Познавательные процессы подростков (презентация)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классного руководителя классного руководителя Работа Работа с детьми и их семьями требующими особого внимания с детьми и их семьями требующими особого.
Advertisements

Профилактика асоциальных явлений. Технология сотрудничества «Дети-детям» Из опыта работы классных руководителей Платоновой Е.В. и Тетериной С.Г. МОУ СОШ.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. Причины и способы преодоления.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Психологические особенности мальчиков подростков..
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ПРИЧИНЫ И ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Причины и способы преодоления.
Возрастные особенности детей школьного возраста. Младший школьный возраст.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Транксрипт:

индивидуальных особенностей индивидуальных особенностей Знания в области Знания в области психологии и психофизиологии психологии и психофизиологии познавательных процессов подростка. познавательных процессов подростка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ШКОЛЫ ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 16 лет, характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Фазы психического развития в подростковом возрасте 1112 лет лет лет Все начинается в 1112 лет. Дети в это время драчливы, на замечания взрослых реагируют вяло. Им хочется играть в игры для детей старшего возраста, но как это делать, они еще понимают плохо (к компьютерным играм это не относится). В лет драчливость сменяется в настроении подростков беспокойством, тревогой. Малейшее внешнее влияние приводит их в возбужденное состояние. Они весьма нервны и раздражительны, плохо понимают, что с ними происходит. Они не удовлетворены собой, что часто переносится на отношение к окружающим и к миру. Подростки ощущают свое одиночество; их никто не понимает, они считают себя чужими даже для родителей, ближайших друзей. Именно в девятом классе такое негативное состояние у большинства учащихся достигает своего максимума. В это время подросток агрессивно защищается или же, наоборот, подвержен меланхолии и унынию. В 1011-х классах с подростками куда проще находить общий язык. Они вполне адекватно реагируют на замечания старших касательно недостатков их образования и т.д. Они вполне восприимчивы к окружающей жизни; учатся сопереживать, начинают понимать прекрасное.

происходит физиологическая перестройка организма и, как следствие этого, психологическая адаптация подростка к своему новому телу активизируется развитие интеллектуальных способностей появляется зрелое отношение к людям противоположного пола зарождается чувство социальной ответственности за свое поведение; происходит принятие или отторжение морально- этических ценностей существующего общества; ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОДПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД

Интеллектуальное развитие подростка Мыслительная деятельность в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности. Основной особенностью данного возраста является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Мыслительная деятельность в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности. Основной особенностью данного возраста является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Память, ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка. Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысления материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Память, ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка. Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысления материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.

Интеллектуальное развитие подростка Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организованно и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально- психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.

Факторы, определяющие уровень работоспособности подростков внешнесредовые (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.). психологические (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.); физиологические (функциональная зрелость организма, функциональное состояние здоровья и т.д.); Работоспособность как интегральная характеристика функционального состояния отражает его изменения в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание закономерностей динамики работоспособностей позволяет рационально использовать учебный процесс, снизить функциональное напряжение организма и повысить эффективность работы. Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (период оптимальной работоспособности); пред утомление (период компенсаторной перестройки) и утомление

утомление врабатывание оптимум пред утомление

В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период значительного напряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внимания и деятельности. Это период качественного изменения функциональной активности мозга. Активизации связей между отдельными нервными центрами головного мозга. В этот период работоспособность неустойчива, а эффективность ее не очень велика. Устойчивый период (оптимум)- это время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Предутомление - это период, когда ребёнок ещё может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить её качество, но очень не долго. Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности Дети со слабым типом нервной системы (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на перемене, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются, и, естественно, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа. Дети с сильным, уравновешенным. Подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: энергично, легко и быстро включаются в работу, на уроке внимательно слушают, тянут руку (готовы и хотят отвечать), легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем. Что реактивность у них преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно. Но уже если «не нравится» - отключается мгновенно. Работоспособность у этих учеников очень неустойчива Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредотачивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут работать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание

ТЕСТ «ТЕМПЕРАМЕНТ» + согласие, если данная характеристика относится к Вам - несогласие, если не имеет к Вам никакого отношения. Я неусидчив и суетлив. Я весел и жизнерадостен. Я спокоен и хладнокровен. Я стеснителен и застенчив. Я не выдержанный и вспыльчивый. Я энергичен и деловит. Я последователен и обстоятелен в делах. Я часто теряюсь в новой обстановке. Я нетерпелив. Я часто не могу довести начатое дело до конца. Я осторожен и рассудителен. Мне трудно установить контакты с незнакомыми людьми. Я резок и прямолинеен в отношениях с людьми. Я склонен переоценивать себя. Я умею ждать столько, сколько нужно. Я не верю в свои силы и возможности Я решителен и инициативен. Мои интересы и склонности очень не устойчивы. Я молчалив и не люблю болтать попусту. Я легко переношу одиночество. Я очень упрям. Я легко переживаю неудачи и неприятности. У меня спокойная и равномерная речь, без резких эмоций, жестов.. При неудачах я чувствую подавленность и растерянность. В споре я нахожу, что сказать своим оппонентам. Я легко приспосабливаюсь к разным обстоятельствам. ……

Бланк для ответов: А Б В Г И т.д. где: А-холерик Б -сангвиник В -флегматик Г -меланхолик. ОБРАБОТКА: Подсчитать количество +, в каждой вертикальной колонке, полученные суммы сложить и подсчитать по формуле: Сумма вертикальной колонки : на общую сумму х на 100= показатель типа темперамента. Если ответ составляет 40 и более %, это означает, что данный тип темперамента доминирует. Нет «плохого» или «хорошего» темперамента, есть индивидуальные особенности человека, о которых каждый должен знать и работать над собой, усиливая свои положительные стороны.

В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Чтение развивается в направление от умение читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельному сочинения на заданную или произвольную тему

Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению В качестве причин школьных трудностей часто рассматривается уровень интеллектуального развития. Действительно, особенности интеллектуального развития существенно сказываются на проявлении различных трудностей при обучении. Следует разделить понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость».Трудности обучения многих детей не приводит к неуспеваемости, наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, достигается огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а не редко и ценой здоровья

Неуспеваемость-это, как правило, уже результат фактического снижения эффективности обучения и тех трудностей, которые вовремя не были выявлены, скомпенсированы, которые не корригировались вообще или работа по коррекции проводилась неправильно. Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояние здоровья и особенно нервной психической сферы. Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводит к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Особенности развития познавательных способностей подростка (11-12 – лет)часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка.

Опросник темперамента из 80 вопросов

Ключ к опроснику(бланк)

Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения. 1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: 1) семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. 2) семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. 3) семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка 4) семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Кривая динамики работоспособности. Данные исследования показали: с 2 родителями проживают 84% подростков (мальчиков 89%, девочек 75%) с одной мамой проживают 12% подростков (из них мальчиков 9,7%, девочек 14%). Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что большинство подростков проживает в полных семьях, и имеет возможность идентифицировать себя по половым признакам, наблюдать развитие взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Тревогу вызывает тот факт, что каждую седьмую девочку воспитывает одна мать. Данные исследования показали: с 2 родителями проживают 84% подростков (мальчиков 89%, девочек 75%) с одной мамой проживают 12% подростков (из них мальчиков 9,7%, девочек 14%). Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что большинство подростков проживает в полных семьях, и имеет возможность идентифицировать себя по половым признакам, наблюдать развитие взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Тревогу вызывает тот факт, что каждую седьмую девочку воспитывает одна мать. Социальный портрет подростка школы

В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика 30%; боевики 29%, детективы 12%, триллеры 12%, мистика 5%, эротика 8%. В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика 30%; боевики 29%, детективы 12%, триллеры 12%, мистика 5%, эротика 8%. У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю. 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики 65%, девочки 40%). По видам насилия: избиение 10%; издевательства, оскорбление 28%; вымогательство денег и вещей 5; другим видам насилия 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия одноклассники; для 20% взрослые, для 3% подростков основной источник насилия родители, а для 5% учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду 46%, склонны сами совершить насилие 3%, способны уйти из дома 5,5%, могли бы совершить преступление 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации. 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики 65%, девочки 40%). По видам насилия: избиение 10%; издевательства, оскорбление 28%; вымогательство денег и вещей 5; другим видам насилия 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия одноклассники; для 20% взрослые, для 3% подростков основной источник насилия родители, а для 5% учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду 46%, склонны сами совершить насилие 3%, способны уйти из дома 5,5%, могли бы совершить преступление 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.

Разновидности асоциального поведения: детский алкоголизм наркомания токсикомания беспризорность безнадзорность проституция Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки. во д ос о Особенности детского алкоголизма: -быстрое привыкание к спиртным напиткам; -злокачественное течение болезни; -принятие больших доз; -низкая эффективность лечения. Причины: -неблагополучие семьи; -позитивная реклама в СМИ; -незанятость свободного времени; -отсутствие знаний о последствиях; -самоутверждение; -уход от окружающих проблем. Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи. Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи: разъяснение подросткам и медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они в общих чертах осведомлены, и последствий социальных.

вредноне вредно, если в меру вреда нет Курение 78%16%3% Наркотики 79%4%1% Алкоголь 75%16%6% 12% не знают о влиянии наркотиков на организм Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному. Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Профилактическая работа Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями

Типы профилактических мероприятий: -предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; -устраняющие подобные обстоятельства; -контролирующие проводимую работу и ее эффективность. Типы профилактических мероприятий: -предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; -устраняющие подобные обстоятельства; -контролирующие проводимую работу и ее эффективность. Подходы: -информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); -социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); -медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); -социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением). Подходы: -информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); -социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); -медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); -социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ: комиссия по делам несовершеннолетних подразделения органов внутренних дел органы опеки и попечительства органы управления образованием образовательные учреждения специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения органы социальной защиты учреждения труда и занятости населения учреждения по делам молодежи учреждения культуры и физической культуры учреждения здравоохранения общественные объединения и ассоциации

Главная цель - комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно- воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении. Принципы: Обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье Гуманизация взаимоотношений детей и общества Осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации Развитие форм работы по применению действенных методов общественного воздействия с целью коррекции поведения детей, находящихся в зоне социального риска. Задачи: 1) Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности. 2) Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений. 3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей. 4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей. Гипотезы: Если в организации учебно- воспитательного процесса изучить специ- фику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска, вести индивидуальную работу; вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения; сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.

Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; недопущение немотивированного исключения детей из школы; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико- гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту. Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Четвертый этап устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно- воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы. Пятый этап устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы- вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо- приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное. Пятый этап устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы- вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо- приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.