Икона «Троица» Андрея Рублева из собрания ГТГ.. Художник, композитор, писатель создают свои произведения в надежде на то, что они будут интересны людям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Икона «Троица» Андрея Рублева из собрания ГТГ. Презентация ученика 8 класса «Г» Краснова Артема. Руководитель – Михайловская Н.А.
Advertisements

Презентация ученицы 6 класса Листратенко Дарьи. Троица – икона, написанная Рублевым приблизительно в 1410 г. На иконе изображена Троица Ветхозаветная,
Презентация к уроку по МХК (8 класс) на тему: Презентация к уроку по теме "Разговор с современником", 8 класс, Искусство.
«Троица - Зелёные Святки». Актуальность: В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несёт с собой Православие, нам не выжить, не обрести.
Истинная любовь – всегда жертвенна… Библия. Книга Бытия.
Презентация к уроку по МХК (8 класс) по теме: Художественные послания предков. Разговор с современником. 8 класс
Ученик 10 класса Захаров Дмитрий. Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона.
Андрей Рублев иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Андрей Рублев иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного.
Есинская Анастасия 6 класс. Троица» икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений. Является одной из.
Жизнь Андрея Рублева Работу выполнила Никитина Анна 10 кл. МОУ «Большебикшихская сош» Канашского района Чувашской республики. Руководитель Никитина Н.Н.,
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Автор: Беляева Наталия Анатольевна учитель Мировой Художественной Культуры ГБОУ СОШ 84 Петроградского района Санкт-Петербург.
Андре Рублев - 17 октября 1428, Москва наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской.
Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Андрей Рублев Автор: Константинова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 5 городского округа г. Урюпинск Подготовка к ЕГЭ по истории.
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Что говорит нам символический язык иконописи Работу выполнила Никитина Анна 10 кл. Руководитель Никитина Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ.
Андрей Рублев Архангел Михаил из деисусного чина, 1414 Богоматерь, 1408, Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире Григорий Богослов,
Андрей Рублёв – великий русский иконописец. Родился в 60- е годы 14 века. Время жизни Рублёва совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе.
Транксрипт:

Икона «Троица» Андрея Рублева из собрания ГТГ.

Художник, композитор, писатель создают свои произведения в надежде на то, что они будут интересны людям. История искусств знает много примеров обращения художника к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру, справедливости.

Великий русский иконописец Андрей Рублев (около 1340/ ) оставил людям замечательную икону «Троица», слава о которой гремит по всему миру. Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице- Сергиевой Лавры в память о ее великом основателе Сергии Радонежском и в похвалу своему учителю.

ХУДОЖНИК Андрей Рублев Ок Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника. Ок Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы). До 1405 Принял монашество под именем Андрей Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились) Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно). Ок. 1425–1427 Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным в 1411 году). Ок Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно). Ок Скончался в Андрониковом монастыре Причислен к лику святых.

Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице - Сергиевой Лавры в память о ее великом основателе Сергии Радонежском и в похвалу своему учителю. Именно признательность этому святому, удивительно цельному и преданному своим идеалам человеку, заставила художника продолжить в искусстве дело жизни преподобного Сергия борьбу за единение Руси, которую подвижник вел мирным средством убеждением. В то жестокое время Сергий Радонежский с помощью слова, иносказания, притчи затрагивал самые сокровенные чувства людей, примирял враждующих между собой князей, объединял их, предрекал победу над общим врагом. Его любили и почитали в народе.

Икона «Троица» Троица – икона, написанная Рублевым приблизительно в 1410 г. На иконе изображена Троица Ветхозаветная, сюжетно восходящая к библейской книге «Бытие». Находилась в Троицком соборе Сергиева монастыря, построенном в 1411 г. Создана в память Сергея Радонежского, одного из главных вдохновителей Куликовской битвы. Его поступки способствовали объединению князей и прекращению междоусобиц.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря Построен в 1411 г Расписан Рублевым и Даниилом Черным приблизительно в 1420 г. И в его иконостас попало множество икон Рублева, в том числе «Троица». Храм является также усыпальницей и надгробным памятником Сергию Радонежскому, учителю и наставнику Рублева.

Композиция Троицы На иконе должна быть изображена библейская сцена, когда три ангела возвещают о будущем сыне Авраама. Ангелы олицетворяют собой триединство Божие: Бог сын; Бог отец; Бог дух святой. Три ангела сидят за жертвенным столом, благословляя чашу. Сама композиция также напоминает форму чаши, а если провести линию между руками и головами ангелов, то получится круг – идеальная фигура.

Символика предметов У каждого из 3 ангелов в руках по посоху. И каждый посох на что-то указывает. Трость Святого Духа указывает на гору, по чему и можно узнать, что это и есть «горний» святой дух. Трость Бога Отца указывает на деревце, что символизирует древо познания. Трость Бога Сына указывает на домик, символизирующий храм, в колоннах которого зашифровано слово Иисус Христос.

1 ЧАША. Это центр композиции символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши. 2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА. Символ жертвенности Бога Сына. 3 БОГ ОТЕЦ. По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения. 4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ. Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы). 5 СКИПЕТР. Символ власти (он есть у всех сидящих за столом). 6 ДЕРЕВО. В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме. 7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ. В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь. 8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ. Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов. 9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа. 10 БОГ СЫН. Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, говорит культуролог Вадим Ланкин, можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир». 11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую. 12 ГОРА. Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

Символика жестов Теперь обратим внимание на чашу и руки ангелов Чаша – жертвенная - в ней находится жертва. Бог Отец благословляет чашу, тем самым принося в жертву своего сына, при этом голова его нежно повернута к нему. Святой дух тоже благословил чашу и уже убирает руку, как знак окончательного решения. Бог Сын принял их решение и уже убрал руку.

Цвет Рублев использует мягкие нежные цвета, создавая настроение умиротворенности и тихой радости. В одежде центральной фигуры очень яркий акцент пурпурного хитона – цвет царской власти. В одежде фигуры справа – первая зелень весны и голубизна неба. Левая фигура одета в терракотовый плащ, накинутый на голубой хитон. Это цвет земли.

В центре композиции Бог Сын, печально благословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры. И это говорит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, они идут на нее ради великой цели спасения людей. Так Андрей Рублев с помощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели свободы Родины. Религиозный праздник Святой Троицы праздник торжества победы Бога над злом обращен к будущему. Бог указывал человеку свой замысел о нем, о его пути. Весна, лето, вечный природный круг соединились в этом празднике как знак и символ не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и заповеданного ему совершенствования.

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве. К. Худяков. Андрей Рублев: этюд к портрету-реконструкции.

Новоспасский монастырь. Андрей Рублев. Памятник Андрею Рублеву во Владимире.

Какое символическое значение имеет композиция иконы, ее колорит, ритмическое построение, характер линий? Какой знак дает понять, что эти ангелы странники? Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублевым иконы «Троица»? В чем заключается историческая миссия Дмитрия Донского и Сергия Радонежского? Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева? Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троицы? Посмотрите фрагменты кинофильма «Андрей Рублев». Как трактует режиссер А. Тарковский символы слияния металла и огня, небесного и земного? Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. В этом и заключается высшее предназначение художника».

Вывод Эта икона как будто излучает любовь, нежность и покой. Она пробуждала в русских людях чувство единства и родства. Таким образом, это не просто великое произведение искусства, но и мощная политическая сила, способствующая объединению Руси.

Информационные источники Экскурсия по Третьяковской галерее. В.В.Аристова «Древнерусское искусство XII – XVII веков». М., Картинка с сайта