэйзу Негативное отношение родителей к своему ребенку Использование силовых дисциплинарных методов воспитания Агрессивность ребенка Вспыльчивый ребенок Снисходительное отношение к агрессии ребенка

Методы коррекции девиантного поведения Стимулирование позитивной мотивации. Методы коррекции эмоциональных состояний. Методы саморегуляции. Когнитивное переструктурирование. Методы прекращения нежелательного поведения (санкции). Методы формирования позитивного поведения.

Стимулирование позитивной мотивации, желания из­менения себя, свое поведение. прием оценки негативных последствий девиантного поведения (просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям);

Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет); достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.

Методы коррекции эмоциональных состояний: Арт-терапия, игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально приемлемой форме.

Методы саморегуляции. Обучение ре­лаксации (расслаблению). Нервно- мышечная релаксация - цикл «фокусировка напря­жение фиксация освобождение расслабление». Ментальная релаксация подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сце­ны.

Наряду с тренингом релаксации используют метод формиро­вания стратегии самоконтроля: 1. Самонаблюдение за собственным поведением. 2. После развития навыков самонаблюдения переходят к форми­рованию самоконтроля (положи­тельное самоподкрепление).

Когнитивное переструктурирование. Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморе­гуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержа­ния можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведен­ческой сферах.

Когнитивное переструктурирование: идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей, убеждений: «Я плохая (плохой)», «Меня нельзя любить» и др. Важно, чтобы ребенок сам исследовал свое поведение и убедился в неправильности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются при­чиной многих его бед; обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе ребенка.

Методы прекращения нежелательного поведения. Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения свода правил (санкциях за нарушение или не исполнение). Происходит стимулирование личной ответственности за свое поведение.

Тайм-аут это процедура, которую поведенческие консуль­танты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивны­ми или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавате­ля и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс. При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведе­ния и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение.

Методы формирования позитивного поведения. Наиболее распространенным методом формирования желатель­ного поведения является подкрепление. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри­цательные подкрепляющие стимулы удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление главный метод изменения пове­дения. Условия успеха: подкрепление должно быть индивидуально значимым; подкрепление должно применяться систематически и немед­ленно вслед за желательным поведением; связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помо­щью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помо­щью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда дети наблюдают за другими детьми, которые получают награду за желательное поведение. С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны это ве­щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти­ мулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетон­ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме­на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу­чения подкрепляющих стимулов.

Рекомендации для родителей и учителей при работе (общении) с детьми с девиантным поведением: Единые требования при воспитании (совместная работа психолога, воспитателя, учителя и родителей). Последовательность воспитательных, коррекционных воздействий. Обучать детей отреагированию негативных эмоций, саморегуляции. Адекватность требований. Эмоциональный комфорт в семье и в школе. Демократический стиль воспитания. За содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния. Стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.

Отказ от физического наказания (закрепляется агрессивное поведение), искать новые формы влияния. Поощрение активности, загружать интересной и полезной деятельностью. Предоставление необходимой самостоятельности. Избегание приклеивания ярлыков. Не сравнивать с достижениями других людей, только с самим собой. Использование похвалы и поощрения. Признание педагогами и родителями собственных ошибок и принесение в случае необходимости извинения. Применение санкций только в необходимых случаях. Оценивать не личность, а поступок.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, с. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» с. Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. – 32 с. Шнейдер Л. Б.Девиантное поведение детей и подростков Серия: Психологические технологии Издательства: Академический проект, Гаудеамус, 2007 г с. Хомич А.В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, – 234 с.