Обращение в русских народных сказках

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обращение в русских народных сказках Авторы: Атнишкина Ксения, Шопина Валентина ученицы 6 класса Б МОУ «Средняя школа « 20» Руководитель: Бессчастнова.
Advertisements

Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
Сказка – ложь, да в ней намёк… Автор: Тымкив Ярослав ученик 2Б класса МОУ «Солнечная СОШ 1» с. п. Солнечный, Сургутского района, ХМАО – ЮГРЫ Руководитель:
СКАЗКА Лео Шубин с. ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА ? Сказка - это произведения волшебного или бытового характера, в которых присутствует вымысел, и отражается.
Литературная сказка и её особенности. Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин.
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Встреча со сказкой Предмет: Литературное чтение Состав группы: учащиеся 4 класса. Руководитель: Конькова Е.Ф. Тип проекта: исследовательский,
Засоряют ли междометия нашу речь или делают её богаче? Воронцова Дарья, Лебедева Кристина ученицы 7 «Б» класса МОУ ЛИЦЕЯ 32.
Что такое сказка? Работа выполнена в рамках проекта: «Французские сказки» учеником 1 класса Ивановым Петей И учеником 5 класса Петровым Иваном.
Гуси - лебеди План местности, на которой происходит действие сказки Выполнила: Васильева Анастасия 6а класс Учитель: Воробьева О.В.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Доченька, говорила мать, мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей мы.
2006 Урок литературы в 5 классе «Русские народные сказки»
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Урок по русскому языку. Тема: «Написание сочинения на лингвистическую тему в жанре sms- сообщения.» Автор: Пащенко Лариса Ивановна, учитель русского языка.
Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Пинежские сказки: вчера и сегодня. Автор: Курбанова Влада, ученица 7 класса, МБОУ СОШ 4. Научный руководитель: Ерофеевская Любовь Владимировна, учитель.
Авторские сказки Горячкина Ксения 3 г класс. Цель: выяснить, какие бывают авторские сказки. Художник Юрий Сперанский.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
УРОК ПИСЬМА. Эпистолярный жанр (греч. «epistole» - послание, письмо)
Транксрипт:

Исследовательский проект по теме: Обращение в русских народных сказках Авторы: Атнишкина Ксения, Шопина Валентина- ученицы 6 «Б»класса МОУ «Средняя школа 20» Г. Балаково Саратовской области руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Бессчастнова С.Н.

Наша речь – это наше зеркало В речи отражается и отношение к окружающим людям, и уровень образованности, и уровень воспитанности, и уровень культуры.

Цель исследования Найти в русских народных сказках «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди» обращения и определить их значение в тексте.

Задачи исследования: научиться находить обращения в тексте; научиться характеризовать обращения по сфере их употребления; определить, какие чувства говорящего передают обращения, как они характеризуют говорящего и адресат; уметь использовать обращения в устной и письменной речи.

Объект исследования: русские народные сказки (волшебные и сказки о животных): «Иван- царевич и серый волк», «Лиса и волк», «Гуси- лебеди», теоретические и научно-популярные статьи, толковый словарь.

Обращение Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Обращения бывают распространенные и нераспространенные. Главное в обращениях – это выражаемый ими тон общения, тип отношений.

Фольклорная сказка Фольклорная сказка, один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. отвечает трём требованиям общефольклорных признаков; имеет свою специфическую поэтику; имеет жанровые разновидности.

Исследование сказки обращения в исследуемых сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди» можно разделить на следующие группы: по лицу, которое использует их в своей речи; по адресату; по строению; по способу выражения; по типу предложений, в которые они включены; по лексическому значению; по использованию экспрессивно окрашенных слов.

Герои, использующие в речи обращения Лиси ца Волк Ива н- Царе вич Царь Сер ый волк Дочка Дед

Обращения По строению распространённыенераспространённые По способу выражения существительные По типу предложения повествовательныепобудительные вопросительные По эмоциональной окраске восклицательные По лексическому значению По использованию экспрессивно окрашенных слов

Обращения в сказке можно разделить: по строению на распространённые (17) и нераспространённые(12); используются повторы 9 раз обращения усиливаются при помощи слов, характеризующих обозначаемое лицо и выражающих отношение к нему. По способу выражения: все обращения в тексте выражены именами существительными. По типу предложений, в которые они включены: повествовательные предложения 8 вопросительные предложения 5; побудительные предложения 5).

Обращения в сказке можно разделить: По эмоциональной окраске: восклицательные предложения 12. По лексическому значению можно выделить следующие группы: имена собственные (в том числе и клички животных) – 1:; имена нарицательные, называющие лицо по общественному положению -2; имена нарицательные, называющие лицо по родству – 10; имена нарицательные, называющие лицо по возрасту -; имена нарицательные, называющие лицо по полу и принадлежности к определённой категории – 17; имена нарицательные, называющие неодушевлённый предмет как живой (приём олицетворения) – 6; имена нарицательные, выражающие общепринятые формулы уважительного обращения – 4; По использованию экспрессивно окрашенных слов – 9.

Позиции обращений и пунктуация при них Обращение может занимать место в начале, середине и в конце предложения. Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка! Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Обращение как средство характеристики героя Мы встречаем добрые, мягкие, человечные обращения: Дети мои любезные!; Добрый молодец!; Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу; Речка, матушка, спрячь меня! Есть здесь обращения и другие - мужик, старуха, баба.

Обращение как средство характеристики героя Проследим, как изменяется через обращения характеристика героини, дочки, на примере сказке «Гуси-лебеди». В начале пути она к ним обращается заносчиво: - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Поешь моего лесного яблочка - скажу. - У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала… Уже в конце пути мы слышим от девочки: «Речка, матушка»; « Яблоня, матушка»; « Печка, матушка».

Обращения к яблоне Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Поешь моего лесного яблочка - скажу. - У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала

Обращения девочки к яблони, печке, речке: Диалог с испытателем очень сокращенный. Заносчивый ответ в начале пути равен отрицательной реакции героя. Девочка не выдерживает испытание три раза и не происходит награждения. В конце пути обращение уже подчеркивает положительную реакцию героини на все те же испытания.

Заключение Фольклорные сказки несут свет добра и справедливости. В речи героев присутствуют обращения, которые выражают отношение к тому, к кому обращается тот или иной герой сказки, а также характеризуют и самого говорящего.

Актуальность работы: В сказочных обращениях - мечта о красивых и добрых отношениях между людьми. Для нас – это важный урок, особенно сегодня, когда мы всё чаще нарушаем правила общения, позволяя себе обращаться без должного уважения к собеседнику, заменяя традиционные этикетные формы обращения просторечными или жаргонными словами. Речь человека показывает уровень его образованности, уровень воспитанности.

Литература и электронные источники Афанасьев А. Сборник «Русские народные сказки» М., Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М.: Просвещение, Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.II. Синтаксис. Учебн. для студентов. Изд. 4-е. – М.: Просвещение, – 360 с. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса. Сост. В.А. Мызина. – М.: Просвещение, – 148 с. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Афанасьев Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, – 158 с. Энциклопедия символов, знаков, эмблем (Автор-составитель К.Королёв). – М.: Изд-во Эксмо, СПб, – 528 с., илл. Электронные источники: 1. php