Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Презентация по литературе "А.С.Пушкин: основные мотивы лирики"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Advertisements

Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина «Что в имени моем тебе…» Уроки Пушкина Выпускная работа слушателя курсов РРЦДО по информационным технологиям.
Его убийца хладнокровно навёл удар… Дантес Наталья Николаевна Гончарова.
А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
А.С.Пушкин в воспоминаниях и творчестве… А.С.Пушкин
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ А.С. ПУШКИНА «К ЧААДАЕВУ» Подготовила ученица 9 «А» класса Машукова Ксения.
Тема любви в лирике А.С.Пушкина. К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях.
МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. А. С. Пушкин И. А. Крылов С. Есенин Ф. И. Тютчев А. Блок И другие поэты, писатели.
Биография Пушкина Александр Сергеевич Пушкин ( ) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе:
Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости. М. Глинка.
Харганатская средняя общеобразовательная школа Урок литературы в 9 классе Обзор жизни и творчества А.С. Пушкина автор: Будаева Э.А. учитель русского языка.
Воспоминания о вальсе. Мечта.В волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… А.Пушкин.
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала;
Семинар по лирике А. С. Пушкина 1.Становление личности поэта. 2.Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. 3.Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 5.Пушкин.
А.С. Пушкин Стихотворение «К Чаадаеву». Родился в старинной зажиточной дворянской семье. В учился в Московском Университете, дружил с А. С. Грибоедовым,
ГОУ ЦО ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ СТИХОТВОРЕНИЕ А.С.ПУШКИНА Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ… Выполнил ученик 9 класса Степанов.
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина Казимирёнок Елена Александровна учитель русского языка и литературы МОУ «Коммунарская СОШ 3» педагогический стаж –
Задачи семинарского занятия «Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина»: -показать красоту любовных чувств поэта; -познакомить с адресатами.
Транксрипт:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Курганинска Краснодарского края Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Нодина Надежда Ивановна

«...Это имя, знакомое с детства, вместе с грамотой впаяно в речь» П. Антокольский

Александр Сергеевич Пушкин Пушкин ( ) ( )

Лирика А. С. Пушкина «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим мы, что если всякое человеческое чувство прекрасно по тому самому, что оно человеческое..., то у Пушкина всякое чувство еще прекрасно, как чувство изящное... Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей... Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образовательном юного чувства». В.Г.Белинский

Поэзия свободы и дружбы «К Чаадаеву» К морю «19 октября» «Во глубине сибирских руд...» «Анчар»

К Чаадаеву. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена ! Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье Мы ждем с томленьемупованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» Петр Яковлевич Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование, Чаадаев шестнадцати лет вступил в гвардейский Семеновский полк... Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему и уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству. Поучения друга не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах...» Ю.М.Лотман

Вопросы для анализа 1) Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения? 2) Раскройте смысл эпитетов: «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья». 3) Как меняется интонация стихотворения? 4) Какие непреходящие нравственные ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?

Лирика любовного чувства «Я помню чудное мгновенье...» «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» «Я вас любил...» Мадонна

К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

«Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты...» А.С.Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн в 1819 году на одном из вечеров в доме Олениных. Они подружились, с удовольствием общались. Керн была большой поклонницей стихов поэта, и он часто читал ей созданные произведения. В 1925 году Пушкин подарил ей экземпляр второй главы «Евгения Онегина», в него был вложен листок со стихами «Я помню чудное мгновенье...» Анна Керн дожила до глубокой старости, сохранила письма Пушкина и оставила правдивые воспоминания о нем.

«Я вас любил...» Я вас любил: любовь ещё быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

«Я не хочу печалить вас ничем...» По мнению известных литературоведов, стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил…" посвящено Анне Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви". На это замечательное стихотворение написано более двадцати романсов.

Вопросы для анализа 1) В чем своеобразие чувства, выраженного в стихотворениях «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...»? 2) Какое значение имеет вводный оборот быть может, вынесенный в конец строки в стихотворении «Я вас любил...»? 3) Сравните стихотворения «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...». Что их сближает по содержанию и форме? 4) На слова стихотворения «Я вас любил...» написано более двадцати романсов. Среди их авторов такие композиторы, как А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.С.Даргомыжский, Ц.А.Кюи. Как вы думаете, почему к этому поэтическому произведению часто обращались композиторы?

«И сердце вновь горит и любит...» «Есть всегда что- то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина». В.Г. Белинский.

Стихи о поэзии Пророк «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

«Я памятник себе воздвиг...» Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит- И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей земле великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.

«Нет, весь я не умру...» Стихотворение «Я памятник себе воздвиг...» было написано 21 августа 1836 года, т. е. Незадолго до смерти А.С.Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник», получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Вопросы для анализа 1) Сопоставьте стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкина и «Памятник» Державина. 2) Что Пушкин цитирует из Державина, а какие строки изменяет полностью;? 3) Каким новым смыслом наполняется каждая пушкинская строфа? 4) Какие мысли и образы объединяют стихотворения Пушкина «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»?

«Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.»

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей!»