Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Познание окружающего мира

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Advertisements

Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Виды и методы познания. Обыденно- практическое Религиозное МифологическоеХудожественное Научное Научное познание - высший вид познавательной деятельности.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ ( 10 класс) Презентация подготовлена учителем ФГОУ сош 4 МОРФ Латыповой О.Ш.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Лекция 5 Познание. Познание Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об.
Транксрипт:

Познание окружающего мира

План: 1. Процесс познания, 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное, 3.Истина, её критерии, 4. Научное познание.

1. Процесс познания Познание процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом получение нового знания об окружающем мире.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания. Процесс познания Субъект познания Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив Всё общество Объект познания Весь окружающий мир Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Результат знание

Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Познание имеет два уровня (две стороны) чувственное познание осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания Ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания Понятие мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Суждение мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Умозаключение (вывод) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Индуктивное умозаключение от частного к общему. Дедуктивное умозаключение от общего к частному. Получаемое - по аналогии.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis взгляд, вид) вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результа­те «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логиче­ские обоснования и доказательства. Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Различают следующие виды интуиции: интеллектуальная связана с умственной деятельностью; мистическая связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации. Ложь это сознательное искажение образа объекта.

3. Истина, её критерии Истина это: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство само согласованности знаний; полезность полученного знания для практики. –Классическая концепция истины связана с первым определением: истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Объективная истина это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Критерий истины это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи. Практика (от гр. praktikos активный, деятельный) целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

4. Научное познание. Научное познание особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания являются следующие: объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания Эмпирический - Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Теоретический - Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Формы научного познания Научный факт (лат. factum сделанное, совершившее­ся) отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон объективная, существенная, конкретно всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения. Гипотеза (гр. hypothesis основа, предположение) научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение. Теория (гр. theoria наблюдение, рассмотрение, исследование) наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Методы научного познания Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

Анализ (гр. analysis разложение) процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis соединение) процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Индукция (лат. inductio наведение) путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение. Дедукция (лат. deductio выведение) доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia соответствие) сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. Моделирование (фр. modele, от лат. modulus образец, мера) воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Абстракция (от лат. abstractio отвлечение) один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории. Идеализация мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков «Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. »А)вопрос »Б) предмет »В) проблема »Г) метод »Д) схема »Е) теория »Ж) язык »3) субъект »И) причина