Презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс) по теме: Маленькие трагедии А.С.Пушкина

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".
Advertisements

«Гений и злодейство» две вещи несовместные? (По трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»)
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Нравственные проблемы маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Работу выполнила : Бирюкова Галина Алексеевна, учитель русского языка и питературы Щигровской основной школы.
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери"
А.С.Пушкин Маленькие Трагедии. Скупой рыцарь Болдинская рукопись имеет дату «23 октября 1830 г.»; ей предпослан эпиграф из Державина: «Престань и ты жить.
Маленькие трагедии А.С.Пушкин. Маленькие трагедии: Скупой рыцарь Моцарт и Сальери Каменный гость Пир во время чумы.
Основной пафос «Маленьких трагедий» – попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Вопросы: Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»?
Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает… Еду в деревню, бог весть, буду ли там.
Розробка вчителя світової літератури ліцею Гранд Машовець М.П.
Вопросы для обсуждения 1. Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра?
Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Традиционный образ Дон Жуана - это отчаянный дворянин со шпагой в руке, ищущий новых любовных похождений. Он знатен, богат, красив, изящен, красноречив.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина «Я снова жизни полн…»
«Василий Яковлевич Ерошенко: трагедия человека, который мечтал, чтобы люди любили друг друга»
Транксрипт:

А.С. Пушкин Презентацию подготовила Шарун Елена Викторовна Маленькие трагедии

«Маленькие трагедии», написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: «Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость» «Пир во время чумы» Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдино. По словам В.А.Фаворского (автор иллюстраций), «Маленькие трагедии» - это кубок, наполненный страстями, «громокипящий кубок».

«Маленькие трагедии» действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их на одном вздохе. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своём творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх. «Маленькие трагедии» действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их на одном вздохе. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своём творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх. Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами. Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство. Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами. Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство.

Мы решили взять и рассмотреть одну из «Трагедий» Пушкина, а именно о Моцарте и Сальери. Несмотря на то, что в названии трагедии имя Сальери стоит на втором месте, главным персонажем является всё же он, (если разобраться), а не Моцарт. С а л ь е р и «Родился я с любовью к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался - слезы Невольные и сладкие текли.» Официально его зовут Антонио Сальери, интересно, что с итальянского Антонио означает "неоценимый"... Французский актёр Флорент Мот в образе Сальери

Истинная же тема трагедии Пушкина не музыка, не искусство и даже не творчество, а сама жизнь творцов, и притом не конкретно кого-то одного Моцарта или Сальери, но Моцарта и Сальери, это загадочное и чудесное двуединство дружбы, осуществляемая ею двуипостасность. Словом, «Моцарт и Сальери» есть трагедия о дружбе, нарочитое же ее имя – «Зависть», как первоначально и назвал было ее Пушкин. Актёры Микеле Локонте и Флорент Мот в образах Моцарта и Сальери

«Многие ли из прошедших искус творчества способны сделать такое признание даже пред самими собой? В Сальери чрезвычайно обострена сознательность и честность мысли: он ясно мыслит, много знает. И он не может не знать, что его восторги, вдохновения, его искусство - только зов, только обетование или намек: душа его любит Моцарта, как цветок солнечный луч; "когда же мне не до тебя" - этот стон души Сальери есть вопль его художественного самосознания.» С. БУЛГАКОВ С а л ь е р и Когда великий Глюк Явился и открыл нам новы тайны (Глубокие, пленительные тайны!) – Не бросил ли я все, что прежде знал, Что так любил, чему так жарко верил, И не пошел ли бодро вслед за ним, Безропотно, как тот, кто заблуждался, И встречным послан в сторону иную?

Сальери не завистник по природе, как и сам он свидетельствует об этом. Сальери присуща черта истинного благородства духа - способность признавать свои ошибки и сознательно учиться у другого, признавая его превосходство. Но всё же... Теперь мы понимаем фразу "Убить в себе Сальери".

А Моцарт? В его отношениях к Сальери нельзя уловить чего-либо нездорового. Он - друг Сальери, доверчивый и ясный, в нем нет ни зависти, ни само превознесения: "ведь он был гений, как ты да я", - этого не скажет Сальери. Моцарт несет ему на суд свои вещи и восхищается его любовью к искусству. Несомненно и Сальери представляет для своего друга в известном отношении высшую инстанцию, тоже высшее Я, и нельзя не верить искренности признаний и похвал Моцарта. Моцарт слышит, что происходит в Сальери, до его чуткого уха доносится душевный его раздор, но он не оскорбил своей дружбы нечистым подозрением и не связал своих переживаний с их источником; это может казаться наивным до глупости, но, вместе с тем, благородно до гениальности. Моцарт мучится мыслью о заказавшем ему реквием черном человеке: "мне кажется, он с нами сам-третей сидит", и однако он не допускает и мысли, что это - черная совесть самого Сальери. Он отвечает последнему на молчаливую муку его вопрошаний, гений ли он и совместимо ль с гением злодейство.

Моцарт слышит и эти вопросы и тем не менее заранее отвергает, в связи с рассказом о Бомарше, всякое подозрение против друга. И когда в ответ на эту дружбу Сальери его отравляет, он дарит его последним доверием и в отчаянном плаче Сальери видит лишь проявление исключительной его любви к музыке. "Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!" Моцарт не изменил дружбе и умирает победителем.

Пушкин опускает занавес в тот момент, когда у Сальери зародилось уже роковое и последнее сомнение в своей гениальности. «Ты заснёшь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? или это сказка Тупой бессмысленной толпы - и не был Убийцею создатель Ватикана?» Сальери цепляется за легенду о Бонаротти, но зыбучая почва уходит из-под ног: "иль это сказка пустой, бессмысленной толпы, и не был убийцею создатель Ватикана?" Дальнейший жизненный путь Сальери уже обозначен в этих скупых словах - его ждет известная судьба: "шед удавится". Он уже совершил духовное самоубийство, когда всыпал припасенный про черный день "последний дар Изоры", ибо не Моцарта, но себя отравил тогда Сальери...