Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Детский фольклор Детский фольклор – произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей.
Advertisements

Урок литературного чтения 2 класс Малые жанры фольклора. Скопец И. Н.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 города Кирово-Чепецка Муниципальное.
ФОЛЬКЛОР – народное творчество. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР Народное творчество для детей разного возраста – от самого их рождения.
Подготовила ученица 6 – В класса МБОУ- СОШ 4 города Тула Фатеева Мария.
Устное Народное Творчество. Фольклор Искусство народа, или фольклор (происходит от английских слов folk- народ, lore- мудрость, знание, то есть народное.
Тема урока: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО». Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 241 Ларченко Светлана Валерьевна сентябрь.
Жизнь человека в русском фольклоре. Малые жанры фольклора (младенчество, детство). Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Пионерский Авдеева.
Тема: «Жанры кубанского фольклора».. Из словаря С. И. Ожегова «Фольклор- народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного.
Литература Тема урока: Устное народное творчество.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» Логопед Колпакова.
Фольклор – это устное народное творчество. Это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по.
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики Вичикова Светлана Владимировна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное.
Музыка Древней Руси Учитель начальных классов Тимошина О.Н.
Памятка по литературе Устное народное творчество. Разработала Слезева Елизавета Дмитриевна, учитель начальных классов ГОУ СОШ «Школа здоровья» 1605 г.
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Устное народное творчество. Лирика( малые фольклорные формы) Эпос( сказки,былины) Драма ( пьесы, игры Фольклор.
Русский фольклор Выполнил ученик 5 А класса Гук Егор.
Выполнила:Чугунова Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ Кузнецовской основной школы.
Лаптева О.С., учитель русского языка и литературы Малые жанры фольклора. Детский фольклор. В стране Фольклора Лаптева О.С., учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Жанры детского фольклора «Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально- поэтических жанров фольклора» М.Н.Мельников

План: Понятие детского фольклора. Виды детского фольклора. «Поэзия пестования» («материнская поэзия») Календарный детский фольклор. Игровой фольклор. Дидактический фольклор.

Структура детского фольклора: Произведения УНТ, созданные специально для детей; Произведения УНТ, сочиненные самими детьми; Произведения, перешедшие из УНТ взрослых

П.А.Бессонов «Детские песни»(1868) А.Н.Афанасьев «Русские народные сказки»(1870) Г.С.Виноградов «Детский народный календарь», О.Е.Капица«Детский быт и фольклор», «Живая вода», «Детский фольклор», К.И.Чуковский «От двух до пяти», В.П.Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», М.Н.Мельников «Русский детский фольклор»

Виды детского фольклора: «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки Календарный - заклички и приговорки Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши. Дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Работа в группах: Задание: изучить теоретический материал, составить конспект, представить свой вопрос учащимся других групп (определение понятия, примеры, значение) Группа 1 Вопрос 2. Поэзия пестования (материнская поэзия) Группа 2. Вопрос 2. Пестушки Группа 3. Вопрос 3. Календарный детский фольклор. Группа 4 Вопрос 4. Игровой детский фольклор. Группа 5 Вопрос 4. Небылицы-перевертыши, нелепицы. Группа 6 Вопрос 5. Дидактический фольклор.

«Поэзия пестования» («материнская поэзия») Колыбельные песни («баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка. Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Календарный детский фольклор Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев. Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Игровой детский фольклор Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды. Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Дразнилка – рифмованное прибавление к имени. Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра.

Дидактический фольклор Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую. Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла. Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.

Художественное своеобразие загадок: 1)олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ 2) разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим

Строение загадок: 1) загадка - краткое сообщение из одного предложения 2) загадка – рассказ 3) загадка – описание 4) загадка – вопрос 5) загадка – задача Кто родится с усами? Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Шла девка с гор, несла на себе семь кож, а как её раздевали, все над ней рыдали. Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек? Стоит Антошка на тонкой ножке.

ТРИ СЕКРЕТА ЗАГАДКИ предмет, о котором загадывается загадка, не называется; говорится о похожем на него предмете; называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.