Презентация к уроку по русскому языку по теме: Обратный словарь на уроках русского языка в начальной школе

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обратные словари русского языка Конкурсная презентация по русскому языку ученицы 8 А класса ГБОУ СОШ 2034 Сушенцовой Марии.
Advertisements

«Формирование общеучебной компетентности младших школьников на уроках русского языка» Оммук Наталья Степановна Оммук Наталья Степановна учитель начальных.
Запишите столбиком слова: рука – река – молоко – ручнойречноймолочный.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Русский язык 2 класс ПНШ Подготовила: Фуражкова Л.В.
Запишите столбиком слова: рука – река – молоко – ручнойречноймолочный.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Баткатская общеобразовательная средняя школа» « Современный урок русского языка в начальной школе» Выполнила.
Непроизносимые согласные в корне слова Русский язык, 3 класс урок 21–22 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
СОСТАВЛЕН ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ПО УЧЕБНИКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Р.Г. ЧУРАКОВОЙ СОСТАВИЛА: ОБРАЗЦОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
« Проблемные ситуации на уроках » Васильева В. И. МОУ «СОШ 2 Г. Ядрин»
МОУ «Лямбирская СОШ 1» открытый урок в 3 Б классе по теме: «Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне» Подготовила и провела.
Проверяемые согласные в корне слова.. Великий, могучий, свободный, Надежды и силы родник, Тебе посвящаем урок мы сегодня, Родной наш, правдивый и гордый.
Блиц-опрос Веришь ли ты, что… Фёдорова Г.В. МБОУ» Лицей.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова Учитель начальных классов МОУ Моглинской средней общеобразовательной школы Алексеевой Ольги.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
Город Армавир Краснодарский край. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8. Итого Итоговый устный экзамен по русскому.
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Комсомольская СОШ 2»
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Тема: «Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком». Урок русского языка во 2 классе Учитель начальных классов: Магомедова Барият Ибрагимовна.
Транксрипт:

Обратный словарь на уроках русского языка в начальной школе Выполнил: Сабреева Татьяна Ивановна, Учитель начальных классов МБОУ «Спеховская СОШ»

Цель: показать использование обратного словаря на уроках русского языка для решения грамматических и орфографических задач.

Задачи: - дать определение термину «обратный словарь»; -рассказать о возможностях использования обратного словаря на уроках русского языка в начальной школе; - показать работу с обратным словарём на уроках русского языка в начальной школе.

Обратный словарь – это словарь, в котором слова отсортированы в алфавитном порядке с учётом обратного чтения, т.е. не по начальным, а по конечным буквам. Для удобства поиска выравнивание списка слов в таком словаре идет не по левому, а по правому краю. (Материал из Википедии свободной энциклопедии)

Список обратных словарей: Обратный словарь русского языка. Бильфельдт Г. Берлин, 1958 Греве Р., Крёше Г. Обратный словарь русского языка / Под ред. М. Фасмера. Висбаден, Обратный словарь русского языка / Науч. конс. А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова. М., Кудрявцева Л. А. Обратный деривационный словарь русских новообразований. Киев, обратный словарь под редакцией М. Фасмера в шести выпусках ( ). В 1974 г. в Москве издан «Обратный словарь русского языка», содержащий около слов.

Расположение слов в обратном словаре Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Так, слова: ЗАПИСКА, РЕДИСКА, МИСКА, КИСКА необходимо искать на букву А., в обратном словаре (где все слова выровнены не по левому, а по правому краю) все эти слова находятся в таком порядке: Редиска Киска Миска Записка

В ситуации, когда во всех словах ряда три буквы от конца одинаковые, стоит обратить внимание на 4-ю букву от конца. Именно по пятой букве слова будут выстроены в алфавитном порядке: ход заход обход вход подход В этой группе слов нужно обратить внимание на 4 ю букву от конца в каждом слове вы обнаружите алфавитный ряд: а, б, в, д.

Чем полезен обратный словарь для преподавателя русского языка: - Обратный словарь, выстраивая слова по концу слова, группирует их по грамматическим признакам; - Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

Использование Обратного словаря на уроках русского языка. Освоения орфограммы парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Пример задания: -Открой Обратный словарь на букву А. - Найди слова, оканчивающиеся на -дка. - Как ты думаешь, в чем трудность написания этих слов? - Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку: будка будочка. - Найди чуть дальше слова на -так. Выпиши 10 слов, для пяти из них напиши проверку: утак уточка. -Составь из слов, основа которых оканчивается на -дка и - так, диктант.

Определении написания слов мужского и женского рода с шипящими на конце. Пример задания: -Открой Обратный словарь на букву -Ч. - Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на - Ч, слова женского рода? Слова среднего рода? - Какого рода все эти слова? -Выпиши пять любых слов. - Открой Обратный словарь на букву -Ь: найди слова (названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на - ЧЬ. - Выпиши пять любых слов. - Какого рода ВСЕ эти слова? -Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь: а) Ь обозначает мягкость конечного согласного; б) Ь показывает, что все слова(названия предметов женского рода.

Определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний. Пример задания: - Миша считает, что только слова женского рода могут оканчиваться на -а. - Открой Обратный словарь на букву -А. - Найди слова, оканчивающиеся на -шкаф. - Нет ли среди них слов мужского рода? -Маша обнаружила 9 таких слов: парнишкаф, сынишкаф, братишкаф, зайчишкаф и т. д. - А ты?

Или: - Миша сказал, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания. - Открой Обратный словарь на букву Ь. -Отыщи слова, оканчивающиеся на -ль. -Ты соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание? -Просмотри их. Есть ли среди них слова женского рода? Дети обнаруживают слова: ШАЛЬ, СТАЛЬ и т. д. - Посмотри также слова, основа которых оканчивается на - нь. Дети обнаруживают: ТЕНЬ, ТКАНЬ, ЛЕНЬ, СИРЕНЬ и т. д. - Какого они рода: только ли мужского? К какому выводу ты придешь? Ты соглашаешься с мнением Миши?

Чередование звуков в корнях слов, которое мы видим на письме. Пример задания: - В корне слова могут чередоваться и другие звуки! Например, [х] / [ш]. Давайте понаблюдаем как чередуются, [х] / [ш]. звуки. -Открой обратный словарь на букву – х. - Среди слов с основой на – х найди такие, от которых можно образовать другие слова с уменьшительно –ласкательным значением: смех – смешок. - Работают сначала устно, затем письменно в тетрадях: запах – запашок смех – смешок орех – орешек стих – стишок горох – горошек слух – слушок петух – петушок пастух - пастушок

Обращение к Обратному словарю каждый год обучения русскому языку (во 2-м, в 3-м и 4-м классах) меняет и расширяет его состав: сохраняя общий принцип расположения материала, словарь включает только те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические и орфографические задачи.

Вывод: Таким образом, обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него включены те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.

Список литературы: Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа», Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова и др.; сост. Р.Г. Чуракова. – М: Академкнига/учебник 2006 Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/ Учебник, Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/ Учебник, Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/ Учебник,