Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме: Имя существительное

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Род сложных существительных Сложносокращенные слова, составленные из начальных звуков или букв или букв Род определяется по роду опорного слова МГУ- муж.
Advertisements

Имя существительное Терновой Илья 3В класс. Кто? и Что? Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Работу выполнил: Коротовский Александр Презентация на тему: Имя существительное.
Имя существительное. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей) Общее.
Урок - путешествие. Карта города Имя существительное Кладбище неодушевленных и одушевленных Площадь падежей Бульвар числа Посёлок склонений Улица нарицательных.
Русский язык Имя существительное. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Синтаксическая.
Существительные. Имя существительное (существительное) часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что». Существительное называет предметы.
Презентация к уроку русского языка по теме «Имя существительное» Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ»
МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МОРФОЛОГИЯ - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи,
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Презентацию выполнила: Геращенко Марина Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 90.
Тема: правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Выполнила Кобзарь В. 6а. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Морфологические признаки.
Имя существительное как часть речи Цель урока: повторить морфологические признаки имени существительного; научиться определять одушевленные и неодушевленные.
Морфология Постоянные признаки Непостоянные признаки Не с именами существительными Существительные общего рода Несклоняемые имёна сущ.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Морфологический разбор существительного. Девиз урока: Вспоминаем то, что знаем.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Презентацию выполнила: Чередниченко Наталья Валерьевна Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Березово»
Слайд-реферат на тему на тему «Морфологические признаки и «Морфологические признаки и синтаксические функции синтаксические функции имени существительного.
Транксрипт:

10 класс Выполнила: учитель русского языка и литературы Середина М. П. МОУ СОШ 7 г. Сальск

Цели урока: Вспомнить определение имени существительного и его постоянные и непостоянные признаки; Отработать умения и навыки в определении этих признаков и употреблении их на практике.

Части речи Самостоятельные ( знаменательные ): имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол (особые формы: причастие и деепричастие) наречие слова состояния Служебные : предлог союз частица Междометие

Каждая знаменательная часть речи характеризуется по трем параметрам: Общее значение; Морфологические признаки; Синтаксическая роль

Имя существительное Пронумеруйте римскими цифрами пункты схемы морфологического разбора так, чтобы порядок стал правильным. Исправьте ошибки в формулировках. Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию К заданию К заданию

Каждая знаменательная часть речи характеризуется по трем параметрам: Общее значение; Морфологические признаки; Синтаксическая роль К заданию

Синтаксическая роль. Синтаксическая роль. Общее грамматическое значение. Обозначает Общее грамматическое значение. Обозначает предмет. предмет. Начальная форма – именительный или Начальная форма – именительный или винительный падеж множественного числа. винительный падеж множественного числа. Морфологические признаки. Морфологические признаки. Постоянные: склонение; род (для Постоянные: склонение; род (для существительных во множественном числе); существительных во множественном числе); число; одушевленное или неодушевленное. число; одушевленное или неодушевленное. Непостоянные: собственное или нарицательное; Непостоянные: собственное или нарицательное; падеж. падеж. Проверь себя

I. Общее грамматическое значение. Обозначает предмет I. Общее грамматическое значение. Обозначает предмет Начальная форма – именительный падеж единственного Начальная форма – именительный падеж единственного числа. числа. II. Морфологические признаки. II. Морфологические признаки. Постоянные: собственное или нарицательное; Постоянные: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. склонение. Непостоянные: число; падеж. Непостоянные: число; падеж. III. Синтаксическая роль. III. Синтаксическая роль. Проверь себя

Укажите имена существительные. 1)соль;2)соление;3)солянка;4)солить;5)соленый;6)посолить;7)посоленный;8)подсаливая;9)рассольник;10)бессолевая; 11)солильщик;12)соленость;13)солоно;14)солонка;15)солончаки;16)засолка;17)засолить;18)недосолить;19)рассол; 20)насолить 20)насолить.

Укажите правильные варианты написания собственных и нарицательных имен существительных. Из (С,с)северной столицы с ее величественными дворцами и площадями … с (Н,н)евой, многоводной, сильной в течении. Заставляющей невольно вспомнить (П,п)пушкинского («М,м)одного (В,в)всадника» (как вспоминал он (П,п)пушкина и в (О,о)дессе, когда был там…), он возвращался с друзьями в белокаменную, добирался до своего (Н,н)около- (В,в)робина, окидывал по привычке взглядом дом – не смотрит ли кто из дома, дома ли (А,а)агафья (И,и)ивановна, - и, с облегчением вздохнув, поднимался по лесенке наверх. М. Лобанов. М. Лобанов. Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию Проверь себя

Собственные имена существительные – имена, фамилии, прозвища, клички животных, географические и астрономические названия, названия газет, журналов, книг и т.д.: Сахалин, Ростов, (роман) «Обрыв», журнал «Медведь». Нарицательные имена существительные – общее название для всех однородных предметов и явлений: аппарат, бег, время, дождь, мальчик. общее название для всех однородных предметов и явлений: аппарат, бег, время, дождь, мальчик. Проверь себя

Укажите правильные варианты написания собственных и нарицательных имен существительных. Из Ссеверной столицы с ее величественными дворцами и площадями … с Невой, многоводной, сильной в течении. Заставляющей невольно вспомнить Ппушкинского («Модного ввсадника» (как вспоминал он Ппушкина и в Одессе, когда был там…), он возвращался с друзьями в белокаменную, добирался до своего Ноколо - Вробина, окидывал по привычке взглядом дом – не смотрит ли кто из дома, дома ли Аагафья Иивановна, - и, с облегчением вздохнув, поднимался по лесенке наверх. М. Лобанов. М. Лобанов.

Одушевленные имена существительные служат наименованиями живых существ и отвечают на вопрос кто?: тигр, воробей, ученик. Неодушевленные имена существительные служат наименованиями неживых предметов и отвечают на вопрос что?: книга, дом, пейзаж.

Вычеркните номера грамматически неодушевленных имен существительных. 1) русалка; 2) леший; 3) ладья (шахматная); 4) слон; 5) страж; 6) мертвец; 7) тополь; 8) тип (человека); 9) нарцисс; 10) книга; 11) слушатель; 12) кошка; 13) стол; 14) существо; 15) сокровище; 16) чудище; 17) человечище; 18) коровища; 19) ножища; 20) волчище; 21) дружище; 22) осина. Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию Далее

Внимание! Обычно об одушевленности - неодушевленности мы говорим при характеристике имен существительных мужского женского рода. При этом часто наши представления о живом и неживом не совпадают с грамматической категорией. Из имен существительных среднего рода одушевлены чудовище, страшилище и перешедшие из имен прилагательных и причастий животное, насекомое, млекопитающее, а также дитя, существо, лицо (в значении человек). Одушевленными с точки зрения грамматики являются следующие слова, обозначающие неживые предметы: мертвец, покойник, Бог, дьявол, кукла, ферзь. Названия же растений (цветок, дерево) и слово труп относят неодушевленным именам существительным. К заданию

Род имен существительных город человек улица кошка искусство животное Муж. р. Жен.р. Средн.р Средн.р. Общий р. Существительные, обозначающие лиц женского и женского и мужского пола сирота плакса Валя Женя

Определите род существительных, составьте с ними словосочетания, в подчеркнутых словах поставьте ударение. Автомобиль-амфибия, алиби, антресоль, атташе, балет- фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби, Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи, жюри, иваси, импресарио, какаду, квартира-музей, конферансье, кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье, рантье, ранчо, регби, рефери, рояль, сажень, Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси, шоу. Для выполнения этого задания обрати внимание

Обратите внимание на род следующих существительных! женская босоножка кожаный мокасин футбольная бутса прозрачный гипюр удобная кроссовка плотный занавес спортивная гетра стальной рельс домашняя тапка прозрачный тюль лакированная туфля новый шампунь любимая мозоль вкусная фасоль темная вуаль тяжелая гантель темная вуаль тяжелая гантель белая простыня моя фамилия Далее

Внимание! Проверь себя! Автомобиль-амфибия (м.р.), алиби (ср.р.), антресоль (ж.р.), атташе (м.р.), балет-фантазия (м.р.), бандероль (ж.р.), вечер- встреча (м.р.), вуаль (ж.р.), галстук-бабочка (м.р.), Гоби (пустыня – ж.р.), Дели (город – м.р.), диагональ (ж.р.), диван-кровать (м.р.), жалюзи (ср.р., мн.ч.), жюри (ср.р.), иваси (ж.р. – рыба), импресарио (м.р.), какаду (м.р.), квартира-музей (ж.р.), конферансье (м.р.), кофе (м.р.), кресло-качалка (ср.р.), леди (ж.р.), мадам (ж.р.), мозоль (ж.р.), моль (ж.р.), НЛО (м.р.), Онтарио (озеро – ср.р.), павильон-выставка (м.р.), пенальти (м.р.), пенсне (ср.р.), платье-костюм (м.р.), пони (м.р.), портье (м.р.), рантье (м.р.), ранчо (ср.р.), регби (ср.р.), рефери (м.р.), рояль (м.р.), сажень (ж.р.), Токио (город – м.р.), тюль (м.р.), толь (м.р.), ФБР (бюро – ср.р.), шампунь (м.р.), шасси (ср.р.), шоу (ср.р.).

Род сложных существительных Сложносокращенные слова, составленные из начальных звуков или букв или букв Род определяется по роду опорного слова МГУ- муж. р., так как опорное слово- университет Род сложносоставных слов определяется так: определяется так: По слову, которое выражает более широкое понятие более широкое понятие красивая бабочка-адмирал проехала машина-фургон Если понятия равноценны, род определяется по первому слову слову новое кафе-ресторан Если первое слово потеряло склоняемость, род склоняемость, род определяется по второму слову Удобная плащ-палатка – в удобной плащ-палатке В интересной «Роман-газете »

Род несклоняемых имен существительных Сущ. иноязычные, обозначающие обозначающие Неодуш. предметы Ср. род шоссе такси исключения: кофе (м. р.) авеню (ж.р.) салями (ж.р.) Одушевл. предметы Муж. род серый какаду маленький пони исключения: иваси (ж.р.) цеце (ж.р.) Сущ., называющие лиц лиц Род зависит от реального пола обозначаемого лица английский денди настоящая леди Сущ., называющие лиц по профессии по профессии Муж. род военный атташе опытный конферансье Но: могут называть и лиц жен. пола. Это наблюдается и среди склоняемых сущ.: молодой врач Иванова Сущ., обозначающие географ. наименования. Род определяется родом технари ц. сущ., которыми эти названия которыми эти названия могут быть заменены могут быть заменены Сухуми-город (м.р.) Река Миссисипи (ж.р.)

Число имен существительных Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа. Некоторые существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе. Некоторые существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе. Существительные, имеющие только форму единственного числа: Существительные, имеющие только форму единственного числа: 1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, ельник. существительные): молодежь, детвора, ельник. 2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, мед, рожь, сталь. сталь. 3. Названия качества или признака: злоба, ловкость, белизна. 4. Названия действия или состояния: косьба, беготня, волнение. 5. Некоторые собственные имена: Москва, Волга. Существительные, имеющие только форму множественного числа: 1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, часы. 2. Названия материалов: белила, духи, сливки, опилки. 3. Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, жмурки. 4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, сумерки. сумерки. 5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили.

Именительный падеж, множественное число -ы/ -и -а/ -я Как правило, двусложные слова двусложные слова с ударением на 1-й слог Катер - катера Двусложные и трехсложные слова и трехсложные слова на –л/ -ль, -р/ -рь на –л/ -ль, -р/ -рь с ударением на 1-й слог киверакителя Сущ. среднего рода, 2-ого склонения 2-ого склонения кольцазеркала Слова на -тор Лекторы Комментаторы Но: директора Докторапрофессора Иноязычные слова на –ёр/ -ер с ударением на последний слог на последний слог офицер – офицеры шофер - шоферы Большинство односложных сущ. муж. р. тортыфлотышумы Если ударение в нач. форме падает на 2-й слог Арбуз – арбузы Распространено в многосложных словах аптекаридоговоры

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного или винительного падежа множественного числа. 1. (Инженер) нужны повсюду. 2. Пограничники проверили наши (паспорт). 3. (Орден) были вручены бойцам. 4. Нам выдали (пропуск) на завод. 5. (Штурман) были вызваны в штаб флота. 6. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор). 7. (Диспетчер) аэропорта начали работу. 8. (Директор) заводов и (председатель) кооперативов были вызваны в городскую администрацию. 9. На горных дорогах могут работать только опытные (шофёр). 10. Заводу требуются (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож). инженеры паспорта ордена пропуска штурманы хутора диспетчеры директора председатели шофёры бухгалтеры, токари, столяры, маляры, сторожа

Родительный падеж, множественное число Сущ. 1-ого скл. с ударением с ударением на последнем слоге в начальной форме в начальной форме свеча – пять свечей статья – нет статей Сущ. 2-ого скл. С основой на мягкую согласную на мягкую согласную или шипящую или шипящую -ей -ей -ов -ов Сущ., обозначающие названия фруктов, названия фруктов, овощей овощей нет помидоров, апельсинов Сущ. 2-ого скл. с основой на твёрдую согласную и й согласную и й нет шофёров, бойцов,гениев Сущ., обозначающие денежные единицы денежные единицы пять долларов, динаров жителейполейпадежей

Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа Обычно имеют сущ. 1-ого скл. с ударением на основе в начальной форме туфля – пара туфель. яблоня – нет яблонь но: доля – пять долей, кегля – пять кеглей, пригоршня – пять пригоршней и пригоршен Названия парных предметов пара ботинок, сапог, чулок Названия национальностей на –н, -р нет цыган, румын, осетин Наименования военнослужащих нет солдат, партизан но: нет сапёров, минёров Сущ., употребляющиеся только во множественном числе только во множественном числе нет макарон, денег, опилок, чернил но: нет джинсов, обоев, бронхов Сущ. жен. и ср. рода на –ья/ -ье в Р. п. мн. ч. имеют нулевое в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание. –ий в этой форме окончание. –ий в этой форме входит в основу! входит в основу! нет взгорий, гнездовий, копий, кушаний

Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин); группа (армянин); сочинитель многих (басня); семь (башня); пара (бутсы); пачка (вафля); нет больших (гнездовье) птиц; сто (грамм); пять (графин); много (дело); несколько (доля); кубометр (доска); несколько (зеркало, зеркальце); несколько (клешня); нет (колготки); пять (копьё); пять (кочерга); много (кудри); много вкусных (кушанья); много свободных (место); много (оладья); несколько чистых (полотенце); отряд (сапёр, минёр, партизан); нет (ухо). Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию Проверь себя

Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа Обычно имеют сущ. 1-ого скл. с ударением на основе в начальной форме туфля – пара туфель. яблоня – нет яблонь но: доля – пять долей, кегля – пять кеглей, пригоршня – пять пригоршней и пригоршен Названия парных предметов пара ботинок, сапог, чулок Названия национальностей на –н, -р нет цыган, румын, осетин Наименования военнослужащих нет солдат, партизан но: нет сапёров, минёров Сущ., употребляющиеся только во множественном числе только во множественном числе нет макарон, денег, опилок, чернил но: нет джинсов, обоев, бронхов Сущ. жен. и ср. рода на –ья/ -ье в Р. п. мн. ч. имеют нулевое в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание. –ий в этой форме окончание. –ий в этой форме входит в основу! входит в основу! нет взгорий, гнездовий, копий, кушаний Проверь себя

Проверь себя! Купить килограмм абрикосов, ананасов, апельсинов; группа армян; сочинитель многих басен; семь башен; пара бутс; пачка вафель; нет больших гнездовий птиц; сто граммов; пять графинов; много дел; несколько долей; кубометр досок; несколько зеркал, зеркалец; несколько клешней; нет колготок; пять копий; пять кочерёг; много кудрей; много вкусных кушаний; много свободных мест; много оладий; несколько чистых полотенец; отряд сапёров, минёров, партизан) нет ушей.

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. 1) кончилось чернило; 1) кончилось чернило; 2) богатые недра земли; 2) богатые недра земли; 3) нет комментариев; 3) нет комментариев; 4) разведчик у партизанов; 4) разведчик у партизанов; 5) пара валенков; 5) пара валенков; 6) пара туфлей; 6) пара туфлей; 7) несколько полотенцев 7) несколько полотенцев. чернила партизан валенок туфель полотенец

Падежи имён существительных В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам. Именительный – кто? что? Родительный – кого? чего? Родительный – кого? чего? Дательный – кому? чему? Дательный – кому? чему? Винительный – кого? что? Винительный – кого? что? Творительный – кем? чем? Творительный – кем? чем? Предложный – о ком? о чём? Предложный – о ком? о чём? Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения существительных. Склоненияземляпапа столокнополе дочь 1-е скл. 1-е скл. 2-е скл. 2-е скл. 3-е скл. 3-е скл. Ж., м. р. Ж., м. р. -а, -я -а, -я М. р. М. р. Ср. р. -о, -е -о, -е Ж. р. Ж. р.

Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, числам: кофе, алоэ, пони. Не склоняются Не склоняются Русские фамилии на –ово, -аго Русские фамилии на –ово, -аго Дурново, Живаго На –ых, -их На –ых, -их Седых, Долгих Украинские фамилии на –ко Украинские фамилии на –ко Шевченко, Костенко Иностранные фамилии, Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную оканчивающиеся на гласную романы Золя Русские и иностранные фамилии, Русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласную, оканчивающиеся на согласную, склоняются, если обозначают лиц склоняются, если обозначают лиц мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола Татьяна Жук – нет Татьяны Жук, нет Ивана Жука

Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме. Глаголы поставьте в прошедшем времени. Комнату на две части (разделять) занавес из плотной ткани. В первой половине (стоять) (чёрный) рояль, рядом (покачиваться) кресло-качалка. На ковре (валяться) игрушка- автомобиль. Во второй половине у стены (разместиться) диван-кровать, (покрытый) пледом. Напротив, у окна, приютился столик, на котором лежала стопка (старый) «Роман - газеты». К обложке первой книжки прикреплён листок с надписью: «Передать Ирине (Хомич) или Ивану (Черных)». На стуле небрежно (брошен) платье-халат, а на спинке (старый) кресла-кровати аккуратно (разложен) платье-костюм. В открытое окно влетал ветерок, покачивая шторы из (тонкий) тюля. Всё говорило о том, что (хозяин) только что покинули комнату. Комнату на две части (разделять) занавес из плотной ткани. В первой половине (стоять) (чёрный) рояль, рядом (покачиваться) кресло-качалка. На ковре (валяться) игрушка- автомобиль. Во второй половине у стены (разместиться) диван-кровать, (покрытый) пледом. Напротив, у окна, приютился столик, на котором лежала стопка (старый) «Роман - газеты». К обложке первой книжки прикреплён листок с надписью: «Передать Ирине (Хомич) или Ивану (Черных)». На стуле небрежно (брошен) платье-халат, а на спинке (старый) кресла-кровати аккуратно (разложен) платье-костюм. В открытое окно влетал ветерок, покачивая шторы из (тонкий) тюля. Всё говорило о том, что (хозяин) только что покинули комнату. Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию Проверь себя

Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, числам: кофе, алоэ, пони. Не склоняются Не склоняются Русские фамилии на –ово, -аго Русские фамилии на –ово, -аго Дурново, Живаго На –ых, -их На –ых, -их Седых, Долгих Украинские фамилии на –ко Украинские фамилии на –ко Шевченко, Костенко Иностранные фамилии, Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную оканчивающиеся на гласную романы Золя Русские и иностранные фамилии, Русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласную, оканчивающиеся на согласную, склоняются, если обозначают лиц склоняются, если обозначают лиц мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола Татьяна Жук – нет Татьяны Жук, нет Ивана Жука Проверь себя

Проверь себя Комнату на две части разделял занавес из плотной ткани. В первой половине стоял чёрный рояль, рядом покачивалось кресло-качалка. На ковре валялась игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены разместился диван-кровать, покрытый пледом. Напротив, у окна, приютился столик, на котором лежала стопка старой «Роман - газеты». К обложке первой книжки прикреплён листок с надписью: «Передать Ирине Хомич или Ивану Черных». На стуле небрежно брошено платье- халат, а на спинке старого кресла-кровати аккуратно разложено платье-костюм. В открытое окно влетал ветерок, покачивая шторы из тонкого тюля. Всё говорило о том, что хозяева только что покинули комнату. Комнату на две части разделял занавес из плотной ткани. В первой половине стоял чёрный рояль, рядом покачивалось кресло-качалка. На ковре валялась игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены разместился диван-кровать, покрытый пледом. Напротив, у окна, приютился столик, на котором лежала стопка старой «Роман - газеты». К обложке первой книжки прикреплён листок с надписью: «Передать Ирине Хомич или Ивану Черных». На стуле небрежно брошено платье- халат, а на спинке старого кресла-кровати аккуратно разложено платье-костюм. В открытое окно влетал ветерок, покачивая шторы из тонкого тюля. Всё говорило о том, что хозяева только что покинули комнату. Далее

Разносклоняемые существительные – десять существительных среднего рода на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя – и существительное мужского рода путь. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания –и, как существительные 3-го склонения, в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения –ем: к знамени, о времени, знаменем, временем. Нельзя забывать о субстантивированных (перешедших в имена существительные) именах прилагательных и причастиях. Они склоняются как имена прилагательные; характеризуя их, мы обязательно отмечаем эту их особенность.

Цифрами укажите имена существительные: 1 – 1-го склонения 2 – 2-го склонения 3 – 3-го склонения 4 – разносклоняемые 5 - несклоняемые Вчера во время дружеского обеда …, устроенного по случаю … отъезда … Тургенева … в Россию …, разговор … зашёл о любви …, об изображении … любви в литературе … Вчера Тургенев пригласил Золя …, Доде … и меня на прощальный обед … перед отъездом … в Россию …. Его тянет вернуться на родину … труднообъяснимое чувство … потерянности … - чувство, уже испытанное им в ранней юности …, когда он плыл по Балтийскому морю… на пароходе…, со всех сторон… окутанном пеленой … тумана…. И единственной его спутницей … на этом пути … была обезьянка …, прикованная цепью … к палубе …. Вчера Тургенев пригласил Золя …, Доде … и меня на прощальный обед … перед отъездом … в Россию …. Его тянет вернуться на родину … труднообъяснимое чувство … потерянности … - чувство, уже испытанное им в ранней юности …, когда он плыл по Балтийскому морю… на пароходе…, со всех сторон… окутанном пеленой … тумана…. И единственной его спутницей … на этом пути … была обезьянка …, прикованная цепью … к палубе …. Э. Ж. де Гонкур Э. Ж. де Гонкур

В тексте вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог… переб…рались через сух… болота где нога т…нула по колено в к…ричневых мхах. Жара густо наста..валась в хво…. На сухой полян… из-под ног посыпались кузнеч…ки - непоседы. Устало никла трава пахло горяч… соснов… корой и земл…никой. В неб… над верхушками сосен (не)подвижно в..сели ястребы. Жара измуч…ла нас. Лес был нак…лён к…залось что он тихо тле…т от солнечн… зноя. Даже как(будто) попах…вало гарью. Мы (не)курили. Мы боялись что от первой(же) спичк… лес вспыхн…т и затрещит как сухой можжевельник. Мы о…дыхали в густой чащ… осин и берёз проб…рались через зар…сли на сырые места и дышали грибным зап…хом травы и корней. На привал… мы долго лежали и слуш…ли как шумят океанск…м пр…боем в…ршины сосен высоко над головой дул медле…ый ветер. Он был должно быть горяч(?). Только на закат… мы вышли на берег озера. Бе…молвная ноч(?) осторожно надв…галась на леса глухой с…невой. Едва заметно буд(то) капли серебр…ной воды бл…стели в вышине первые звёзды. Утки с т…жёлым свистом летели на н…члег. Озеро замкнут… поясом (не)проходим… зар…слей поблёск…вало (в)низу. По ч…рной воде ра…сплывались широк… круги играла на закат… рыба. Ноч(?) нач…налась над лесным краем долг… сум…рки густели в чащ… и только к…стёр трещал и ра…г…рался нарушая лесную тишину.

Выполните задания по тексту 1. В тексте найдите существительные: а) одушевлённые; б) общего рода. 2. Найдите существительные, имеющие форму только: а) единственного числа; б) множественного числа. 3. Определите склонение существительных в третьем абзаце текста. 4. Определите падеж подчеркнутых существительных. 5. Определите способ образования слов, выделенных курсивом. 6. Во втором абзаце найдите слова, в которых а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков; в) только мягкие согласные; д) только твёрдые согласные; е) только глухие согласные. 7. Слова из первого предложения второго абзаца расположите по алфавиту.

Домашнее задание § 21, Упражнение 144, повторить «имя прилагательное»