Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Advertisements

" Система подготовки к ЕГЭ по литературе на уроках в классах" Учитель Малюгина О.В.
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ответу на задание С2. Автор презентации Л.З. Гавриленко ГБОУ 555 «Белогорье».
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
Изучение контекста
Кутузов: образ в романе Война и мир Оганян Анна 11 "А" класс
Маяковский Владимир Владимирович [7(19) июля 1893,с.Багдади Кутаисской губернии -14 апреля 1930,Москва],русский поэт, один из ярчайших представителей.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Л. Н. ТОЛСТОЙ РОМАН « ВОЙНА И МИР ».
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Истинный и ложный героизм в изображении Л. Н. Толстого Урок - исследование.
Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Экзаменационные вопросы по роману 2007 г. : Автор и герой в романе «Евгений Онегин». Автор и герой в романе.
ЕГЭ по литературе (2012). Общие цифры ЕГЭ по литературе Год Минимальный балл ЕГЭ 2932 Средний балл 57,5957,15 Количество сдававших
Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Лао - цзы.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали,
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
Транксрипт:

Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ 2015

Нормативные документы: - кодификатор, - спецификация, - демоверсия. Единственное изменение по сравнению с 2014 г. – сквозная нумерация заданий.

Часть 1 Было Стало В11 В22 В33 В44 В55 В66 В77 С18 С29 По отрывку из прозаического произведения По стихотворному произведению Было Стало В810 В911 В1012 В1113 В1214 С315 С416 Часть 2 Было Стало С5.1, С5.2, С , 17.2, 17.3

Основные затруднения Владение теоретико-литературными понятиями Внешние проявления затруднения: 1) попытка сочинить собственный термин взамен требуемого («безответный вопрос» вместо «риторический вопрос»); 2) подбор «бытового» синонима, заменяющего неосвоенное выпускником понятие («уточнение», «знак», «факт», «комментарий», «пояснение», «объяснение» вместо «деталь»); 3) смешение терминов и понятий («род» / «жанр», «анафора» / «эпифора», «эпос» / «проза», «контраст» / «конфликт»); 4) искажение термина и понятия или замена его на другое, близкое по звучанию («аллегория» или «ассимиляция» вместо «аллитерация», «неологизм» вместо «нигилизм», «ритуальный» вместо «риторический»). Причины затруднений: 1) незнание термина; 2) непонимание роли той «реальности», которая стоит за понятиями, в процессе понимания текста; 3) непонимание «внутренней формы» термина, особенно если этот термин имеет греческий или латинский корень.

Основные затруднения Задание 13 (на самостоятельный поиск и идентификацию средств художественной изобразительности в тексте лирического произведения.) Причина затруднений: Согласно методическим рекомендациям – «поверхностность владения теоретико-литературными понятиями». Вопрос: как добиться «глубины» владения этими понятиями? В перечень этих художественных средств могут входить любые элементы кодификатора, необходимые для анализа лирического произведения.

Основные затруднения Задание 4 (на установление соответствия) Между персонажами, фигурирующими во фрагменте, и: - фактами их дальнейшей жизни, - присущими им качествами личности, - родом их деятельности, - принадлежащими им высказываниями Причина затруднений: Согласно методическим рекомендациям – «недостаточное знание текстов художественных произведений». Возникает вопрос: где проходит уровень «достаточности» знания текста?

Основные затруднения Задание 8 В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? В романе «Герой нашего времени» Печорин и Вернер были схожи единством мыслей и равнодушием ко всему, кроме самих себя. «Они знали друг о друге всё, что хотели знать».Однако были и различия. Печорин был неспособен к дружбе, у него всегда проявлялась какая- то отчуждённость.

Основные затруднения Задание 8 В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? Сходство между ними заключается в том, что они оба прекрасно образованны и не обделены умственно. Также Печорин и Вернер являются людьми одного круга. Оба одинаково самолюбивы и по любому поводу имеют свою точку зрения. Печорин и его друг имеют отменное чувство юмора. Различие же заключается в том, что Вернер старше Печорина. Кроме того Печорин считается красавцем, а Вернер – наоборот. Несмотря на то, что они принадлежат к одному кругу, Печорин богат, а Вернер беден. Помимо всего прочего, у них разные жизненные цели: Печорин – солдат и его цель – убивать, а цель доктора Вернера – спасать людям жизнь.

Основные затруднения Задание 9 (включение анализируемого произведения в литературный контекст) В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером? Между Печориным и Вернером на протяжении всего романа складываются приятельские отношения. Они очень схожи, но в некоторых взглядах они сильно расходятся. Печорина и Вернера можно сопоставить с героями романа Тургенева «Отцы и дети». Евгения Базарова и Андрея Штольца связывают дружеские отношения. Но особенно то, что они рассматривают возвышенное и прекрасное чувство материалистически. Базаров – нигилист и не собирается менять своих убеждений, а Штольц только показывает, что он тоже относится к нигилизму только потому, что он считает это модным. Дружеские отношения также связывают Евгения Онегина и Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении Евгений Онегин так же, как и Печорин, возвышает себя над другими, тем более над другом, и не хочет ни в чём уступать им.

Основные затруднения Задание 9 (включение анализируемого произведения в литературный контекст) В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером? В произведениях отечественной литературы немало героев, связанных приятельскими отношениями: Гринёв и Швабрин в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Аркадий и Базаров (И.С. Тургенев «Отцы и дети»). Наиболее яркое сходство наблюдается между парами Печорин – Вернер (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») и Онегин – Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Печорин считает, что в дружбе «из двух людей всегда один раб другого», он индивидуалист и, подобно Онегину, «не способен к дружбе». Онегин и Ленский «от делать нечего друзья», Евгений не без удовольствия лидирует в этом приятельстве и сам осознаёт это. Психологически и мировоззренчески Вернер даже ближе Печорину, чем Ленский Онегину.

Основные затруднения Задание 15 Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества? В произведении М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски» идёт повествование того, как лирический герой влюбляется в девушку. Образ этой девушки создают такие эпитеты, как «пленительные глазки», «лукавые уста». Но лирический герой с сожалением осознаёт, что ему никогда не быть со своей избранницей. Поэтому он воссоздаёт её образ в своих мыслях, мечтах. И эта самая разница между реальностью и мечтой создаёт ощущение одиночества, свойственное лирике Лермонтова.

Основные затруднения Задание 15 Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества? Тема одиночества основная в творчестве Лермонтова. Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» относится к позднему периоду, оно проникнуто трагизмом человека. Одинокому лирическому герою не хватает любви, он несчастен. И лишь воображение даёт ему возможность создать прекрасный образ. В своих воспоминаниях он хранит тот голос, те глаза, ту улыбку и сравнивает созданный им в мыслях образ с мечтой. С помощью таких средств выразительности, как эпитеты («пленительные, «лукавые»), метафоры («виденье ношу в душе»), восклицание во второй строфе («Счастливец!»), поэт передаёт настроение, которым проникнуто стихотворение. Но в четвёртой строфе мы видим, как лирический герой угасает, когда признаёт, что это всего лишь мечта быть вместе, он понимает это – «мы вновь увидимся, как старые друзья».

Основные затруднения Задание 16 В каких произведениях русской литературы звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»? Мотив быстротечности жизни у русских поэтов не очень востребован, но всё-таки есть ряд произведений, в которых затронута данная тема. В стихотворении «Всё мысль, да мысль!» Е.А. Баратынский, как и Есенин, рассуждает о прожитой жизни, о смерти и, подобно Есенину, находит в душе силы для светлого взгляда на мир. Он понимает, что смерть неизбежна и с этим нужно просто смириться. Стихотворение Н.А. Некрасова «Муза» тоже показывает отношение поэта к неминуемой смерти, в нём рассказан весь жизненный путь поэта: «Не забывала свиристель в моей кроватке муза». Лирический герой хорошо понимает, что жизнь быстротечна, и представляет, чем закончится его жизнь.

Основные затруднения Задание 17 Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»? В «Войне и мире» Л.Н.Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно искать ответ на поставленный вопрос.

Основные затруднения Задание 17 Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения «миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели.

Основные затруднения Задание 17 Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора, должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и старается навязать миру свою волю.