Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Урок-презентация по творчеству В.П. Астафьева. Повесть "Пастух и пастушка"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем,
Advertisements

МО учителей русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 37.
Виктор Петрович Астафьев Жизнь и творчество. Датарождения Месторождения Датасмерти Местосмерти 1 мая 1924 д. Овсянка Красноярский край 29 ноября 2001.
Виктор Петрович Астафьев Биография С. Овсянка, недалеко от Красноярска. С. Овсянка, недалеко от Красноярска. Воспитывала бабушка, затем в детдоме.
Виктор Петрович Астафьев ( ). Произведения « До будущей весны » (1953)1953 « Тают снега » (1958)1958 « Перевал » (1958) « Стародуб.
«Любовь – это творчество...». Детство и юность В. П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Его родители.
В.П.Астафьев Выполнила: Федотова Екатерина 6 Б класс.
Учитель начальных классов ГОУСОШ с УИОП г. Зуевка Кировской области Шуклина Светлана Александровна.
Виктор Петрович Астафьев( ). -Он же российский и советский писатель, Герой Социалистическо го Труда, лауреат двух Государственных премий СССР.
Виктор Петрович Астафьев Родился 1 мая 1924года в селе Овсянка Красноярского края на Енисее в семье крестьянина. Детские и юношеские годы прошли в родном.
«Застарелое мучение» (Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?») Лопаткина Л.Л., учитель русского языка.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство писателя было трудным. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать.
Тема: «Чтобы слышать боль каждого» (по произведениям В. Астафьева)
Тема урока: Прошлое – родина души человека ( По рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет») Автор урока: учитель русского языка и литературы.
Сибирские писатели В.П.Астафьев ( г.) В.Г.Распутин ( род. в 1937г.) Одной из главных тем в современной русской литературе является вопрос о взаимоотношениях.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
МКОУ Городокская СОШ 2 Астафьевские чтения. Зачем и как читать книги? « В книге ищи не буквы, а мысли ». Пословица « Книга учит даже тогда, когда вы этого.
Константин Воробьев «Убиты под Москвой». ...Нам свои боевые Не носить ордена. Вам все это, живые, Нам отрада одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
«Правда о войне Тема: «Правда о войне в современной отечественной прозе» Выполнила ученица 11 класса Выполнила ученица 11 класса Ундалова Евгения учитель.
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Транксрипт:

Виктор Петрович Астафьев Наши духовные ценности

Цель урока: 1. Дать представление о личности В.П.Астафьева. 2. Показать нравственные идеалы писателя. 3. Дать краткий обзор тематики творчества Астафьева. 4. История создания повести «Пастух и пастушка», жанровые особенности и идейное содержание произведения. Образы героев повести. 5. Раскрыть философский смысл повести.

В.П.Астафьев ушел из жизни совсем недавно.Таких людей, как он, называют совестью нации.Восприимчивость и чуткость к людям,ярость при встрече со злом,честность и способность по-новому видеть мир,требовательность к себе и сентиментальность лишь некоторые черты его неординарной личности.

Биографическая справка Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001) Герой Социалистического труда (1989 г.), Лауреат двух Государственных премий СССР (1978,1991). Родился г. в с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951 г. Автор книги "До будущей весны" (1953), романа "Тают снега" (1958), маленьких повестей "Перевал", "Стародуб" и "Звездопад", повестей "Кража" (1966), "Последний поклон" (1968)и многих других произведений. Произведения Аста- фьева посвящены людям труда, их напряжённой внутренней жизни, теме возмужания души. Умер В.П.Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001 г., похоронен там же.

Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в тёмную беспробудную яму? Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье всесветное во всё. Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим...

Основная тематика творчества писателя Человек и война «Пастух и пастушка» 1971 г. «Прокляты и убиты» ч г. и ч Нравственные проблемы «Кража» 1966 г. «Печальный детектив» 1986 г. Человек и природа «Царь-рыба » 1976 г.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» Это первое крупное произведение Астафьева о войне, оно относит- ся к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне. 14 лет писатель работал над повестью, сделал пять её редакций. Это говорит о требовательном отношении писателя, оно связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны. Героями книги являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, способностью сохранить в тяжелейших условиях свою доброту,духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

1. Почему так названа повесть? Что даёт уточнение «современная пастораль»? 2.Чем, по вашему мнению,отличается эта повесть от всех других произведений о войне? 3. Где и когда происходит действие повести? 4. Каков событийный фон повести? 5. Прочитать описание сражения в 1-й части повести- «Бой». Как ведут себя солдаты: что происходит с героем повести? Что это за состояние, если он «завопил» и «завизжал», какая ситуация породила такое состояние? Какой видит писатель войну, как изображает её? Что она для него?

(продолжение вопросов и заданий) 6. Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь? 7. Каковы особенности астафьевского символа? (символ жестокости войны и символ вечной любви) 8. В чём особенность образа Люси? 9. Какое значение имеют эпизодические персонажи? 10. В чём особенность авторской речи? 11. Каков авторский замысел произведения?

Утончённо психологическая повесть «Пастух и пастушка»-- повесть-притча,она призывает читателя к философскому осмыслению жизни. Современная пастораль- так определил писатель жанр своей повести. Пастораль( от лат. Pastoralis)-пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображавшей дере- венскую мирную жизнь пастухов. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна.,,

«Спящий пастушок». Худ. А. Г. Васнецов г.«

В основе же «современной пасторали» Астафьева- один из катаклизмов 20 века- Великая Отечественная война. В повести соотнесены два антагонистически несовместимых явления: любовь,то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть.

Выводы: Великая Отечественная война поглотила 26 миллионов человеческих жизней, разрушила пол- России, заставила народ ценою титанических усилий восстанавливать хозяйство.В войне погибло целое поколение рождения годов. Из четырёх человек этого поколения в живых остался один. Но самое страшное то, что война делает человека другим. Интеллигентный юноша Борис Костяев, мечтательный и светлый юноша, в бою теряет себя, «вопит» и «визжит». Писатель утверждает мысль: Если пуля и не убьёт человека в бою, война отнимет у него все силы, порой исчерпав их все до конца, не оставив ничего для жизни.

Пройдя через войну, Борис Костяев не смог бороться за свою жизнь и умер от совсем лёгкой раны. Писатель показывает, что война калечит человека физически,нравственно, провоцирует в человеке подобное ей самой,опустошает, «истрачивает» человека. И всё-таки лучшие герои В.Астафьева остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и её ценностей. Композиция повести кольцевая. Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине,опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека:«Как долго я искала тебя!» Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время…

Философское раздумье писателя о войне: «Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми!»- произносит «светлый парень» Борис Костяев, погибший в огне войны». Но та война не стала последней… И сегодня, когда в мире льётся кровь, В.Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, словом своей притчи призывает людей жить в мире. И любить…

Критика о повести: Критик Валентин Курбатов видит художественное открытие Астафьева в том, «что до сих пор пока это единственная книга по взгляду на войну…», где главное…- это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне,даже возвратившись с неё без единой царапины…» «Война рождает привычку к смерти, готовность убивать. Это была первая повесть победителя о том, что война как средство решения мировых вопросов– есть стыд человечества, его горе, его проказа,»-- так определил смысл и значение повести критик. Так что повесть эта писалась не для тех, кто прошёл войну, а для тех, кто живёт сейчас и кто будет жить после нас.

Домашнее задание: «Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение» ? 2 «Такое лёгкое ранение, а он умер,--сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи.Как эта фраза связана со всем содержанием повести и её названием? 1. Какую роль играют названия четырёх частей повести: «Ни дня без строчки!» (В.П. Астафьев)