Статья по теме: Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Advertisements

Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Учитель начальных классов : Лаврищева Оксана Валерьевна.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Транксрипт:

Учитель начальных классов МБОУ ООШ 15 г. Ельца Лаврищева Оксана Валерьевна

2 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт

Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария урока) 1)Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; 2)Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; 3)Какие методы и средства выбрать; 4)Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; 5)Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе в обучении 1)Восприятие информации 2)Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации) 3)Запоминание (создание образа) 4)Самооценивание

Что необходимо знать для взаимодействия учителя и ученика 1) Принципы построения уроков 2) Типы уроков 3) Структура урока

Система принципов для построения уроков в рамках системно-деятельностного подхода: 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества

Классификация уроков: Традиционное обучение: *урок ознакомления с новым материалом *урок обобщения и систематизации изученного *комбинированный урок *урок закрепления умений и навыков *урок проверки знаний Развивающее обучение: *урок «открытия» нового знания (постановки учебной задачи) *урок рефлексии *урок общеметодологической направленности *урок развивающего контроля

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

9 Системообразующие цели уроков каждого типа 1. Урок «открытия»нового знания. Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличие современного урока от традиционного по способу передачи знаний Объяснительно-иллюстративный метод Проблемный метод Репродуктивные методы Частично-поисковый метод Исследовательский метод

Традиционный подход: 1. Составьте схемы слов 2.Проверю, как вы справились с заданием 3. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, научимся её писать Системно-деятельностный подход: 1. Работая в паре, проведите звуковой анализ с помощью алгоритма 2. Послушайте друг друга и проверьте по эталону 3. Посмотрите на схемы и запишите слова письменно 4. Почему не получается записать? 5. Чему нужно научиться, чтобы выполнить задание? Элементы сравнения

Особенности урока в рамках деятельного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Формулировка темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цель Планирование учащимися способов достижения цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы Учащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценочной деятельности по ее результату(самооценивание, результат деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех) Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей

Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода: 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Этапы урока Организующая роль учителя 1Мотивация к учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу») 2Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. 3Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) фиксация места и шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Этапы урока Организующая роль учителя 4Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах, в группах)

Этапы урока Организующая роль учителя 7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9Рефлексия учебной деятельности Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания

Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Критерии результативности урока 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы 5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески 6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у обучающихся)

Критерии результативности урока 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Критерии результативности урока 10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель- ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности

Источники: Использованные источники. 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе