Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: С.А. Есенин. Анна Снегина

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическ ое в поэме Есенина.
Advertisements

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» Цель: увидеть, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.
Тестирование по ПОЭМЕ «Анна Снегина». 1.Назовите время создания произведения. 2.Назовите жанр произведения. 3.Назовите центральный образ поэмы. 4.Что.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
«МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА» 1 класс. Страница Книги СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ О себе… Я хочу посвятить свою Книгу… Кем я хочу стать…
Шевакова Е.В. г. Астрахань 2011 год Учебный проект.
Презентация к уроку (3 класс) по теме: Презентация "Конкурс пословиц о матери"
Литературные сказки. Сказки – один из самых ранних жанров народного творчества. Они родились задолго до появления письменности. В далекой заснеженной.
Произведения этого автора: «Лягушка - путешественница» "Сказание о гордом Аггее» «Очень коротенький роман» «Из воспоминаний рядового Иванова» «Трус» «Сказка.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Практическое занятие : сравнительный анализ стихотворений.
Философские миниатюры И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе»
Россия – наша Родина Урок 1. РОССИЯ ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕМ?
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются:
Р у к и м и л о й – п а р а л е б е д е й – В з о л о т е в о л о с м о и х н ы р я ю т. В с е н а э т о м с в е т е и з л ю д е й П е с н ь л ю б в и.
Транксрипт:

Любой человек, в какое бы время он ни жил, как бы ни относился к окружающему миру, вольно или невольно оказывается сопричастным ко всему, что происходит. Его судьба всегда переплетена с судьбой страны. Права ли я в своем суждении? Докажите его или опровергните!

Последние годы жизненного и творческого пути Есенина, как, впрочем, и предыдущие, отмечены созданием ярких произведений. Среди них два крупных – это поэмы «Черный человек» и «Анна Снегина». Несколько слов о первой из них. Работу над поэмой «Черный человек» Есенин завершает почти в последние дни своей жизни (1923 – 14 ноября 1925). Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте. Действие поэмы происходит декабрьской метель ной ночью при луне. Ночью перед Рождеством по народным поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла (вспомните «Ночь перед Рождеством» Гоголя).

Герой поэмы – желтоволосый поэт с голубыми глазами – обращается к другу: «Друг мой, друг мой, // Я очень и очень болен». Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из обликов, который принимает черт. Подтекст этой замены очевиден: герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет черный человек. Ироничным и нравоучительным тоном прескверный гость говорит о жизни «скандального» поэта, бесцеремонно копошится в его душе:

Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами... И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою.

Содержание его слов, небрежная манера поведения, глаза, покрытые «голубой блевотой», гнусавый и бормочущий голос внушают отвращение. Негодующий и потрясенный, лирический герой дважды прерывает речь своего гостя возмущенной тирадой, а затем запускает в него тростью, но видит вместо черного человека разбитое зеркало.

Есенин ценил поэму гораздо выше своих коротких лирических стихов и считал, что «это лучшее, что он когда-нибудь сделал». Говоря о «Черном человеке», он не раз упоминал пушкинского «Моцарта и Сальери». Пушкинские мотивы не впервые звучат в произведении Есенина, так его стихам близка мысль Пушкина о быстротечности человеческой жизни.

И здесь Пушкина и Есенина сближает многое, и прежде всего тема. Это произведения о Гении и высоком искусстве. Поэт – герой есенинской поэмы, сближен с Моцартом: его душу «томит бессонница» и «черные мысли», к нему также дважды приходит «черный человек». Но есенинский черный человек оказывается зеркальным отражением героя поэмы. Тем самым автор приводит читателей к мысли об ответственности художника за Зло и болезни мира. Если зло есть в мире, то оно есть и в каждом из нас.

Многозначность поэмы создается ее зеркальным построением (две одинаково построенные части и эпилог) и образностью. Образ Есенина диалогичен, он восходит к классической литературной традиции, народной мифологии и библейской символике. В народе существует поверье, что метель и свист ветра происходят от злых духов. В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения. Зеркало также выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии – символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).

Таким образом, поэма «Черный человек» – философское произведение. Основные ее мотивы, особенно мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы также стали сквозными в лирике Есенина, начиная с юношеских стихов.

Разберёмся во всём, что видели, Что случилось, что стало в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.А.Есенин

Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме Есенина.

Вы самостоятельно прочитали поэму. Поде литесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?

В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «не урядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.

Поэма «Анна Снегина» была написана в начале 1925 года. В своих комментариях к поэме С.А.Толстая-Есенина подчеркивает: «Анна Снегина» в значительной степени автобиографичная… лето 1918 года Есенин провел в Константинове и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне. Связь этого произведения с реальной действительностью легко проследить даже по ряду деталей. Например, названия деревень Криуши и Радово… Две деревни с такими названиями существуют в округе села Константиново.

У Анны Снегиной есть прототип. Сестра поэта А.А.Есенина называет Лидию Ивановну Кашину, «молодую, интересную и образованную женщину», и пишет: «Она явилась прототипом Анны Снегиной…

слова в поэме «Анна Снегина»: Приехали. Дом с мезонином Немного присел фасад. Волнующе пахнет жасмином Плетневый его палисад – относятся к имению Лидии Кашиной».

С Лидией Ивановной Кашиной поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке. В книге «Москва и москвичи» В. Гиляровский писал, что владельца главной трущобы Москвы с его миллионами «вся полиция боялась», потому что «с Иваном Петровичем генерал- губернатор за ручку здоровался».

Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

«Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне... «Мне, конечно, нет дела, а я вот что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»... Сергей молчал и каждый вечер ходил в барский дом... Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа...»

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.

Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы.

Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет». Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Сно (1881– 1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина».

Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег). Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.

Как вы определили жанр произведения?

Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной» как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение?

Но есть и другие взгляды. В. Турбин, к примеру, называет произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.

Еще одно определение предложил Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла, то есть повествование с напряженным романным сюжетом и неожиданной концовкой.

Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала, что определяет тему сегодняшнего урока.

Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор, а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в «бардовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический сюжет поэмы.

Осмыслим развитие лирического сюжета произведения, идя вслед за автором.

Работа в парах.

Работа в группах. Уровень 1. Перечислите средства, с помощью которых поэт запечатлел черты непростого времени Уровень 2. Как вы понимаете смысл названия поэмы. Покажите взаимосвязь темы родины и темы времени. Как это выражается в узко хронологическом смысле?

Уровень 1. образы героев, их реплики, стилистические особенности речи, судьбы отдельных людей, отношение их к войне и революции. Уровень 2. Название говорит о том, что все основное сосредоточено в поэте и Анне Снегиной и в тех отношениях, которые складываются между ними. Снегина – символ чистоты, утраченной юности. В рассказе одного из уголков русской земли с 1917 до 1923 года угадывается жизнь всей России: война, революции.

Уровень 3. Подтвердите текстом, что Есенин не идеализирует крестьянство, подчеркивает его неоднородность.

Выпишите авторские характеристики, комментирующие отношения Анны и Сергея.

Объясните цель повтора. 1 глава: Далекие, милые были – Тот образ во мне не угас… Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас… Концовка поэмы: Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но значит, любили нас.

Повтор подчеркивает важность любовного сюжета и то, что прошлое и настоящее взаимосвязаны; он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотделимость от судеб родной земли.

Объясните причины, по которым исторические события показаны эскизно, без глубины.

Особый интерес представляет не само изображение эпических событий, отношение к ним поэта. Есенин высказывает концепцию жизни - свой взгляд на мир, на события, на то, что остается вечным, незыблемым.

Уровень 4. Проанализируйте эволюцию черт характера русского мужика на примере соответствующих образов. Проанализируйте причины, по которым главные герои не могут быть вместе. Укажите причины, по которым Есенин показывает разные типы крестьян, принявших революцию.

Автор поэмы словно предупреждал, на что будут способны дорвавшиеся до власти Проны и оказавшиеся около власти Лабути. Есенин первым заговорил об этом.

Уровень 5. Что вы думаете о роли мельника в поэме? (Он воплощает лучшие черты русского национального характера: доброту, близость к природе, милосердие и человечность, постоянно соединяет людей.)

Уровень 5. Медьник воплощает лучшие черты русского национального характера: доброту, близость к природе, милосердие и человечность, постоянно соединяет людей.

Уровень 6. Выскажите свое отношение к лирическому герою. Дайте оценку образу Анны Снегиной.

Уровень 6. Лирический герой имеет много общего с автором в строе мыслей, настроениях, в отношении к войне и крестьянам. Через отношение к ней раскрывается образ автора. У героини поэтическая, возвышенная натура, что делает ее образ привлекательным. Отъезд из России – трагедия Анны Снегиной.

Сделайте вывод о том, что включил в понятие «Родина» в поэме С.Есенин.

Родина для поэта – это не столько государство, территория, история и современность, сколько богатая русская душа, «прямо соответствующая народным идеалам». Их выразителем для нас является сам С.Есенин.

Авторы монографии о Есенине Куняевы утверждают, что «Анна Снегина» - «самая антикрестьянская поэма Есенина». Согласны ли вы с этим? Напишите сочинение- миниатюру, приводя как аргументы текст поэмы.