Презентация к уроку по истории (10 класс) по теме: Иконопись

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Берлова Анастасия Группа ИКГ 3.1 Лгаки им. Матусовского.
Advertisements

Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Идолопоклонство -грех Икона изображает Христа на троне в золотых одеждах, на ней сохранилась только живопись XVII века. Находится в настоящее время в.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомо рукой... Это - светлое мгновенье В диком.
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
Сафонова Н.С. Учитель истории Лицей 7, г.Саяногорск.
Икона Владимирской Божией Матери 7 а. Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по.
Русская икона IX-XVII веков Виды икон Иконописные сюжеты и образы Символика цвета в иконе.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Владимирская икона Божией матери. Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой.
Образ Святой Богородицы в русской живописи. Подготовили: ученики 10 класса, МОУ СОШ 16.
Русская иконопись Подготовила:Остапенко Т.В.. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Искусство Древней Руси О, светло светлая и красно – украшенная земля русская. Слово о полку Игореве.
Русская икона. Функции икон: -икона должна возвышать человека -икона должна выражать возвышенность изображённого -икона должна приносить - благодать для.
Создатели презентации: Кабанова Мария и Галченко Эллина Икона Владимирской Божией Матери.
Транксрипт:

Иконопись. Сидоренко Наталья Витальевна, учитель истории и обществознания. МКОУ «Волчихинская СШ 2»

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка темпера. Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере из лиственницы и ели, в Пскове из сосны. Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую черной или коричневой краской. Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком "проолифливали".

[скрыть]п·о·опор Древнейшие русские иконы Греческие (корсунские) Владимирская Богоматерь Владимирская Богоматерь Смоленская Богоматерь 1 Спас Златая риза Пётр и Павел Святой Георгий Смоленская Богоматерь Спас Златая риза Пётр и Павел Святой Георгий Новгородские Устюжское Благовещение Устюжское Благовещение Святой Георгий «Знамение» Спас Нерукотворный Никола Чудотворец Ангел Златые власы Умиление Облачное Успение Святой Георгий ЗнамениеСпас Нерукотворный Никола Чудотворец Ангел Златые власы УмилениеОблачное Успение Владимиро- суздальские Фёдоровская БогоматерьФёдоровская Богоматерь Боголюбская Богоматерь Димитрий Солунский Архангел Михаил Спас Эммануил Оплечный деисус Спас Златые власы Боголюбская Богоматерь Димитрий Солунский Архангел Михаил Спас Эммануил Оплечный деисус Спас Златые власы.

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учатся мастером своим помогавшие».

У преподобного Алипия был ученик и постник преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России.В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском.

В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий.

В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту(ГТ Г). Величественный лик Христа исполнен точным рисунком Спас Нерукотворныйкресту

Смоленская икона Божией Матери Смоленская икона (Дионисий, 1482 год)Дионисий 1482 год Дата появления:известна с XI векаXI века Иконографически й тип: Одигитрия Место нахождения: с 1943 года неизвестно Дата празднования 28 июля (по юлианскому календарю)юлианскому календарю

Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году [ ), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь [ царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.XI века Константин IX Мономах Всеволода Ярославича

Смоленская икона божьей Матери 1456 г.

Владимирская (Вишгородская) икона Божией Матери Иконографичес кий тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября)3 июня 6 июля 8 сентября Согласно легенде, попала в Константинополь изИ ерусалима в V веке при императоре Феодосии КонстантинопольИ ерусалимаV веке Феодосии Согласно легенде, попала в Константинополь изИ ерусалима в V веке при императоре Феодосии КонстантинопольИ ерусалимаV веке Феодосии На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.ВизантииXII века 1131 года Юрию Долгорукомуконстантинопольского патриарха Луки Хрисоверга На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.ВизантииXII века 1131 года Юрию Долгорукомуконстантинопольского патриарха Луки Хрисоверга

Спас Златая риза икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле, датируется XI веком. В 1700 году была полностью переписана царским изографом Кирилл ом Улановым. Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её.икона византийского Спаса на престолеXI веком 1700 годуизографом Кирилл ом Улановымоклада Спас Златая риза икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле, датируется XI веком. В 1700 году была полностью переписана царским изографом Кирилл ом Улановым. Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её.икона византийского Спаса на престолеXI веком 1700 годуизографом Кирилл ом Улановымоклада

«Апостолы Пётр и Павел» икона середины XI века, самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона происходит из новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.иконаXI века станковой живописи новгородского Софийского собора Новгородского музея-заповедника

Станко́вояж и́вопись род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально живопись, созданная на станке (мольберте).живописи живопись мольберте Произведение станковой живописи картина создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.картинамонументальнойдекоративнойосновехолстекартонедоскебумагешёлкевосприятие Основные материалы станковой живописи масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.масляныетемперныеакварельныегуашьпастельакрилтушьюкаллиграфию

Святой Георгий новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора Московского Кремля. Этот памятник станковой живописи, датируемый концом XI либо XII веком, принадлежит к числу древнейших в России.новгородская икона Святого Георгия Успенского собора Московского КремляXIXII веком России

Икона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была привезена в Москву Иваном Грозным, который вывез из Новгорода большое количество местных святынь.В. Н. Лазарева Иваном Грозным Новгорода

новгородские Устюжское Благовещение русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в е годы XII века в Великом Новгороде. Одна из немногих сохранившихся русских икон домонгольского периода. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.русская икона Благовещения Пресвятой БогородицыXII века Великом Новгородеикондомонгольского периода Государственной Третьяковской галерее

«Святой Георгий» русская икона домонгольского периода. Икона имеет новгородское происхождение и была храмовым образом Юрьева монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственн ой Третьяковской галереи.икона новгородское Юрьева монастыря Государственн ой Третьяковской галереи

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богомат ерь Знамение) православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон.православная икона Оранта

Ангел Златые власы древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.Государственного Русского музей Санкт-ПетербургеXII века иконописи Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «басиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.басистасусальным золотом

Суса́льное золото (сусаль) тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются вдекоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS 2 ), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.нмзолотадекоративныхсплавовимитирующихмедицинкомалюминияокрашиваютлакомизделиехимические соединениясульфида оловаSnSкрасокпозолоту

Богоматерь Умиление русская икона новгородс кого происхождения, которая датируется последней третью XII века. [1] Находится в Успенском соборе Московского Кремля.иконановгородс когоXII века [1]Успенском соборе Московского Кремля

«Облачное Успение» русская икона конца XII начала XIII веков, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1933 году из Новгородского музея. Была раскрыта в Третьяковской галереи в 1935 году искусствоведом И. И. Сусловым.УспениеиконаXIIXIII вековновгородского Десятинного монастыря Государственной Третьяковской галереи 1933 году Новгородского музея 1935 году

Владимиро-Суздальские Феодоровская икона Божией Матери почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богород ицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.Русской церквичудотворнойикона Богород ицы Богоявленском соборе КостромыЛуке Владимирской иконой Романовых 1613 году Михаила Фёдоровича

Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери почитаемая Русской православной церковьюикона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.Русской православной церковьюикона БогородицыXII веке Андрея Боголюбскогочудотворными

Спас Златые власы икона, созданная не позднее первой четверти XIII века.иконаXIII века Кем написана не известно.

Спасибо за внимание!