Презентация к уроку по теме: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Роль социально – психологической службы во взаимодействии с семьи и ДОУ в целях социализации личности ребенка Подготовила социальный педагог МБДОУ 60.
Advertisements

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 « ОГОНЁК » ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
С помощью вопросника попробуйте оценить ваши взаимоотношения с собственным ребенком. Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Пчелка» г.Нурлат Республики Татарстан»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 45 «СВЕТЛЯЧОК»
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Практико - ориентированный семинар: «Проектирование образовательной деятельности с учетом требований развивающего образования» Январь 2015.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Клуб для родителей «АБВГДЕЙКА» по подготовке детей к школе.
Транксрипт:

1 Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника Старший воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с 15 «Светлячок» Н.А. Примак

2 Человек – существо социальное Под влиянием других людей личность : Под влиянием других людей личность : - развивается и совершенствуется, - развивается и совершенствуется, - приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, - приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, - несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. - несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

3 Обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом Мнение учёных: Первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Мнение учёных: Первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

4 Процесс социализации Влияние оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие: Влияние оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие: - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); - детский сад (в первую очередь воспитатели); - детский сад (в первую очередь воспитатели); - общество (сверстники, друзья). - общество (сверстники, друзья).

5 Факторы в воспитании и развитии ребенка Институты социализации: Институты социализации: Семья - ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Семья - ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Детский сад - ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально- этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Детский сад - ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально- этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Ребёнок должен стать частью социума.

6 Взаимодополняемость Результаты психолого-педагогических исследований: семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка- дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка- дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

7 Исследователи проблемы социализации личности В философии В философии В социологии В социологии и психологии и психологии В педагогике В педагогике

8 Позиция различных наук Таким образом, философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.. Таким образом, философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации. Но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка- дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка- дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности ребенка- дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности ребенка- дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

9 Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста. Понятие полноценной и успешной «социализации» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Понятие полноценной и успешной «социализации» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс.

10 Социальные воздействия Воспитание Воспитание 1. Социальное действие специально ориентированное на осмысленное ответное поведение партнеров. 2. Процесс дискретный (прерывный), так как будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях. 3. Процесс парциальный (частичный). Это определяется тем, что человека воспитывает семья, религиозные и воспитательные организации, определенные группы людей, контркультурные организации – все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и результаты воспитания. Стихийная социализация Стихийная социализация 1. Процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний. 2. Процесс дискретный (непрерывный), так как человек (ребенок) постоянно взаимодействует с социумом. 3. Имеет целостный характер, ибо человек, как ее объект, испытывает влияние социума (позитивное или негативное), а как субъект приспосабливается и обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

11 Социальная компетентность Она складывается из компонентов: Она складывается из компонентов: - мотивационного (готовность к проявлению компетенции), - мотивационного (готовность к проявлению компетенции), - перцептивного или когнитивного (владение знанием содержания компетентности), - перцептивного или когнитивного (владение знанием содержания компетентности), - поведенческого аспекта (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях). - поведенческого аспекта (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях). Главным критерием социального развития выступает не степень усвоения социальных норм и правил поведения, на уровне приспособленчества, а степень самостоятельности, инициативности, творчества личности. Главным критерием социального развития выступает не степень усвоения социальных норм и правил поведения, на уровне приспособленчества, а степень самостоятельности, инициативности, творчества личности.

12 Критерии уровня сформированности представлений социальной действительности 1. Сформированность представлений о социальной действительности в рамках применения и использования знаний в общении и деятельности. 2. Сформированность определенных эмоционально-ценностных и оценочных отношений к фактам, явлениям и событиям социальной действительности, к самому себе в ней. 3. Овладение способами социально-приемлемой деятельности, общения и на этой основе – способность удовлетворять собственные желания и потребности, способность к творчеству. 4. Сформированность деятельной и активной позиции в овладении социальной культурой, а также наличие личностных качеств: активности (инициативности и самостоятельности), произвольности, способности к самооценке.

13 Базисные характеристики личности Критерии оптимального социального развития ребенка: Критерии оптимального социального развития ребенка: - компетентность, - креативность, - способность к инициативности, - произвольность поведения и психических процессов в целом, - самостоятельность, - ответственность, - безопасность, - свобода поведения, - развитое самосознание, - способность к самооценке.

14 Система критериев и показателей уровня сформированности представлений социальной действительности дошкольников Критерии Критерии 1.Мотивационно-потребностный 2. Когнитивный 3. Деятельностно-практический Показатели Показатели 1. - наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности (художественно-творческая, игровая, трудовая, речевая и т.д.); - стремление довести начатое дело до конца, - стремление довести начатое дело до конца, 2. - наличие эмоциональных переживаний от выполненной деятельности. - наличие знаний о социальной действительности; - наличие знаний о социальной действительности; - представление, понимание значения социальных действий; - представление, понимание значения социальных действий; - направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил. - направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил приобретение самостоятельного опыта через различные виды деятельности; - рефлексия – способность переносить приобретенный опыт в жизнь; - рефлексия – способность переносить приобретенный опыт в жизнь; - умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. - умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих.

15 Условия для социализации ребенка- дошкольника: Благоприятная социальная ситуация развития; Благоприятная социальная ситуация развития; Посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье; Посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье; Организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром. Организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром. Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения

16 Важное условие для социализации ребенка-дошкольника: Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Социальная функция ДОУ предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды. Социальная функция ДОУ предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды. Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально- педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально- педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга

17 История соотношения воспитания детей в семье или в детских садах На рубеже XIX-XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от двух до четырех часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих – народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы. В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей. В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей. В XX веке: В годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. В 70-е годы повышались требования к воспитанию, возрастала общая культура семьи, использовался ее педагогический потенциал. На рубеже XX-XXI веков, в период, известный сегодня как кризис 90-х годов. Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. В связи с падением уровня жизни россиян многие семьи оказались без поддержки в решении задач воспитания детей.

18 Факторы влияния семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка : 1) временный фактор – ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка; 1) временный фактор – ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка; 2) фактор плотности общения - ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях; 2) фактор плотности общения - ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях; 3) фактор эмоциональной насыщенности – ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения; 3) фактор эмоциональной насыщенности – ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения; 4) фактор родительского отношения - родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка; 4) фактор родительского отношения - родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка; 5) фактор возможности автономизации – семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально- вещного оформления (оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.). 5) фактор возможности автономизации – семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально- вещного оформления (оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.).

19 Процесс социализации ребенка в семье Условия для успешного становления, роста, развития индивидуальности ребенка в семье: Условия для успешного становления, роста, развития индивидуальности ребенка в семье: 1) Создание достаточной свободы для проявлений активности ребенка. 2) Развитие внутри особой знаково-символической среды (общение ребенка со взрослыми и сверстниками). 3) Эмоционально насыщенное и целенаправленное общение взрослых с ребенком 4) Преемственность освоения знания с предыдущим опытом ребенка. 5) Гармоничные взаимоотношения в семье.

20 Потенциал семьи Три варианта семьи: Три варианта семьи: В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу. Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу. Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.

21 Принципы семейного воспитания Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Свобода и плюрализм в образовании. Свобода и плюрализм в образовании. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

22 Устойчивые формы работы детского сада с семьей Первое направление: внутри детского сада Первое направление: внутри детского сада - посещение семьи воспитателем; - беседы и консультации; - общие и групповые родительские собрания; - наглядная пропаганда. Второе направление: за пределами детского сада Второе направление: за пределами детского сада - широкая педагогическая пропаганда.

23 Новые формы работы с семьями Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие –способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения. Взаимодействие –способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения. Необходимо стремиться: Необходимо стремиться: к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей. к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.

24 Переход к новым формам отношений родителей и педагогов Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Условия для достижения открытости дошкольного учреждения: Условия для достижения открытости дошкольного учреждения: - личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства; - личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства; - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия, важно чтобы дети готовились к ним вместе с родителями. - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия, важно чтобы дети готовились к ним вместе с родителями. Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях. Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях.

25 Тип семьи Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников). Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников). Нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения). Нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения). Неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянники и др.). Неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянники и др.). Полная (наличие обоих родителей). Полная (наличие обоих родителей). Псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, в школе, на работе). Псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, в школе, на работе).

26 Сущностные характеристики семьи Проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются. Проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются. Зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения; уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений. Зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения; уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений. Традиционная или современная. Традиционная или современная. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т.д. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т.д.

27 Группы задач при работе с родителями психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка необходимо диагностировать характер семейного воспитания. Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка необходимо диагностировать характер семейного воспитания. Характер семейного воспитания можно оценить по определенным критериям: 1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей, а также других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка. 2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (обращение друг к другу, характер отношений между членами семьи, страхи и опасения родителей). 3. Цели воспитания ребенка. 4. Стиль взаимодействия с ребенком. 5. Психолого-педагогические знания, практические умения родителей. 6. Особенности семейного воспитания (распределение бюджета, времени, семейный досуг, роль семьи в передаче культурного опыта). 7. Отношение семьи к дошкольному учреждению.

28 Новая философия работы детского сада с родителями Функции работы образовательного учреждения с семьей: Функции работы образовательного учреждения с семьей: 1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса детского сада. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. 4. Помощь отдельным семьям в воспитании. 5. Взаимодействие с общественными организациями родителей. Основные принципы при организации работы с семьями: Основные принципы при организации работы с семьями: 1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок). 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. 3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. 4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

29 Преимущества взаимодействия детского сада с семьей в свете новой философии - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. - Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. - Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. - Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. - Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста. - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста.

30 Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Изучение уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи. Изучение уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи. Цель данного исследования: Цель данного исследования: 1) выявить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, формах взаимодействия ДОУ и семьи; 2) выявить характер знаний и умений, получаемых при помощи ДОУ по практике семейного воспитания и определение направленности работы ДОУ по информированности родителей в этом направлении; 3) выявить характер взаимоотношений между супругами и между ребенком и родителями для дальнейшей работы по оказанию помощи семье в этом направлении; выявить степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье и степенью оказания помощи ДОУ семье в нормализации супружеских и детско-родительских отношений; 4) выявить социально-демографический статус опрашиваемых семей. Основной метод исследования – анонимная анкета. Основной метод исследования – анонимная анкета.

31 Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо: Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо: 1. Претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом. 1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. 1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. 2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех». 2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех». 3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. 3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. 4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. 4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев.

32 Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо: Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо: 2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ: Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ: а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи,; б) предоставление родителям письменного материала об их детях; в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты; г) оформление доски объявлений для родителей; д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ. Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ: Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ: а) в организации совместных целевых прогулок, досуга; б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.; г) сбор материала для детских нужд Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ: Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ: а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми; б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка: Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка: а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (с целью научить родителей взаимодействию с ребенком); б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги. Организация общественной деятельности для родителей: Организация общественной деятельности для родителей: а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего кафе; б) постоянная группа и клуб общения для родителей; в) приглашение лекторов по интересующим вопросам. Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям. Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям. Оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению. Оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению. а) накопление информации и практических советов; б) помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.

33 Cпецифика процесса социализации ребенка-дошкольника в аспекте взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир. Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности.

34 Библиографический список 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, – С Апарина И.И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. – М.: НТЦ Развитие, Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ –С Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., –С Бобнева М.И. Социальная норма и регуляция поведения. – М.: Наука,1978.С Богославец Л.Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении// Педагог,1999.1(6). 8. Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Б.: Изд-во БГПУ, С Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, С Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М., Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга для учителя. – 3 издание – М., с. 13. Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т.- Т.4: Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, С Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, Горлова Е.А. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей. – М. –Красноярск, –С Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., Давыдова О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, –С Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание С Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание С Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. - М., Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., – 138 с. 22. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание С Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. М., Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, – С (Р.III. Проблемы развития психики). 26. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Академия, Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. – –С Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, Костюк Г.С. Движущие силы развития и воспитания ребенка// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Барнаул, –С

Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. – , 10, 12; ,4, ; , Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., Лисина М.И. Общение и психика ребенка/ Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во Инст-т практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, –384 с. 37. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, –С Майер А.А. Видение развития ребенка в культурно-исторической парадигме// Дошкольное образование: начало века: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 9-10 октября 2003 г. - Барнаул: Изд-во БГПУ, –С Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений. В 3 т.-Т.1.- М.: Просвещение, Гл.14. – С Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, –С Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. – М.: Академия, –256 с. 42. Парыгин Б.Г. Социальная психология как наука. – Л.: Лениздат, –С Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия в современном обществе. – М.: Ин-т психологии РАН, –С Программа «Истоки». – М.: Карапуз, Психологические науки в России XX столетия: проблемы теории и истории/ Под ред. А.В. Брушлицского. – М.: Институт психологии РАН, –С Психология и педагогика. Учебное пособие/Под. ред. А.А. Радугина. – М., Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении./ Сост. Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахунова, В.В. Степанова. – Смоленск, Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, –204 с. 50. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис-пресс, –64 с. 51. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон «Об актах гражданского состояния». – М., Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-пресс, –384 с. 53. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. М., Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989, -С Фуряева Т.В. Вернуть ребенку детство//Дошкольное воспитание –С Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Гуманизация детско-родительских отношений. Красноярск, Храпов В.Е. Родители просят совета. М., Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, – С Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи.) Практикум.-СПб, Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. – –С Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М., 1994.

Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку? С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно. С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно. 1. Все ли вам нравится в своем ребенке? 2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит? 4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? 5. Поправляете ли вы речь малыша? 6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? 7. Хвалите ли вы малыша? 8. Смеетесь ли вместе с ним? 9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку? 10. Часто ли обнимаете ребенка? 11. Играете ли вместе? 12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги? 13. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено толь­ко ему? 14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша? 15. Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребен­ком? 16. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры? 17. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, филь­ма, прочитанной книги? 18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот? 19. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки? 20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, под­вижные игры? Ключ: Ключ: «Да, почти всегда» 4 балла. «Иногда», «может быть» 2 балла. «Нет, почти никогда» 0 баллов. 36