Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литература Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского Петрушенкова Н.П. 900igr.net.
Advertisements

Выполнила группа учеников 11 «Б» класса: Пронин Денис Ильичёв Иван Чегодарь Надежда Капралов Антон.
«Светить всегда, светить везде…» ( Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».)
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
В.В.Маяковский: индивидуалист или гуманист?. План В.В.Маяковский: индивидуалист или гуманист Мнения о нем Схема Поэт-индивидуалист Поэт-гуманист Мое отношение.
Глубина поэтического мира Есенина
«Боюсь, что несмотря на народные похороны, на весь почёт ему, на весь плач по нём Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице.
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя.
Разработка урока литературы в 9 классе «Тема поэта и поэзии в литературе XIX и XX веков» XIX и XX веков»
Владимир Маяковский Тема урока: «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
В. В. МАЯКОВСКИЙ « ЮБИЛЕЙНОЕ ». « Я – поэт. Этим и интересен ». В. В. Маяковский Некоторые ранние высказывания Маяковского служили достаточно веским основанием.
Турнир поэтов Методическая разработка библиотекаря Сафоновой Е.В.
Я - изысканность русской медлительной Я - изысканность русской медлительной речи, речи, Передо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи.
Пушкин природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами А.П.Платонов.
Урок литературы в 7 классе. Учитель Сибирцева Елизавета Анатольевна МОУ Кладовицкой ООШ Ростовского района Ярославской области Владимир Владимирович Маяковский.
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего.
Маяковский Владимир Владимирович [7(19) июля 1893,с.Багдади Кутаисской губернии -14 апреля 1930,Москва],русский поэт, один из ярчайших представителей.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
«Бесценных слов транжир и мот…» Владимир Владимирович Маяковский Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души… В.Маяковский.
Транксрипт:

Тема поэта и поэзии в творчестве Владимира Маяковского

Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского. Задачи: художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта; умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру; овладение историко-литературными знаниями.

ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ. Е.ЕВТУШЕНКО Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

ХХ ВЕК- ВЕК КОЛОССАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН И ПОТРЯСЕНИЙ Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении Приказ 2 по армии искусств он обращается к работникам пера с призывом: Товарищи! Дайте новое искусство такое, чтобы выволочь республику из грязи. Свою задачу он определил как светить всегда, светить везде.

«Я- Поэт», рассказавший «боль своего времени». И только боль моя острей, стою огнём объят, на несгораемом костре немыслимой любви… В.В.Маяковский

г. Новые задачи для литераторов- поэтов, которым «красота великолепнейшего века вверена»: «выкинуть из сердца старое», сделать «в будущее прыжок»: Товарищи! На баррикады!- баррикады сердец и душ… Общность поэта с народом: Мы равные. Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа. Лишь вместе вселенную мы разукрасим…

Светить всегда, Светить везде, до дней последних донца, Светить- и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским на даче» (1920 г.) Аллегорическая форма этого стихотворения помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии. Цель солнца светить людям, поддерживать жизнь на земле. Таким же тружеником должен быть и поэт. И его миссия столь же значительна

1923 г. В.Маяковский и ЛЕФ(Левый фронт искусств) творческое объединение, существовало в годах в Москве, Одессе и других городах СССР. Основано в конце 1922 года в Москве. ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА СОЦЗАКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ ИСКУССТВО ЖИЗНЕСТРОЕНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОТБОР МАТЕРИАЛА ИЗОБРАЖАЯ ЖИЗНЬ, ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА НЕЕ

Пушкин призывал глаголом жечь сердца людей и милость к падшим призывал. Лермонтов уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразован ии общества. Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином. «Юбилейное»-1924 В адрес Маяковского не раз поступали упреки в его якобы неуважительном отношении к классикам. В стихотворении Юбилейное, в котором поэт мысленно обращается к Пушкину, говорит великому классику: Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый. По мнению Маяковского, бурное время, в котором он жил, требовало другого оружия (штык да зубья вил). Поэт утверждает, что битвы революций посерьезнее Полтавы, и любовь пограндиознее онегинской любви. Эти строки говорят о том, что Маяковский считал, что новое время требует новой поэзии. Но это не означает, что он не признает заслуг величайшего русского поэта: Александр Сергеич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых... Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни думаю тоже бушевали, Африканец!

Вслед за Пушкиным Маяковский утверждает искусство, способное «глаголом жечь сердца людей», истинно новое по форме и содержанию, языку («речи точной и нагой»). Личное и общественное, как всегда у Маяковского, тесно переплетаются в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным У меня, Да и у вас, В запасе вечность. Было всякое: И под окном стояние, Письма, Тряски нервное желе. Вот Когда И горевать не в состоянии - Это, Александр Сергеич, Много тяжелей...

Выводы. Искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению. Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о сиюминутном и вечном; ведь часто «большое понимаешь через ерунду». Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда намеренно используются прозаизмы, но все это создает атмосферу непринужденности, раскованности. Чеканная концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески теплое восприятие пушкинского наследия: Ненавижу Всяческую мертвечину! Обожаю Всяческую жизнь!

Анализ стихотворения "Сергею Есенину" Стихотворение «Сергею Есенину» написано по грустному поводу. Оно посвящено трагическому уходу талантливого русского поэта Сергея Александровича Есенина из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Примечательно, что стихотворение «Сергею Есенину» не поминальное, а полемичное. Оно словно развенчивает сложившуюся традицию памятных произведений такого рода. Сорвать с самоубийства романтический ореол красивости призваны уже начальные строки, в которых трогательная и поэтичная картина романтического полета души по бескрайним просторам вселенной контрастно противопоставлена подчеркнуто сниженным образам: Пустота... Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Да и значение глагольной формы «врезываясь» также подчеркивает, что выбранный путь не был верным.

Как и почему обращается лирический герой к поэту? В чём особенности композиции? Как раскрывается идея ? Лирический герой В.В. Маяковского обращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вмешаться в роковой ход трагических событий: Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения. Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Маяковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе: Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.

Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяковский в данном стихотворении отдает дань уважения есенинскому поэтическому талант)'. Жалея ушедшего поэта как человека, он одновременно скорбит о том, что в лице С.А. Есенина русский народ утратил голосистого певца. Говоря о С.А. Есенине, В.В. Маяковский не пытается завуалировать тему пьянства. Однако он одну за одной отвергает расхожие в то время попытки объяснить причины этого самоубийства: У народа, у языкотворца, Умер звонкий забулдыга подмастерье. Не откроют нам потери ни петля, ни ножик перочинный. Может, окажись чернила в «Англетере», Вены резать не было б причины.

В стихотворении немало интересных поэтических находок: ряд блестящих метафор. обилие звуковых удвоений, интересные рифмы. Оригинально обыгран излюбленный Есениным образ березки: он сопровожден эпитетом «дохлая». В.В. Маяковский ж охотно и намеренно включает в текст стихотворения огромное количество риторических вопросов, восклицаний, отдельных реплик, разговорных форм («легшие», «калекши»). Несмотря на то, что стихотворение отражает основные черты поэзии В.В. Маяковского (устремленность в будущее, оптимизм, стремление подчинить личное общественному долгу, публицистичность), в нем глубже, чем где-либо еще, звучит понимание противоречий современности. Метафоры: «щеки заливал смертельный мел», «стихов заупокойный лом», «темь пиджачных парусов», «пики усов», «время сзади ядрами рвалось». Звуковых удвоения:«в горле горе», «бронзы звон», «гранита грань». Интересные рифмы : врезываясь трезвость, потери «Англетере» Дрянь пока что мало поредела. Дела много - только поспевать. Надо жизнь сначала переделать. Переделав можно воспевать.

Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение Разговор с фининспектором о поэзии. Маяковский считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали : Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца. Труд мой любому труду родствен Поэзия та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды.

Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм,слово, соединил политику и лирику, себя и свою страну. Роль поэта в истории: только поэт «листает книгу времени» и может вписать в неё песнь революции. Труд поэта в истории: Но труд поэтов-почтенный паче - людей живых ловить, а не рыб…

ПОЭТ- и «народа водитель»,и «народный слуга». Место поэта «в рабочем строю».

СЛОВО- «полководец человечьей силы».

«Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря…» Поэма Во весь голос по своей тематике перекликается с пушкинским Памятником

Домашнее задание. Сочинение. 1. Своеобразие лиризма В. В. Маяковского. 2. «Мурло мещанина» в творчестве В. В. Маяковского. 3. Лирический герой раннего Маяковского. 4. Маяковский «о времени и о себе». 5. Мои любимые страницы поэзии В. В. Маяковского. 6. «Громада любовь, громада ненависть» в лирике поэта. 7. «Бесценных слов транжир и мот». Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.