Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация "Слово и его лексическое значение"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Advertisements

Пуськи бятые или птенцы жадные ? Автор: Струняшев Дмитрий ученик 3А класса МОУ СОШ 3.
Подготовка к контрольной работе по русскому языку Тренировочные упражнения. 4 класс. Учебник В. В. Репкина.
Урок русского языка в 5 классе Раздел «ЛЕКСИКА» Тема: Лексика. Лексическое значение слова. Учитель русского языка и литературы Каминскене Людмила Владимировна,
Людмила Петрушевская Пуськи бятые. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке.
Урок русского языка в 7 классе: Лингвистическая сказка Л. Петрушевской ДЕНИСЕНКО А.Д., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГУ «НОВОЧЕРКАССКАЯ СШ»
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
ПЕРВОСПРЯЖЕНСКВТОРОСПРЯЖЕНСК Построил дом Строит дом.
Оксана Сергеевна Лаптева, МОУ гимназия 23 г. Челябинска «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчётам исследователей, составляет слов. Словарь негра из.
Литературное чтение 3 класс МОУ Юго-Камская СОШ Учитель начальных классов Бурдина Надежда Юрьевна.
Автор презентации Т.А.Чернавская. Учитель русского языка и литературы МОУ Междуреченской СОШ Слово и его лексическое значение.
Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые» Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»
КТО УМНЕЕ ПЯТИКЛАССНИКА?. Участник 1 Математика 2 класс Русский язык 1 класс Литература 5 класс История 4 класс Природоведение 3 класс Музыка 1 класc.
Эти многоликие слова… Эти многоликие слова… Обобщающий урок по теме «Лексика»
Найдите основание для классификации Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.
Морфемы и их роль Презентация к уроку повторения в 7 классе Григорьевой Наталии Владимировны.
Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали, бутявку стрямкали. И подудонились.
А НАЛИЗ ТЕКСТА. Л.П ЕТРУШЕВСКАЯ П УСЬКИ Б ЯТЫЕ Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточка! Бутявка! Калушата присяпали.
Дети, мама, папа, здоровье, любовь, фата, жизнь, дружба, душа, женское, скидка, кайф, солнце, улыбка Деньги, касса, кнопка, счёты, цифры Курорт, море,
Урок русского языка по теме «Лексическое значение слова» МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Транксрипт:

Урок русского языка

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...

посветить посвятить примирять примерять поласкать полоскать

Слово и его лексическое значение

Цели и задачи урока: узнать, что такое лексическое значение слова понять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря расширять свой словарный запас.

Эпиграф урока: Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский

ЛЕКСИКА (греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.

Сколько слов в русском языке? В современном русском языке около слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около ).

Словарное богатство языка неисчерпаемо. Русский язык таит в себе такие возможности, которые позволяют говорящим на нем создавать новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо - Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно общалась тридцатью. (И.Ильф, Е.Петров «12 стульев») Лексика. Словарный состав языка.

-слово называет понятия, предметы, признаки, действия; -слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова); -слово имеет лексическое и грамматическое значение; -лексикология – раздел науки, изучающий лексику.

Предметы Признаки Действия См…шной, был…днеть, под…дить, сл…варь, г…р…зонт, ст…р…жить, родос…ный, тр…щит, нев…димка, ж…живописный, ш…луковый, бары…жжет, м…н…лог.

Монолог Сказка Летопись Басня Фонетика Алфавит

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголет: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присягали и Бутявку стрямкали. И подавинились. А Калуша глаголет: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку выучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша глаголет калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок подавинятся.

Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добарые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.

Лексическое значение индивидуально, а одно и то же грамматическое значение можжет быть у многих слов (групп слов).

слово предметы признаки действия лексическое значение буквы и звуки лексика лексикология словарный состав

Синквейн Лексика Богатая, активная Наследует, используется, изменяется Богатство русского языка проявляется в лексике Словарный состав

Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным …

Домашнее задание Прочитать §55 «Слово и его лексическое значение» Стр.219 упр.313 Найти и записать 5-7 пословиц или поговорок о слове, о богатстве русского языка.

Спасибо за урок!