Методическая разработка по географии по теме: Методические приемы подготовки к ЕГЭ. Решение задач части С. План и карта. Построение профиля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку географии (11 класс) по теме: Построение профиля рельефа местности
Advertisements

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯкарта Высота сечения рельефа Взаимное превышение точек Разность высот двух смежных секущих поверхностей (горизонталей) называется высотой.
Методика построения профиля рельефа в помощь при подготовке к ЕГЭ по теме «План местности»
Построение профиля местности. Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью. Направление на карте, вдоль.
Решение задач по топографической карте Лицей имени В.В.Карпова Зеленодольского муниципального района РТ Учитель географии высшей квалификационной категории.
Задание: постройте профиль по плану между двумя точками например: от колодца до родника. Вертикальный масштаб: в 1см 10м, горизонтальный масштаб: в 1.
Практическая работа по географии 7 класс «ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ РЕЛЬЕФА ДНА ОКЕАНА И ПРОФИЛЯ РЕЛЬЕФА МАТЕРИКА»
Практическая работа по географии 6 класс «ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ РЕЛЬЕФА ДНА ОКЕАНА И ПРОФИЛЯ РЕЛЬЕФА МАТЕРИКА» Учитель географии МОУ «Введенская СОШ» Позднова.
Ресурсы Дом зад. стр. 8-9 учебника, выучить термины. Практическая работа: анализ карт атласа Учебник стр 8-9 Атлас с Тетрадь –тренажер: с. 4 (1-3)
Голюдова Анастасия Владимировна Учитель географии ГБОУ СОШ 500 с углубленным изучением предметов эстетического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Рельеф местности и его изображение на картах спортивного ориентирования.
Способы изображения неровностей земной поверхности. Урок географии в 5 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва2013.
МОУ «Основная общеобразовательная школа 3» «Масштаб плана» (урок географии 6 класс) Учитель : Т.Ф. Еремеева.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) по географии Учитель географии Ишмекеева Наталья Викторовна.
Муниципальная общеобразовательная средняя школа 5 Урок – презентация по черчению 2004 г. Педагог: Коваленко Татьяна Владимировна.
Расчетно-графическая работа 1. «Составление продольного профиля трассы линейного сооружения».
ПОСТРОЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕЗА ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ (ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ЗАЛЕГАНИЕ). 1. Провести нулевую линию будущего разреза, длиной равной разрезу.
Масштаб. Урок географии в 5 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва2013.
Разнообразие географических карт. Изображение на физических картах высот и глубин География 6 класс Начальный курс географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.
7. Изображение на плане неровностей земной поверхности. План местности.
Транксрипт:

Методические приемы подготовки к ЕГЭ. Решение задач части С. План и карта. Построение профиля. Учитель географии МОУ « СОШ 55» Дергунова Н.В. Дергунова Н.В.

Построение профиля рельефа местности по топографической карте Это наиболее сложное задание из предлагаемых в ЕГЭ. Оно предполагает использование полученных знаний в измененной или новой ситуации высокого уровня сложности. Оценивается 2-мя баллами. На его выполнение отводится 12 минут. Действительно, построение профиля по топографической карте требует определенных навыков. Но пугаться не надо. Вспомните, вы уже вычерчивали профили земной поверхности материков или океанов на практических работах на уроках географии в 7-м или 8-м классах. Эти навыки необходимо перенести на работу с топографической картой.

И все же напомним: Для построения профиля необходимо: 1. Провести на карте профильную линию АБ; приложить к ней лист разграфленной бумаги и перенести на ее край короткими черточками места пересечения горизонталей с профильной линией (выходы горизонталей); 2. На листе разграфленной бумаги слева у горизонтальных линий подписать высоты, соответствующие высотам горизонталей на карте, приняв условно промежутки между этими линиями за высоту сечения; от всех черточек (выходов горизонталей) опустить перпендикуляры до пересечения их с соответствующими по отметкам параллельными линиями и отметить полученные точки пересечения. 3. Соединить точки пересечения плавной кривой, которая и изобразит профиль местности

Профилем местности называют уменьшенное изображение вертикального разреза местности по заданному направлению. Пусть требуется построить профиль местности по линии DE, указанной на карте (рис. 39). Для построения профиля на листе бумаги (как правило, используется миллиметровая бумага) проводят горизонтальную прямую и на ней, обычно в масштабе карты (плана), откладывают линию DE и точки её пересечения с горизонталями и полу горизонталями. Далее из этих точек по перпендикулярам откладывают отметки соответствующих горизонталей (на рис. 39 это отметки 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80 и 82,5 м). Чтобы отобразить профиль более рельефно, отметки точек обычно откладывают в масштабе в 10 раз крупнее масштаба плана. Соединив прямыми концы перпендикуляров, получают профиль по линии DE. Пусть требуется построить профиль местности по линии DE, указанной на карте (рис. 39). Для построения профиля на листе бумаги (как правило, используется миллиметровая бумага) проводят горизонтальную прямую и на ней, обычно в масштабе карты (плана), откладывают линию DE и точки её пересечения с горизонталями и полу горизонталями. Далее из этих точек по перпендикулярам откладывают отметки соответствующих горизонталей (на рис. 39 это отметки 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80 и 82,5 м). Чтобы отобразить профиль более рельефно, отметки точек обычно откладывают в масштабе в 10 раз крупнее масштаба плана. Соединив прямыми концы перпендикуляров, получают профиль по линии DE.

Постройте профиль рельефа местности (по выше приведенной карте)по линии А – В. Для этого основу для построения профиля перенесите на бланк ответов 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение отдельно стоящего здания.

Необходимые умения при работе с топографической картой Так, при построении профиля местности на основе данных топографической карты (задания С1) требуются следующие умения: 1)читать карту с использованием условных обозначений, прежде всего обозначений рельефа местности;

2) определять расстояния на местности с использованием значений масштаба топографических планов, карт местности; 3) находить соответствие «высота - расстояние» при построении линии профиля местности; 4) графические умения.

Типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий подобного рода: 1) неточности в определении длины горизонтальной линии (неправильное определение расстояний между заданными точками с использованием значений масштаба карты); 2) отсутствие навыка чтения карты (при определении высоты местности с помощью горизонталей; при определении направлений изменения высот с помощью бергштриха – понижение или повышение высоты местности):

3) отсутствие графических умений (при соединении отдельных точек линией в единое целое); 4) неумение отметить на линии профиля яму, обрыв, речное русло.

Методические рекомендации (для учеников): Для выполнения задания на построение профиля с использованием топографической карты вначале следует определить числовые значения горизонталей (высоту каждой горизонтали в метрах), затем – расстояние между этими горизонталями вдоль линии профиля. Следует помнить, что реки всегда протекают в понижениях рельефа. По направлению к реке высоты будут уменьшаться (спуск), по направлению от реки – увеличиваться (подъем).

Если указано, что горизонтали проведены через 5 метров, следовательно, высоты горизонталей будут отличаться на «5»; если указано, что горизонтали проведены через 2,5 метра – высоты горизонталей будут отличаться на «2,5»: Горизонтальная линия (основа профиля) определяется путем измерения расстояния между точками начала и окончания профиля в сантиметрах (если масштаб профиля соответствует масштабу карты) или линия основы профиля увеличивается/уменьшается (если масштаб профиля изменен в сравнении с масштабом карты). По сути, построение профиля – это графическая фиксация соотношения «расстояние в метрах от точки начала построения профиля –высота в метрах каждой последующей пересекаемой линией профиля горизонтали»: