Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Чтение, восприятие и анализ стихотворения «Три пальмы» 2. Знакомство с новыми литературными терминами 3. Самостоятельная работа с текстом.
Advertisements

Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: презентация стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы" на конкурс "Всё начинается с книги"
Тема красоты и гармонии человека с миром. Учитель русского языка ГБОУ школы 106 г. Санкт-Петербург Арестова Е. В.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Выполнил ученик 6 класса Красильников Миша.
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.
Вьюк – ноша, кладь, здесь уложенная на верблюда ; Урочный путь – определенный, условленный путь ; Пророк – истолкователь воли Бога ; Роптать - тихо возмущаться,
Скучно Настроен на работу Радостно аллитерация антитеза сравнение метафора олицетворение эпитет композиция баллада Словарь литературоведческих.
Тема природы и человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива» Учитель Терёшина Т.П.
М.Ю.Лермонтов ( ). Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Контрольный тест по лирике М.Ю.ЛЕРМОНТОВА (материалы к уроку литературы в 6 классе)
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Подготовка к ЕГЭ М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… 7 класс Анализ поэтического текста.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
М. Ю. Лермонтов. Прочитаем отрывок из стихотворения Скажи - ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые,
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Технология составления опорного конспекта урока на основе деятельностного метода Подготовила Аленина С. Г., учитель начальных классов МОУ УГ 3.
Классификация и структура типов уроков теоретического обучения и методов обучения.
Транксрипт:

Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты и гармонии человека с миром. Аллитерация. Турлюк С.А. ГБОУ школа 568 Красносельского района СПб

Цели: 1) Учить анализировать лирические произведения. 1) Учить анализировать лирические произведения. 2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение. 2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение. 3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации. 3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации.

Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу) 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу) 2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение) 2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение) 3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся: информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество ( беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико- познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно- коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок, самостоятельная работа). 3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся: информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество ( беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико- познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно- коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок, самостоятельная работа).

Таблица, которая должна получиться у детей в тетради: Часть плана Часть плана Опорная лексика Опорная лексика 1. Тема 1. Тема Тема красоты и гармонии человека с миром Тема красоты и гармонии человека с миром 2. Идея. 2. Идея. Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 3. Художественные средства, синтаксис, лексика. 3. Художественные средства, синтаксис, лексика. Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза, устаревшая лексика антитеза, устаревшая лексика

Оформление доски: План урока: 1)Словарь урока. 1)Словарь урока. 2)Анализ стихотворения. 2)Анализ стихотворения. 3) Знакомство с 3) Знакомство с новыми новыми литературными литературными терминами. терминами. М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема природы и М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. человека. Аллитерация.

Часть плана Опорная лексика 1. Об авторе 1. Об авторе 2. Тема 2. Тема 3. Идея 3. Идея 4. Художественные средства, синтаксис, лексика 4. Художественные средства, синтаксис, лексика

Словарь урока: Стихотворение Стихотворение Тема Тема Идея Идея Гипербола Метафора Гипербола Метафора Олицетворение Олицетворение Эпитет Эпитет Антитеза Антитеза

Ход урока. I Введение в тему I Введение в тему На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова) На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова) - Чей портрет вы видите на доске? - Чей портрет вы видите на доске? - Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта – свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку. - Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта – свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку. II Проверка д/з. II Проверка д/з. - Что вы можете сказать о жизни М.Ю. Лермонтова? - Что вы можете сказать о жизни М.Ю. Лермонтова? (Используйте план в своих тетрадях) (Используйте план в своих тетрадях) 1 чел. – у доски. 1 чел. – у доски. - Прочитайте наизусть стихотворение «Парус». (2 чел) - Прочитайте наизусть стихотворение «Парус». (2 чел) III Сообщение темы из целей III Сообщение темы из целей - Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением - «Три пальмы». - Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением - «Три пальмы».

На доске: План урока 1)Словарь урока. 1)Словарь урока. 2)Анализ стихотворения. 2)Анализ стихотворения. 3) Знакомство с новыми литературными терминами. 3) Знакомство с новыми литературными терминами.

- Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». - Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Таково стихотворение «Три пальмы». Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Таково стихотворение «Три пальмы».

IV На доске: Словарь урока Словарь урока Стихотворение метафора Стихотворение метафора Тема олицетворение Тема олицетворение Идея эпитет Идея эпитет Гипербола антитеза Гипербола антитеза - Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения. - Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения.

V Анализ стихотворения с составлением таблицы V Анализ стихотворения с составлением таблицы - Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта. - Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта. На доске: На доске: Часть плана Часть плана Опорная лексика Опорная лексика 1. Тема. 1. Тема. 2. Идея. 2. Идея. 3. Художественные средства, синтаксис, лексика. 3. Художественные средства, синтаксис, лексика.

1. Чтение стихотворения (запись или наизусть учителем). 2. Анализ стихотворения 2. Анализ стихотворения - На сколько частей можно разделить стихотворение с картинами природы? - На сколько частей можно разделить стихотворение с картинами природы? (1. Пальмы (1. Пальмы 2. Караван 2. Караван 3. Пепел) 3. Пепел) - Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? - Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Тема красоты и гармонии человека с миром) Запишите в таблицу. (Тема красоты и гармонии человека с миром) Запишите в таблицу.

- Как вы поняли главную мысль стихотворения? - Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) Запишите в таблицу. Запишите в таблицу. - Прочитайте, на что ропщут пальмы? Поясним значение непонятных слов. - Прочитайте, на что ропщут пальмы? Поясним значение непонятных слов. - Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят? - Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят? - Какое художественное средство использует поэт? Для чего? - Какое художественное средство использует поэт? Для чего? (олицетворение) (олицетворение)

Запишите в таблицу. Запишите в таблицу. - Прочитайте 4,5,6 строфы. Какие художественные средства здесь используются? Зачем? - Прочитайте 4,5,6 строфы. Какие художественные средства здесь используются? Зачем? - Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана. - Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана. (4,5 строфа на стр. 155) (4,5 строфа на стр. 155) - Как относились к гостям хозяева и как люди к ним? - Как относились к гостям хозяева и как люди к ним? 3. Объяснение нового. 3. Объяснение нового. - Что означают слова питомцы столетий? - Что означают слова питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков) («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков) - Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. - Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. (На доске прикрепляю распечатку с данным термином) (На доске прикрепляю распечатку с данным термином)

_ Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов. _ Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов. - Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины? - Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины? (одежда = листья, стволы = тела) (одежда = листья, стволы = тела) - Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью? - Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью? (метафору) (метафору) - Вслушайтесь еще раз в строки: - Вслушайтесь еще раз в строки: По корням упругим топор застучал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! И пали без жизни питомцы столетий! - Какие звуки повторяются? Почему? - Какие звуки повторяются? Почему? Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. На доску (вешаю): Аллитерация. На доску (вешаю): Аллитерация. - С какой целью поэт употребил аллитерацию? - С какой целью поэт употребил аллитерацию? Запишите в таблицу. Запишите в таблицу.

- Перечитайте первую и последнюю строфы. - Перечитайте первую и последнюю строфы. - Какой прием используют поэт? - Какой прием используют поэт? (антитеза) (антитеза) - С какой целью? - С какой целью? Запишите в таблицу. Запишите в таблицу. - Вспомните, что такое сюжет? - Вспомните, что такое сюжет? - Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Кратко перескажите его. - Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Кратко перескажите его. - Почему Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»? - Почему Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?

За доской: Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим или вымышленным содержанием За доской: Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим или вымышленным содержанием VI Чтение стихотворения «Три пальмы» учениками. VI Чтение стихотворения «Три пальмы» учениками.

VII Самостоятельная работа по карточкам (распечатки Определите, какие художественные средства использует автор. Выпишите выделенное словосочетание, через тире напишите литературный прием. по вариантам) Вариант – 1 Вариант – 1 Кувшины, звуча, налились водою, Кувшины, звуча, налились водою, И, гордо кивая махровой главою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, на «4» Приветствуют пальмы нежданных гостей, на «4» И щедро поит их студёный ручей. И щедро поит их студёный ручей.

Вариант – 2 Когда же на запад умчался туман, Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный. на «4» Виднелся лишь пепел седой и холодный. на «4»

Вариант – 1 И только замолкли – в дали голубой И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, на «5» Звонков раздавались нестройные звуки, на «5» Пестрели коврами покрытые вьюки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Вариант – 2 Но только что сумрак на землю упал, Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! на «5» И пали без жизни питомцы столетий! на «5» Одежду сорвали с них малые дети, Одежду сорвали с них малые дети, Изрублены были тела их потом, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. И медленно жгли их до утра огнем.

VIII Подведение итогов 1) – Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему? 1) – Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему? (много устаревших слов) (много устаревших слов) - Этим отличается лексика стихотворение. - Этим отличается лексика стихотворение. Запишите в таблицу. Запишите в таблицу. - А вот стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе) - А вот стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе) ( ааббвв } парная ) ( ааббвв } парная ) - Почему это стихотворение современно и сегодня? - Почему это стихотворение современно и сегодня? - Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек природа?» - Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек природа?» 2) - Оценки за урок. 2) - Оценки за урок.

IХ Д/з 1) с (читать выразительно стихотворение) IХ Д/з 1) с (читать выразительно стихотворение) 2) а)Подготовить сообщение «Предысторию стихотворений «Утес» и «Листок» (см. стр. 159 – 159 учебник). б) «История создания стихотворения «Тучи» (с. 156 – 157) 2) а)Подготовить сообщение «Предысторию стихотворений «Утес» и «Листок» (см. стр. 159 – 159 учебник). б) «История создания стихотворения «Тучи» (с. 156 – 157)