1 Роль вузов в региональном развитии Национальный фонд подготовки кадров Институт международных организаций и международного сотрудничества НИУ-ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика оценки социальной роли университетов (на примере методологии ОЭСР) Ольга Перфильева Институт международных организаций и международного сотрудничества.
Advertisements

Методология и предварительные результаты исследования «Оценка роли вузов в региональном развитии» Проект «Образование» Мероприятия «Развитие сети национальных.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Методология и предварительные результаты исследования «Оценка роли вузов в региональном развитии» Проект «Образование» Мероприятия «Развитие сети национальных.
«Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы» Водопьянова Е.А. Эксперт проекта Основные практические результаты 1-го этапа (2009 год)
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Текущий мониторинг реализации программ развития национальных исследовательских, федеральных и национальных университетов Ведение базы данных мониторинговых.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Программа развития кластеров - как составная часть стратегии повышения региональной конкурентоспособности Воротников Александр Михайлович, Начальник отдела.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
М.Ю. Голанд Заведующий отделом ЧГП в инновационной сфере, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Транксрипт:

1 Роль вузов в региональном развитии Национальный фонд подготовки кадров Институт международных организаций и международного сотрудничества НИУ-ВШЭ

2 Актуальность Третья роль университетов - один из ключевых показателей развития сферы высшего образования и его места в обществе в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР Повышение вклада университетов в развитие местных сообществ, городов и территорий – одна из основных общих задач развития высшего образования в глобальном контексте

3 Международный опыт Globally Competitive, Locally Engaged, или «Обзор роли вузов в региональном развитии» - долгосрочный проект Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР (в кооперации со Всемирным банком) Цель - разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по формированию и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов Этапы и участники I этап – 14 регионов из 12 стран-членов ОЭСР (Австралия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Корея, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Англия) II этап стран-членов и стран-партнеров ОЭСР ( Австралия, Бразилия, Чили, Германия, Израиль, Италия, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Испания, Великобритания ) III этап –участие подтвердили Великобритания, ЮАР, Чили

4 Методика ОЭСР проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР Проведение комплексного исследования роли вузов в развитии региона на основе: Самообследования на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, с участием всех вузов региона/города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании. Визита международной команды экспертов, результатом которого является экспертный отчет. Диссеминации результатов исследования на международных конференциях, публикация международного сопоставительного обзора. Описания социально-экономических показателей региона-участника проекта как составной части отчета самообследовании, включая описание географической, демографической ситуации в регионе, экономической и социальной базы региона

5 Актуальность для России Модернизация и продолжающееся реформирование ВО для повышения его конкурентоспособности Интернационализация ВО Необходимость гармонизации с наиболее успешным опытом зарубежных стран и сопоставимости результатов деятельности Новые проекты, значимые как с т.з. внутринациональных, так и глобальных процессов Создание ФУ – пример поиска оптимальных механизмов повышения роли вузов для развития национальной системы ВО, повышения ее конкурентоспособности, а также усиления интеграции вузов в региональное развитие

6 Анализ роли российских вузов в региональном развитии: адаптация методики Адаптация и апробация инструментария методологии ОЭСР Оценки социально-экономических эффектов участия вузов в региональном развитии Разработка рекомендаций по повышению эффективности партнерства вузов и регионов

7 Преимущества методики ОЭСР Позволяет провести комплексную оценку на основе статанализа и качественного социологического исследования Дает возможность объяснить сопоставимость полученных данных с данными международных оценок

8 Ограничения методики ОЭСР Ограничения на использование международной методики в оригинальном виде без адаптации Ограничения, связанные с достижением сопоставимости получаемых данных в связи с различиями в системах высшего образования в странах-членах и странах- партнерах ОЭСР Ограничения в применимости методики оценки для анализа сложных социально- экономических явлений и процессов в международном контексте

9 Участники анализа Федеральные университеты РФ: ЮФУ и СФУ Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный, Северо- Восточный Ведомства Экспертное сообщество

10 Что анализируем? Процессы взаимодействия вузов с регионами модели и инструменты сотрудничества ресурсы, необходимые для сотрудничества Потенциал сотрудничества

11 Предпосылки анализа Взаимодействие вузов с регионом – одно из условий их будущего развития Партнеры процессов регионального развития: вузы, региональные органы власти, предприятия и общественные организации, рынок труда и население Взаимодействие участников процессов может быть как организованным, так и не организованным, как направленным, так и ненаправленным Вузы могут играть как ведущую, так и ведомую роль в процессах регионального развития

12 Модели анализа взаимодействия вузов с регионами закрытая модель взаимодействия вуза с регионом; модель влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом; модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона

13 Методы оценки роли вузов в региональном развитии Оценка, основанная на анализе статистических данных Качественный анализ процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально-экономической жизни региона На практике, часто, используются как взаимодополняющие друг друга методы сбора информации

14 Модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона Учитывает специфику целей и функций федеральных университетов Позволяет: Определить для университетов ключевых партнеров, направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития Проанализировать вклад университетов в развитие ключевых направлений/сфер на основе показателей эффективности программ развития университетов Выработать рекомендации для вузов, национальной системы высшего образования, органов власти по повышению эффективности программ развития федеральных университетов для отрасли и регионов, в соответствии с потребностями их развития

15 Используемый инструментарий Методология ОЭСР Самообследование на основе 1 общего опросника Визит команды экспертов и интервью (доклад по итогам) Сопоставительный доклад Диссеминация результатов исследования Методология анализа роли ФУ в региональном развитии Анализ статистики показателей развития региона и вузов Система инструментов для опросов, интервью и фокус групп с различными категориями экспертов Сопоставительный анализ Прогноз усиления роли вузов в региональном развитии Рекомендации

16 Кто эксперты? Власть Бизнес Общество Вузы

17 Отношения с властью 1.Какие факторы, внешние и внутренние, явились катализаторами для участия (интеграции) университетов в региональное развитие? 2.Включены ли (присутствуют ли) федеральные университеты в стратегиях и планах развития регионов? 3.Существуют ли формальные и/или не формальные механизмы координации взаимодействия университетов с регионами? 4.Какие сильные и слабые стороны существуют сегодня в сложившихся связях и взаимодействиях федерального университета с региональными партнерами, участниками инновационного развития региона. Какие достижения в этом направлении Вы бы выделили? 5.Какие потенциальные возможности и риски несут в себе традиционные и новые формы взаимодействия вузов с точки зрения их вклада в инновационное развитие регионов, в том числе и через НИОКР? 6.В контексте вклада федеральных университетов в инновационное развитие регионов через НИОКР, какие связи сложились у вуза к настоящему времени: с субъектами экономического и социального развития региона (в том числе региональными властями и местными органами управления, промышленными предприятиями, предприятиями малого и среднего бизнеса, исследовательскими лабораториями, КБ, НИИ и прочими); с другими вузами; с неуниверситетским сектором. 7.В каких сферах диалог университетов с региональным сообществом наиболее возможен как в настоящее время, так и в перспективе? 8.Рассматривается ли взаимодействие университетов с региональным сообществом как стратегическое направление развития университетов и повышения их устойчивости к быстроменяющимся внешним условиям? 9.Как изменилась система управления университетами в связи с ориентацией на потребности регионального развития (в соответствии с программами развития)? 10.Каким образом программы развития университетов учитывают необходимость установления контактов с региональным сообществом? 11.Какие механизмы взаимодействия университетов с регионами влияют на процесс управления вузами?

18 Отношения с бизнесом 1.Какие механизмы взаимодействия используются университетами для построения диалога с региональными партнерами? 2.Какие контакты были установлены университетами за последнее время с предприятиями (компаниями, фирмами) и с какой целью? От кого исходила инициатива? Было ли это предложение о сотрудничестве (краткосрочном или долгосрочном)? 3.Какие положительные стороны от сотрудничества с бизнес сектором видит для себя университет? 4.Какие барьеры для более тесного сотрудничества университетов с бизнес сектором существуют сегодня? Какие меры необходимы для их преодоления? 5.Какие направления сотрудничества университетов с бизнес сектором представляются наиболее перспективными? 6.В каких формах сотрудничество университетов с бизнес сектором представляется наиболее выгодным? 7.Какие потенциальные возможности и риски несут в себе традиционные и новые формы взаимодействия вузов с точки зрения их вклада в инновационное развитие регионов, в том числе и через НИОКР? 8.В контексте вклада федеральных университетов в инновационное развитие регионов через НИОКР, какие связи сложились у вуза к настоящему времени: с субъектами экономического и социального развития региона (в том числе региональными властями и местными органами управления, промышленными предприятиями, предприятиями малого и среднего бизнеса, исследовательскими лабораториями, КБ, НИИ и прочими); с другими вузами; с неуниверситетским сектором. 9.О каких новых формах взаимодействия университетов с региональными рынками труда можно говорить на сегодняшний день? 10.Какие потенциальные возможности и риски несут в себе сложившиеся и новые формы взаимодействия вузов с региональными рынками труда через обучение и профессиональную подготовку населения? 11.В какой степени и в каких формах университетам доступна для использования инфраструктура города (и/или региона)? 12.Доступна ли инфраструктура университетов региональному сообществу, в том числе и с т.з. ежедневных потребностей (например, тестирующие лаборатории, библиотеки, спортивные и культурные объекты, транспорт, студенческие общежития, и прочее)?

19 Отношения с обществом 1.Можно ли сегодня говорить о том, что университеты становятся фактором социального развития региона и потенциально способны содействовать решению проблем социального, культурного развития и развития окружающей среды региона? 2.В каких формах реализуется/может реализовываться вклад университетов в социально-культурную сферу жизни региона? 3.Какие возможные модели сотрудничества университетов с региональным сообществом представляются наиболее перспективными с этой точки зрения? 4.В чем недостаток существующих моделей, если таковые сложились? 5.Какие потенциальные возможности и риски несут в себе сложившиеся и потенциальные формы взаимодействия вузов с региональным сообществом в социо-культурной сфере? 6.В какой степени и в каких формах университетам доступна для использования инфраструктура города (и/или региона)? 7.Доступна ли инфраструктура университетов региональному сообществу, в том числе и с т.з. ежедневных потребностей (например, тестирующие лаборатории, библиотеки, спортивные и культурные объекты, транспорт, студенческие общежития, и прочее)? 8.Какие механизмы взаимодействия используются университетами для построения диалога с населением? 9.Как вовлечены сотрудники университетов в работу государственных, частных и/или некоммерческих организаций, представленных в регионе? 10.Какие механизмы осведомления населения и региональных партнеров о работе университетов в целях регионального развития используются университетами? 11.Рассматривается ли взаимодействие университетов с населением и общественным структурами региона как стратегическое направление развития университетов и повышения их устойчивости к быстроменяющимся внешним условиям? 12.Каким образом программы развития университетов учитывают необходимость установления контактов с региональным сообществом? 13.Налажено ли сотрудничество университетов с местными и региональными ОО, в каких формах и по каким основным направлениям?

20 Спасибо!