Мастер-класс «Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся» Составила: Журмухамбетова М.Б. учитель истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщение опыта по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках как фактор повышения познавательной активности» Учителя истории и обществознания.
Advertisements

Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
«История в лицах. Реформы и реформаторы.» Руководитель: учитель истории Титова Л.В. Курс по выбору.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания.
Проблемное обучение как форма работы с одаренными учащимися.
Cистемно-деятельностный подход в обучении и воспитании Оформление Багрий М. Г., методист КУ «КРМЦ»
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Формирование самостоятельной познавательности через технологию дебаты Кожевникова Наталья Николаевна учитель истории МОУ СОШ 22.
Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему. Дискуссия - спор, обсуждение какого - либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Круглый стол «Твой выбор, лицеист!». «О человеке нужно судить не по тому, чего он не знает, а по тому, что он знает». Вовенарг, франц.писатель 18 века.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Урок - дискуссия Методика проведения МОУ СОШ 36 г Тюмени Из опыта работы учителя истории и обществознания НАлимовой Л.В.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
Транксрипт:

Мастер-класс «Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся» Составила: Журмухамбетова М.Б. учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Благодарновская СОШ» Тюльганский район. Оренбургская область.

ДАСТ Эталон успешности ученика в контексте требований личностно-ориентированного обучения «Д» доверие (ключевая компетенция – умение ученика сотрудничать) «А» активность (компетенция – готовность ученика нести ответственность за решение учебных задач) «С» самостоятельность (компетенция – умение ученика самостоятельно искать, перерабатывать, оценивать информацию) «Т» творчество (компетенция - умение ученика находить новые решения, ходить за рамки алгоритма)

Это решит Компетентностный подход Современная педтехнология Формирование ключевых компетенций

Ключевые компетенции Исследовательские Социально-личностные Коммуникативные Организаторские

Современные педагогические технологии Деятельностный подход Компетентностный подход Личностно-ориентированное обучение Интерактивное обучение Проблемное обучение

1. Мотивационной – стимулирует познавательный интерес учащихся, побуждает их к интеллектуальному общению и сотрудничеству. 2. Волевой – воспитывает уверенность в себе, настойчивость, целеустремлённость. 3. Саморегуляционной – формирует навыки контроля за своим поведением. 4. Предметно – практической – учащиеся приобретают позитивный опыт решения спорных вопросов. 5. Экзистенционной – воспитывает уважительное отношение к людям. Влияние технологии на развитие сфер личности

Методы интерактивного обучения Ролевые игры Мозговой штурм Дискуссия Различные виды групповых работ

Умения и навыки самостоятельно искать, добывать и перерабатывать информацию критически мыслить сотрудничать и организовывать деятельность в группе осмысливать и оценивать ее

Что есть дискуссия? Слово «дискуссия» происходит от латинского «discussio» - рассмотрение, исследование. Дискуссия – публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы. Дискуссия – форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения учащихся на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из точек зрения.

Цели дискуссии: Выяснение мнения по поводу того или иного вопроса; Анализ проблемной ситуации; Поиск нового варианта решения; Достижение максимального согласия участников дискуссии по обсуждаемой проблеме.

Отличие спора от дискуссии. Спор Дискуссия 1. Цель Доказать правоту Найти истину. решение, выход из ситуации 2. Предм ет обсуждения Конкретный, незначительный Важный, глобальный 3. Итог Направлен на результат Направлена на процесс обсуждения

Правила ведения дискуссии. Помните о цели дискуссии. С уважением относитесь к мнению другого человека, любое мнение – это точка зрения человека. Она имеет право на существование. Любое высказывание должно быть аргументировано. Придерживайтесь дружелюбного тона. Не спорьте ради спора. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения.

Семь вариантов протекания дискуссии. (по Андрееву) Эвристический подход Логический подход Авторитарный подход Критикующий подход Демагогический подход Прагматический подход

Формы дискуссии. «Круглый стол» «Заседание экспертной группы» «Форум» «Симпозиум» «Классические дебаты» «Судебное заседание» «Аквариум» «Экспресс дискуссия» «Дискуссия от имени» «Ролевая дискуссия» «Либеральный клуб» «Карусель» «Текстовая дискуссия»

. Дискуссия предполагает Активный обмен мнениями между участниками Рассмотрение проблемы с разных позиций Многосторонняя коммуникация Поиск нового решения, мнения

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством учителя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Условием успешности проблемного обучения являются: проблематизация учебного материала (дети вначале удивляются, а затем от присущего им любопытства стараются разрешить проблему); активность ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом); жизненные параллели; актуальность.

Технологическая схема проблемного урока Приёмы создания проблемных ситуаций: 1. Подвести учащихся к противоречию и предложить самостоятельно найти способ разрешения. 2. Излагать несколько точек зрения на один и тот же вопрос. 3. Постановка проблемной задачи с недостаточными данными, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения. учитель ученик Организует поиск решения Направляет учащихся на её решение Создаёт проблемную ситуацию Формирует своё отношение к проблеме Приобретает новые знания и способы работы с материалом Субъект своего обучения

Тема: Русь в XVI веке: Иван Грозный и его время. Цель: проследить преемственность в деятельности Ивана IV как наследника политики Московских князей, направленной на укрепление централизованного государства через усиления самодержавия, складывания и расширения территории государства, нарастанием глубокой пропасти между обществом и государством, кризиса нравственности в условиях самовластия царской власти.

В1 – рассмотреть процесс завершения складывания модели традиционного общества, российской цивилизации, начаты временем Андрея Боголюбского, характер реформ избранной Рады и ее направленность Урок 1 Время Ивана Грозного – время складывания новой системы власти. Мозговой штурм: 1) В чем проявилась тенденция усиления центральной власти во время правления Ивана IV. 2) Как она закрепилась во время правления Василия III. 3) Какую роль играла теория «Москва – III Рим» и «Сказание о князьях владимирских». 4) Венчание на царство 1547 – смысл и последствия. Деспотическая формула власти – закономерность или стечение обстоятельств Урок 2 Реформы избранной рады и их роль в укреплении государства. Групповая работа. Цели и характер изменений: 1) в центральном аппарате; 2) местном самоуправлении; 3) церковной политике; 4) социальная политика. Урок 3 Опричнина - взгляд историков, оценка современников. Круглый стол – анализ точек зрения Н. Карамзина, В. Ключевского, В. Соловьева, НКостомарова. Причины опричнины. В2 – рассмотреть содержание внешней и внутренней политики Ивана IV с точки зрения исторического варианта укрепления государства через идею незыблемости воли его главы. Урок 4 Опричнина как символ выбора самодержавной формы правления. Групповая работа. Объяснить определения опричнины как: а) системы мер, направленных на укрепление самодержавия и усиления крепостничества; б) особая группа царских поданных, отделенная от всех; в) аппарат государственного террора; г) территория, выделенная из состава государства. Урок 5 Зарождении империи. Групповая работа с опорными схемами «Заполни пропуски» и контурной картой. Урок 6 Итоговое обобщение. Дискуссия. Время Ивана IV как тупиковая модель общества и государства

Урок – дискуссия в 10 классе «Иван Грозный – тиран или герой?» 1 позиция: «Иван Грозный – тиран» 2 позиция: «Иван Грозный – герой»

Результат Развитие навыков самостоятельной работы Устной монологической речи Самостоятельность в суждениях и оценках Развитие коммуникативных навыков Толерантное отношение

Мастер-класс «Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся» Составила: Журмухамбетова М.Б. учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Благодарновская СОШ» Тюльганский район. Оренбургская область.