Презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) по теме: Процесс работы над тематической картиной. 7 класс. В.Суриков

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Процесс создания тематической картины Василий Суриков.
Advertisements

РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
В.И. Суриков "Боярыня Морозова"
Yugansk.com/konkurs. Что необходимо художнику для написания исторической картины? Знание переломных моментов истории. Знание ярких исторических событий.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
МОУ ДОД ДДЮТ г.ЛЮБЕРЦЫ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА.
Основы композиции часть 1 Подготовила :учитель изобразительного искусства Кураховской гимназии «Престиж» Сотник В.В.
Макаровская О.А. учитель ИЗО ГОУ СОШ 338 (Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный и.
Сочинение – повествование по картине В.М. Васнецова « Иван Царевич на Сером волке» Русский язык, 3 класс год.
Русский живописец. Передвижник. Свои монументальные полотна посвящал переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории. Главные герои его картин.
Изобразительное искусство. 2 класс. Урок 17 © ООО «Баласс», 2012.
Конспект урока по Изо в 5 классе. Формирование представлений об эмоциональной выразительности цвета и его воздействии на человека. Значение колорита в.
Тема : « Архитектура нашего города » Преподаватель изобразительного искусства : Лукьянова Татьяна Владимировна ДМШ им. Э. Т. А. Гофмана.
Основные этапы написания картины: Выбор сюжета; Эскизы – поиски композиции; Сбор натурного материала – рисунки, зарисовки, этюды; Живописная композиция.
Цели: - понять роль опорно-двигательной системы в формировании внешнего облика человека; - убедиться в необходимости физических упражнений и физического.
О чём говорят жесты рук? жесты рук? Рисунки выполнены одним художником или несколькими? Изображения из одной картины или собраны из разных произведений?
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности Описание памятника А.С. Пушкину в Москве Изобрази ты в нём.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Живопись Оглянись, как красиво вокруг! Люди всегда искали способы сохранить и запомнить увиденное. Можно сфотографировать мир вокруг себя, но раньше.
Как современные художники передают состояние природы.
Транксрипт:

Суриков В.И. Тема: «Процесс работы над тематической картиной» 7 класс Перевозникова Е.В. МБОУ СОШ

Историческая картина - Боярыня Морозова (1887) нас поражает многообразие человеческих характеров и типов.

Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по- разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Картина – словно единый многоголосый хор, в котором звучат и голоса страстной мольбы, и возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это сложное переплетение человеческих страстей выражает борьбу, происходившую в самой жизни.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XYII веке. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев.

Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу.

Сколько призывной силы во вскинутой руке Морозовой, поднимающей вверх два пальца, - символ старой веры (раскольники крестились двумя пальцами – перстами

набросок Ей отвечает своим двуперстием юродивый

В толпе мы видим людей разных возрастов и сословий, разного душевного склада. Посмотрите, ни одно лицо не похоже на другое, у каждого свое выражение. А как многообразны и не похожи друг на друга жесты людей!

За санями, увозящими боярыню – заступницу, тянется рука нищенки, словно повисшая в воздухе.

эскиз Спокойно и крепко сжимают посох руки странника.

Руки молодой боярышни печально опустились. Рядом с ней растерянно скрестила руки на груди другая молодая женщина, а у старухи, подле неё, свой особый привычный горестный жест, много перенёсшего в жизни человека.

Этюды Кроме эскизов, Суриков исполнил десятки этюдов маслом, акварелью и карандашом. В его работе над картиной наиболее ярко выразился натурный метод. Художник для каждого персонажа искал реальный прототип в жизни, конкретных людей, писал с них этюды и уже по ним изображал фигуру в картине.

Думая о красоте, помнил и трагедию, а думая о трагедии, помнил о красоте

Бегущий подросток

От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.

художник в своей картине изображает рядом резко отличающиеся друг от друга типы и характеры, он использует противопоставления или, как мы говорим, контрасты. Контраст – это величайшее средство выразительности в искусстве. Особыми возможностями и в противопоставлении различных человеческих образов располагает тематическая картина.

Сани с боярыней уедут, а народ, добрый, отзывчивый, мечтающий о справедливости и не знающий, где её найти, останется. Этим художник подчёркивает ту мысль, что главный герой картины – народ, а не отдельная личность, как бы сильна она не была.

Композиционное противопоставление усиливается и колоритом. В цветовом решении толпы много ярких красок. Одежды горожанок расшиты богатыми узорами. Даже передок и дуга саней расписаны. Художник словно любуется всей этой праздничной красотой, в которой выразилась мечта народа о радостной, светлой жизни. Только боярыня Морозова одета во всё чёрное. Подчёркнутый белизной снега чёрный цвет её шубы контрастирует с нарядной яркостью одежд толпы. Он настраивает нас на суровый лад, создаёт ощущение драмы. Попробуйте мысленно переодеть неистовую раскольницу во что- нибудь яркое, пёстрое, и вы почувствуете, что драматический строй картины нарушится.

Кроме обычных способностей и знаний, художник, создавая полотна на темы истории своего народа, должен обладать редким качеством – умением проникать в дух прошлой жизни. Костюмы, виды города и прочие внешние черты можно почерпнуть в музеях и книгах, облик героев увидеть в жизни, но из этого еще не сделать историческую картину. Нужно уметь почувствовать, внутренне ощутить течение давно ушедшей жизни.

С чего же начинается работа над тематической картиной? работа начнется с эскиза – маленького рисунка в размер с ладонь, на котором художник впервые пытается представить себе в видимой форме идею своей будущей картины. художник должен окунуться в историческую эпоху, должен узнать, как одевались люди, каким оружием пользовались, какими предметами быта, как все выглядело работа над образом главного героя (образами главных героев) картины. Решаются задачи: какой герой, высокий или низкий, полный или худой, как и во что одет, как он держится, жестикулирует. где происходит воображаемое действие – на природе (в поле, в лесу, на реке и т.д.), в городе или помещении. Какое это время суток – день, вечер, ночь? Какое небо – покрытое тучами или солнечное? Небо является одной из важнейших частей композиции, оно является ключевой нотой и выражает настроение пейзажа. Небо – источник света. Большую роль в передаче эмоционального состояния пейзажной или архитектурной среды играет цветовое решение композиции – колорит. На композиции юный художник размечает размеры и место основных, а затем и второстепенных частей и деталей своей будущей картины. подготовительный рисунок карандашом. Рисунок должен быть выполнен без сильного нажима и потому может быть обобщенным можно приступить к работе цветом. Выбор техники – гуашь или акварель – зависит, в первую очередь, от идейного содержания картины, от эмоциональной наполненности образа. В любом случае начинают писать большими кистями, намечая общее отношение, и постепенно переходят к более мелким, прописывая каждую деталь.