МОУ « ЛИЦЕЙ 3» г.Пермь г.Пермь Физика в самостоятельных исследованиях /из опыта работы/ Лукиных Г.И. Лукиных Г.И. Научно-практическая конференция. МО учителей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема проекта: формирование УУД Цель : обмен опытом по формированию УУД Задачи: рассмотреть теорию и методики формирования УУД на основе деятельностного.
Advertisements

Научить измерять различные физические величины: длину, ширину предметов прямоугольной формы, объем тела, массу, время, температуру.
Лабораторная работа 10 «Измерение давления твердого тела на опору» Цель работы: измерить давление твердого тела на опору и выяснить, зависит ли оно от.
Что вы уже знаете? 1.Что такое физика? 2.Когда она возникла и где? 3.Для чего нужно изучать физику? 4.Что такое физическое тело? Приведите примеры. 5.
Данный курс направлен на: развитие способностей учащихся к исследованию формирование умений проводить наблюдения выполнять экспериментальные задания.
Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе Лабораторная работа. Проверка справедливости закона Гука Мой университет - Учитель.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Лабораторная работа 1 Определение цены деления измерительного прибора.
Реализация требований ФГОС: методические подходы к работе с учебниками по физике Издательства «Просвещение» Третьякова Светлана Владимировна.
Программа для средней общеобразовательной школы «Физика в опытах и задачах» образовательная область – естественные наука интегративный ориентационный элективный.
1 Физические величины и их измерение. 2 У каждой физической величины есть своя единица. Например, в принятой многими странами Международной системе единиц.
ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ФИЗИКЕ Автор: Левина Алина Андреевна, обучающаяся 7В класса МОУ СОШ 7 г. Колпашево Томской области.
Основоположником современного метода познания нужно считать Г. Галилея который выделял в нем четыре фазы: 1) чувственный опыт; 2) выдвижение гипотезы.
МОУ «Общеобразовательная Октябрьская средняя школа 2» п.Октябрьский 2010 г. Решение исследовательских задач по физике как один из эффективных приемов формирования.
ТЕМА УРОКА: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» ЦЕЛЬ УРОКА: ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 1 ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ и НАЧАЛА.
Физические величины и их измерение 1 Тема урока. Повторим пройденный материал 1) Выберите из списка физические явления: Радуга Часы Смерч Серебро Сталь.
Урок 2. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
Андреева Т.А. учитель физики МБОУ СОШ 4. решение задач графическим способом, включающее построение графиков работа с предложенными графиками графическое.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Система Универальных Учебных Действий Учитель физики МБОУ «Нововязниковская оош» Шиловская О.В.
Транксрипт:

МОУ « ЛИЦЕЙ 3» г.Пермь г.Пермь Физика в самостоятельных исследованиях /из опыта работы/ Лукиных Г.И. Лукиных Г.И. Научно-практическая конференция. МО учителей. Апрель 2008г.

Приоритеты образовательной политики: * развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся; * формирование современных ключевых компетентностей

Главные идеи модернизации школьного образования Глубокое овладение знаниями: Развитие познавательных и творческих способностей учащихся Развитие познавательных и творческих способностей учащихся Деятельностный подход к организации педагогического процесса Деятельностный подход к организации педагогического процесса

Постановка проблемы: Как осуществлять изучение школьного курса физики, применяя научные методы познания, чтобы повысить качество обучения учащихся?

Программа двухуровневая Первый уровень по объёму и сложности не превышает требований общеобразовательного стандарта Первый уровень по объёму и сложности не превышает требований общеобразовательного стандарта Второй уровень предназначен для учащихся, изучающим физику на повышенном уровне в профильных классах Второй уровень предназначен для учащихся, изучающим физику на повышенном уровне в профильных классах

Концепция преподавания физики в профильных классах

Философская основа Современный метод научного познания, суть которого в модельном отражении действительности, в сознательном приближении знаний к истине

НаблюденияНакопленные факты НаблюденияНакопленные факты ПроблемаГипотезаТеоретические следствияЭкспериментальная проверка

Общий метод познания ФАКТГИПОТЕЗА ЭКСП-Т СЛЕДСТВИЯ

Частные методы познания Экспериментальные 1. наблюдение 1. наблюдение 2. измерение 2. измерение 3. экспериментальная проверка эмпирических законов и теоретических выводов 3. экспериментальная проверка эмпирических законов и теоретических выводовТеоретические 1. обобщение наблюдений 1. обобщение наблюдений 2. выдвижение гипотез 2. выдвижение гипотез 3. математическая и графическая обработка данных эксперимента 3. математическая и графическая обработка данных эксперимента 4. осмысление (интерпретация) 4. осмысление (интерпретация) 5.обобщение информации 5.обобщение информации

ПРИМЕР Накопленные факты: Вода находится в 3х состояниях: твёрдое, жидкое, газообразное Вода находится в 3х состояниях: твёрдое, жидкое, газообразноеПроблема: Почему одно и то же вещество может быть твёрдым, жидким, газообразным? Почему одно и то же вещество может быть твёрдым, жидким, газообразным?Гипотеза: Предположение: что вещество состоит из отдельных мельчайших частиц, которые находятся в непрерывном движении и действуют друг на друга на очень маленьких расстояниях. Предположение: что вещество состоит из отдельных мельчайших частиц, которые находятся в непрерывном движении и действуют друг на друга на очень маленьких расстояниях.Следствие: Вещество может находиться в газовом, жидком, твёрдом состоянии в зависимости от расстояния между молекулами и связи между ними. Вещество может находиться в газовом, жидком, твёрдом состоянии в зависимости от расстояния между молекулами и связи между ними.Эксперимент: Диффузия Диффузия

Дидактический аспект концепции Учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований Результатом этих исследований являются: -исходные факты -исходные факты -эмпирические законы -эмпирические законы -модельные гипотезы -модельные гипотезы -теоретические выводы -теоретические выводы -экспериментальная проверка теоретического предвидения -экспериментальная проверка теоретического предвидения

Психологический аспект концепции Овладение школьниками опытом познавательной деятельности Интеллектуальное развитие

Методический аспект Теория и эксперимент в содержании предмета должны быть одновременно и объектом и методом познания

Исследование (схема) Исследование 1-10 Исследование 1-10 Тема : Зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы. Тема : Зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы. Цель исследования: Установить зависимость силы тяжести действующей на тело, от его массы. Цель исследования: Установить зависимость силы тяжести действующей на тело, от его массы. Оборудование :Динамометр, набор грузов Оборудование :Динамометр, набор грузов Вариант выполнения исследования: Вариант выполнения исследования: 1.Закрепите динамометр в лапке штатива строго вертикально крючку динамометра 1.Закрепите динамометр в лапке штатива строго вертикально крючку динамометра 2. Последовательно подвешивайте 1,2,3,4. груза,каждый раз фиксируя показания динамометра 2. Последовательно подвешивайте 1,2,3,4. груза,каждый раз фиксируя показания динамометра 3. Результаты измерений занесите в таблицу 3. Результаты измерений занесите в таблицу Число грузов1234 Масса,кг Сила Р,Н Число грузов1234 Масса,кг Сила Р,Н 4.Результаты представьте графически 4.Результаты представьте графически 5.Найдите отношение силы тяжести к массе для всех результатов 5.Найдите отношение силы тяжести к массе для всех результатов б.Сделайте вывод. б.Сделайте вывод.

Домашнее исследование Исследование 1 Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу 1.2. Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу 1.2. Таблица 1.2 Таблица 1.2 Цена деления шкалы термометра Верхний предел шкалы термометра Нижний предел шкалы термометра Погрешность термометра Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление ле­жит в основе действия (работы) термометра. Цена деления шкалы термометра Верхний предел шкалы термометра Нижний предел шкалы термометра Погрешность термометра Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление ле­жит в основе действия (работы) термометра. Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в виде: to+ \< t< t0- \ (t0 показание термометра). Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в виде: to+ \< t< t0- \ (t0 показание термометра). Исследование 2 Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно про­делать с мензуркой или мерной кружкой). Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно про­делать с мензуркой или мерной кружкой). После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таб­лицу 1.3. После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таб­лицу 1.3. Таблица 1.3 Таблица 1.3 Цена деления шкалы шприца Верхний предел шкалы С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользу­етесь столовой ложки, чайной ложки, чашки. Цена деления шкалы шприца Верхний предел шкалы С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользу­етесь столовой ложки, чайной ложки, чашки. Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, за­пишите в таблицу 1.4. Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, за­пишите в таблицу 1.4. Таблица 1.4 Таблица 1.4 Объем столовой ложки Объем чайной ложки Объем чашки Объем столовой ложки Объем чайной ложки Объем чашки

Для практического овладения методами научного познания предлагаются систематические упражнения Упражнения: С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь. С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде. Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах. Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах. Размеры поверхности крышки лабораторного стола 120 см х 50 см. Вычислите площадь поверхности крышки в квадратных сантиметрах и квадратных метрах. Размеры поверхности крышки лабораторного стола 120 см х 50 см. Вычислите площадь поверхности крышки в квадратных сантиметрах и квадратных метрах.

Исследовательский подход в обучении - реализация идеи «обучение через открытие» Ученик сам открывает закономерность, свойства, явление, способ решения задачи; не известные ему ранее

Исследовательская деятельность - это процесс, результатом которого является получение субъективно объективного нового знания. - это процесс, результатом которого является получение субъективно объективного нового знания.

Данная концепция соответствует новым условиям и потребностям общества, международным тенденциям. Она прогрессивна, потому что личностно ориентирована.

Рекомендации 1. Обучение должно быть построено на самостоятельной деятельности учеников. 2. На уроках должно что-то создаваться, а именно: знания, или умения, или объекты, или то, и другое. 3. Высокий уровень трудности предлагаемого учебного материала (не давать знания в готовом виде, ученик должен их добыть, выполнив задание, требующее интенсивной умственной работы) 4. Быстрый темп обучения, без пережёвывания того, что уже известно, ибо известное ослабляет работу ума. 5. Построение учебного процесса опирается на зону актуального развития и стимулирует продвижение в зону ближайшего развития.