Методическая разработка по теме: Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Advertisements

Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Познавательная деятельность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Транксрипт:

это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Олигофрения (от греч. oligos малый, phren ум) особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio искажение, ломка), при родовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

Деменция (от лат. dementia безумие, слабоумие) стойко ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

дебильность относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; имбецильность глубокая умственная отсталость; идиотия наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

легкую (IQ в пределах 4069), умеренную (IQ в пределах 3549), тяжелую (IQ в пределах 20 34), глубокую (IQ ниже 20).

В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой, 1956). Первая группа неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза. Вторая группа патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций,травм). Третья группа родовая травма и постнатальные поражения ЦНС.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются: слабая любознательность (ориентировка), замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому.

Младенчество (от 2-х мес. до 1 года): задерживаются навыки прямо стояния; задерживается социально- эмоциональное развитие; отсутствует хватание предметов; не сформирована зрительно- двигательная координация.

РАННИЙ ВОЗРАСТ (от 1 года до 3 лет) овладение ходьбой задерживается; предметная деятельность не возникает; развитие речи и общения задерживается; отставание в социальном развитии.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет): не получает полноценного развития игровая, трудовая и продуктивные виды деятельности; ярко проявляются нарушения в познавательной сфере; отсутствует готовность к учебной деятельности.

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет): Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность младших школьников с проблемами интеллектуального развития имеет особенности, которые определяются уровнем психофизического развития.

более низкий по сравнению с нормой рост, вес, объем грудной клетки; нарушена осанка, отсутствует пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо координированный; сила, быстрота и выносливость у детей с нарушением интеллекта развиты хуже, чем у детей в норме. (А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, В.М. Мозговой)

трудность его привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость, рассеянность, низкий объем внимания (И.Л. Баскакова, С.В. Лиепинь, М.П.Феофанов и др.).

снижена скорость восприятия (К.И. Вересотская); снижен объем восприятия; восприятие характеризуется недифференцированностью (М.М. Нудельман); нарушено пространственное восприятие и ориентировка в пространстве.

страдают произвольное и непроизвольное запоминание (М.Н. Перова, И.М. Яковлева); самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания; сохраняемые в памяти представления менее отчетливы и расчленены; забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме; испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий (Л.В. Занков, М.И. Кузьмицкая, Ж.И. Шиф).

Страдают все компоненты речи: ЛЕКСИКА (скудный словарный запас, пассивный словарь превышает активный); ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (фрагментарность речи, структурная неоформленность предложений, пропуски главных членов предложения, замедленный тем становления связной речи); ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ( большое количество дефектных звуков, искажение звуков и замены, дефекты звукопроизношения сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова: пропуски согласных при их стечении («такан» стакан), замена первого согласного звука («светы» цветы), переставляют звуки соседних слогов («моносафт» космонавт), пропускают слоги («стар» санитар) (Р.И. Лалаева).

недифференцированность обобщений (затрудняет учеников изменение выделенного принципа обобщения – по цвету, трудно переключиться на другую классификацию по форме); неполноценность мыслительных процессов (анализа – затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации ; синтеза – не развито умение собрать отдельные части структуры в «рабочую модель» ; абстрагирования – неумение отделить существенные признаки от несущественных; сравнения – отождествляют сходные объекты ); недостаточно критично относятся к результатам своего труда.

отмечается нарушение соотношения цели и действия (процесс выполнения действий формальный); учащиеся подменяют или упрощают цель; поставленную задачу школьники с нарушением интеллекта выполняют без предварительной ориентировки в ней; затруднен перенос полученных знаний; затрудняются составить план собственной деятельности; часто затрудняются пере­ключиться с одного действия на другое; некритичны к результату собственной деятельности.

характеризуется незрелостью и недоразвитием (К. Левин, С.Я. Рубинштейн, О.К.Агавелян, С. Д. Забрамная); эмоции недостаточно дифференцированный (переживания примитивны, часто неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике, наблюдаются чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам, стереотипность и инертность эмоциональных переживаний или легкость, поверхностность переживаний серьезных жизненных событий; быстрые переходы от одного настроения к другому; эмоциональные проявления учащиеся не контролируют, затрудняются в понимании эмоций людей; сложные эмоции социально-нравственного характера остаются им недоступны (Н.Б. Шевченко и др.).

наблюдается неадекватная самооценка, имеет место как завышенная, так и заниженная самооценка.

многие учащиеся безынициативны, характерны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость, затруднено усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений.

Степень УО дебильность Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков,задержку в развитии разных видов деятельности,дети с незначительной УО все же имеют возможности для развития. У них в основномсохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях,ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна,чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Степень УО имбецильность могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта. По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда(склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практикапоказала, что лица с умеренной степенью УОпрекрасно справляются сельскохозяйственным трудом

Степень УО идиотия У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им не­доступноосмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические. Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения(речевым или без речевым), расширять свои представления об окружающем мире.

1) коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, 2) социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям ребенка.

1) коррекция высших психических функций (психологический подход), 2) значимость коррекционного влияния на ведущую и типичные виды деятельности ребенка (педагогический подход).

сенсорное воспитание и сенсорное развитие (А.А. Катаева),(А.А. Венгер, 1977); становление общих способностей ребенка; формирование мышления (Стребелева Е.А.); формирование дочисловых количественных представлений (И.В. Чумакова, 2001); формирование знаково-символической функции сознания (Екжанова Е.А.); обучение игре (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин); ознакомление с окружающим (Р.А. Афанасьева (1996) и Э.В. Лапошина (1992); системный подход (Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой (1999, 2000, 2002, 2003, 2005, 2007); здоровье сберегающее обучение;

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ЭТО процесс и результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения,соответствующих общепринятым нормамобщества. В социальных ситуациях развития ребенка- дошкольника выделяются три базовых концентра,значимых для развития личности ребенка в целом: концентр «Я сам»; концентр «Я и другие»; концентр «Я и окружающий мир».

Концентрами они названы в связи с тем, что развитие ребенка носит циклический характер, и на разных этапах своего жизненного пути ребенок снова и снова, но уже на качественно ином уровне, проигрывает типологически однородные ситуации социального развития, привнося в них свой новый жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы.

Специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым: эмоциональный контакт взрослого с ребенком (с подключением зрительной, слуховой и тактильноймодальностей); правильное определение способов постановки передребенком образовательно-воспитательных задач,учитывающих актуальные и потенциальные еговозможностей; подбор способов передачи ребенку общественногоопыта, соответствующих уровню его развития.

Усвоение способов общественного опыта: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы,практическое примеривание, зрительнаяориентировка).

Работа по социальному развитию направлена на: 1) формирование у детей навыков продуктивноговзаимодействия с окружающими людьми разноговозраста, 2) подготовку детей к обучению в школе, 3) адаптацию к жизни в обществе, в быстроизменяющемся и нестабильном мире.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит: во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, на специальных занятиях по развитию речи.

Развитие речи связано с общим психическим развитием ребенка, базовыми предпосылками для развития которого являются компоненты: 1. коммуникативная направленность общения, 2. интерес ребенка к окружающему миру, 3. слуховое внимание и восприятие, 4. развитый фонематический слух, 5. согласованное межанализаторное взаимодействиенескольких ведущих анализаторов, 6. готовность артикуляционного аппарата, 7. развитие основных функций речи.

По характеру течения гидроцефалию делят на: прогрессирующую – текущий патологический процесс, при котором происходит чрезмерное накопление жидкости и как следствие постоянного давления ее на мозг – атрофия тканей мозга. компенсирующую – форма, при которой сохраняется интеллект. Причины гидроцефалии: токсоплазмоз (в перинатальный и постнатальный периоды); эндокринные заболевания матери (диабет, хронический гепатит); внешние неблагоприятные факторы; внутричерепные родовые травмы; наследственная предрасположенность; спинно-мозговая грыжа; вмешательство во время родов.

учить удерживать в памяти словесную инструкцию, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, по возможности адекватно оценивать собственные действия и их конечный результат.

ОЛИГОФРЕНИЯ ПРИ ВРОЖДЕННОМ СИФИЛИСЕ Дети жалуются на головную боль, плохо переносят жару, духоту, до лет наблюдается ночной энурез. Психическое недоразвитие отмечается с раннего детства (запаздывает развитие ходьбы и речи). Рано появляется патология поведения.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ПРИ ФЕНИЛКЕТОНУРИИ (нарушается аминокислотный обмен и мозг попадает в неблагоприятные условия). Возникает в результате нарушения эндокринной системы и занимает особое место среди наследственных форм УО. ФКУ является текущим дегенеративным процессом по типу прогрессирующей деменции. Нервно-психические нарушения не ограничиваются УО, а включают в себя различные формы нарушения поведения, неустойчивость и снижение работоспособности и внимания, церебрастенические явления, неврозоподобные и психотические расстройства.

Деменция (слабоумие) - стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы. В детском возрасте деменция возникает в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы).

Глубоко умственно отсталые дети (имбецилы и идиоты) В ряде зарубежных стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа пообучению и воспитанию глубоко умственноотсталых детей (имбецилов) с целью ихдальнейшей социальной адаптации. Обучение и воспитание глубоко умственно отсталых детей осуществляются в специальных учрежденияхразличного типа (специальные школы, классы,центры и т. п.).

КРЕТИНИЗМ – задержка умственного и физического роста, возникающая в случае, когда организм ребенка не вырабаотывает достаточно тиреоидного гормона (его вырабатывает щитовидная железа) – вещества, регулирующего физическое и психическое развитие ребенка. Умственная отсталость при кретинизме неизлечима, но детям можно помогать развиваться быстрее. Лечение: раннее и длительное лечение с постоянным употреблением йодированной соли.