Презентация к уроку по географии на тему: Метапредметные, предметные, личностные результаты – основа достижения качества по географии

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Advertisements

Работа над формированием метапредметных и личностных результатов обучения на уроках географии в основной школе Грекова СЕ, учитель географии МБОУ «Екатеринославская.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Работу выполнила Учитель географии МОУ «СОШ 105» Забалуева Л.Д.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Основное направление модернизации образования Идеякомпетентностно-ориентированного образования и её применение в практике преподавания.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

МКОУ Берёзовская СОШ

Разберёмся в понятиях …

Качество – это мера соответствия полученного результата поставленной цели

Предметные результаты – усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии с учетом общих требований стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:

формирование целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач и глобальных проблем человечества; формирование представления о роли географических знаний как компоненты научной картины мира;

освоение системы комплексных социально- ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства и территориальной организации хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально- экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве;

осознание главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, механизмов адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий

овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, умения оценивать их последствия

формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты – освоение на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем и реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться, т.е. необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда; основам коммуникативных умений.

Но если результаты образования – это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то в новых условиях особое значение приобретает их контроль и оценка: виды, содержание, а главное – цели и задачи.

Предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения учащихся через различные виды деятельности. Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий ко всем курсам школьной географии, в которых четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока, выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений, прописаны в каждой теме рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов Регулятивные (учебно-организационные): ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. оценивать работу одноклассников.

Познавательные учебно-логические: выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно- следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости

учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; качественное и количественное описание объекта; классификация и организация информации; создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д

Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов Регулятивные (учебно-организационные): Ставить учебные задачи, Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями Владеть различными способами самоконтроля. Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные учебно-логические: Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам. Систематизировать информацию; Структурировать информацию Определять проблему и способы ее решения; Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации Владеть навыками анализа и синтеза; Учебно-информационные: поиск и отбор необходимых источников информации; представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами; составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Школьная география, особенно география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.

Разберёмся на примере…. Целевой блок: Предметные цели: 1. продолжать формировать умения обучающихся работать с текстом, иллюстрациями, контурной картой; 2. определить роль рек в жизни населения и развития хозяйства России, составляя тезисный план; 3. формировать умение обсуждать проблемы, включаться в диалог. Личностные цели: Формировать эмоционально – ценностное отношение к рекам; Осознание необходимости охраны и рационального использования внутренних вод. Урок в 8 классе Тема: «Водные дороги и перекрёстки» Метапредметные цели: Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.

1. Человек издревле селился у воды. Почему? Вспомните из курса истории, почему люди селились в междуречьях. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) Действия нравственно – этического оценивания (как менялось значение рек в жизни общества. Какое значение имеют водные пути для развития страны.) 2 Работа в группах. 1 группа: работает с картой Иркутской области; 2 группа работает с картой Тайшетского района Задание: определите, какие населённые пункты располагаются по берегам рек, чем это обусловлено? (составляем тезисный план) Определять особенности внутренних вод своего региона. Планирование. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Процессуальный блок: - Почему тема нашего урока так называется? ( сообщение целей урока)

3. Рассмотрите рис. 54 с 127 учебника «Использование рек человеком» Дополните свой тезисный план или скорректируйте его, если это необходимо. Коррекция планирования 4. Человек преобразовывает реки, сооружает каналы, водохранилища, гидроэлектростанции. Рассмотрите карту рис. 55 с 128. Какой вывод сделаете на основе анализа этой карты? Строительство ГЭС, водохранилищ – это хорошо или плохо? Выведение следствий. Самостоятельное создание способов решения проблемы

5. Изучите карту рис. 56 на с. 129 учебника и сформируйте вывод о значении водных путей для развития страны Извлечение необходимой информации из представленной карты. 6. Нанесите на контурную карту морские порты Выбор эффективного способа решения задания. 7. Как вы считаете, есть ли примеры успешного развития стран, не имеющих выхода к морю? Чем можно объяснить их успехи? Свой ответ аргументируйте Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание: ( по выбору обучающихся) 1 Реки имеют важное значение в жизни человека. Как вы думаете, роль рек по мере развития цивилизации увеличивается, уменьшается или всегда одинакова? Изложите своё мнение письменно. 2 Используя физическую карту России выпишите, на каких реках стоят крупнейшие города азиатской части России: Омск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Иркутск. Используя данные по объёму годового стока (см. табл. 5 Приложения) выпишите крупнейшие реки Азиатской части России. Сравните эти списки и сделайте вывод. Подумайте, почему на некоторых крупнейших реках вообще нет больших городов?

Оценочный блок. Рефлексия: (звучит запись «Звуки природы» журчание воды. Недописанный тезис. « сегодня на уроке я понял, что река для человека…………………………………………………… ……………………….. Реки для страны……………………………………………………… …………………………………………………………………… …………. За урок я себе бы поставил оценку…………………потому что…………………………………………………………… …. ( аргументированная самооценка своей деятельности на уроке)

Р Е З У ЛЬ ТА ТЫ: Метапредметные: Регулятивные Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями. Познавательные Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам. Учебно – информационные Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом. Коммуникативные Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат. Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом.

«… когда знаешь, что делаешь, всегда получается….» Ричард Бах Презентацию подготовила Емельянова О.А. Спасибо за внимание!