Опыт работы с вынужденно перемещенными лицами в Грузии От срочной помощи – к развитию и самодостаточности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт развития сельских территорий и управления проблемными регионами в Германии Харальд Хоппе, Министерство инфраструктуры и сельского хозяйства, Федеральная.
Advertisements

ПЫТКИ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КЫРГЫЗСТАН, 2012.
Гражданское общество в переходный период Семинар Московской школы политических исследований, Голицыно, 30 мая 2007 года Вячеслав Бахмин.
Улучшение жилищных условий многодетных семей Могут участвовать в программах: Могут самостоятельно приобрести жилое помещение (постановление Правительства.
Леонид Ким, генеральный директор дошкольного учебно-воспитательного центра «Достар» Заседание Клуба Института политических решений « Государственно-частное.
Комплексное развитие сельских территорий: мультисекторный подход Тамара Осташко.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Механизмы решения жилищных проблем в процессе реализации наукоградских программ.
« ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ » ДЛЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА И ИНЫЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ОЧЕРЕДНОСТИ В ДОМА - ИНТЕРНАТЫ Министр труда и социального развития Омской области: Дитятковский.
Минрегион России. Минрегион России. Субъекты РФ доведение бланков ГЖС График выпуска и распределения социальных выплат Выдача ГЖС гражданам БАНК
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Социальный диалог в Украине в условиях кризиса Родион Колышко Конфедерация работодателей Украины Советник LMD-Ukraine, 3 февраля 2009.
«Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в годах». Настоящее и будущее.» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
Долгосрочные решения. Определение Долгосрочное решение – любые средства, с помощью которых можно найти удовлетворительное и постоянное решение проблем.
1 Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года 600 в Ненецком автономном округе.
О жилищном строительстве Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Георгий Какачиа Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты 2009.
1 Основные итоги и перспективы развития жилищной сферы в Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской Федерации МИНРЕГИОН.
ГЧП как инструмент обеспечения новых районов объектами социальной инфраструктуры.
Транксрипт:

Опыт работы с вынужденно перемещенными лицами в Грузии От срочной помощи – к развитию и самодостаточности

Немного статистики Конфликты в Грузии: – конфликт в Цхинвали – около вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ) (и около – в Россию) – конфликт в Абхазии – зарегистрировано около ВПЛ 1998 – эскалация и карательная операция в Гальском районе Абхазии – около ВПЛ, многие из них – повторно 2008 – во время военных действий на территории регионов Шида Картли и Самегрело и в Кодорском ущелье зарегистрировано более новых ВПЛ. После частичного выполнения 6-пуктногосоглашения и возвращения населения на территорию, контролируемую центральным правительством, более «новых» ВПЛ из грузинских деревень Цхинвальского региона, Ахалгори и Кодорского ущелья

Изменение политического видения: программы 1992 – создание Комитета по делам беженцев и миграции. Основные функции – регистрация, расселение, получение и распределение гуманитарной помощи. До 1996 все меры носят временный характер, правительство и ВПЛ полностью ориентированы на возвращение. Все зарегистрированные ВПЛ получают ежемесячно минимальную помощь (от 2 до 4 лари), в некоторых коллективных центрах ежедневно выдают 400 г хлеба, ежемесячно выдают гуманитарные продукты. Все центральные министерства помогают в трудоустройстве «своих» ВПЛ 1996 – поток гуманитарной помощи уменьшается. Комитет преобразован в Министерство. С 1996 года Министерство участвует в ежегодной Конференции по миграции в Женеве, где адвокатирует ситуацию в Грузии

Проблемы расселения В период первого конфликта расселение производилось хаотично, поскольку предполагалось, что это временная мера, поэтому сперва людей заселяли в гостиницы, санатории и дома отдыха, затем - в детские сады, а затем пришла очередь приспособленных общественных зданий. При этом не учитывалось: Спефицика первоначального места проживания ВПЛ (город- село) Наличие рабочих мест (в тот момент была тотальная безработица) Необходимость дальнейшего использования зданий по прямому назначению (например, детских садов, больниц) Принадлежность к общине – у нас есть центры, где проживали представители разных общи Возможности инфраструктуры (например, что в санатории нет кухонь, и канализация на рассчитана на такое количество постоянно проживающих людей)

Проблемы расселения В результате неправильной эксплуатации «коллективные центры» постоянно нуждались в ремонте К 2005 году соотношение проживающих в «коллективных центрах» и в частном секторе было примерно 43% к 57% - ам. В 2005 году, Специальный Представитель Генерального Секретаря ООН делает доклад а положении ВПЛ в Грузии, после чего начинается работа по созданию Стратегии в отношении ВПЛ. Основное внимание уделяется ВПЛ, живущим в коллективных центрах – считается, что они менее интегрированы, чем ВПЛ в частном секторе

Задачи Стратегии вынужденно перемещенных вследствие конфликтов 90-х и войны 2008 года лиц ( семей) семей, уже обеспеченных постоянным жильем в 2010 году семей, нуждающихся в обеспечении постоянным жильем Социально-экономическая интеграция и доступ к квалифицированной медицинской помощи и качественному образованию; Перестройка системы управления Министерства для эффективного руководства процессом внедрения Стратегии; повышение возможностей Министерства Всего на внедрение Стратегии необходим примерно 1 миллиард долларов США, в 2010 году удалось собрать около 88 миллионов, за 2008 – 2009 потрачено около 131 миллиона, всего 219 миллионов.

Финансы 2008 год – запланировано было 62 миллиона лари, из-за военных действий бюджет был удвоен – 129 млн. Лари Строительство коттеджей – Мировой Банк (через фонд муниципального развития) – 1263 в 9 поселениях, потрачено 34,32 млн. Лари, средняя стоимость коттеджа – лари ( долларов) Европейская Комиссия (через муниципалитет Мцхета) коттеджей Министерство иностранных дел Германии - 6 млн евро, 300 коттеджей улучшенной планировки Турецкое агентство развития – 100 коттеджей

Финансы и другие ресурсы В 2009 году бюджет Министерства составил 64 млн. Лари Запланированная реабилитация «старых» коллективных центров – 85,39 млн. Лари для реабилитации 8092 квартир (переделка под жилой фонд, пристройка кухонь, санузлов, крыша, канализация, электросчетчики) Для 1684 семей выдана финансовая помощь в размере долларов США для решения проблемы устойчивого жилья Земля: семей получили участки, из них 860 Гa - получили пахотные участки 195 Гa – приусадебные участки

Скмма, полученная а результате донорской конференции 2008 г. $350.2 million: Ministry of Refugees and Accommodation Projects and ProgramsDonor Com. in million USD* disbursed in million USD** of which disbursed in 2008 of which disbursed in 2009 % disbursed sign dateend dateStatus Regional and Municipal Infrastructure Development Project (IDP housing component) WB %3-Oct-0830-Jun-13completed,the remainder will be added to the EC funds (EUR 3 mln)for IDP infrastructure Emergency Rehabilitation of IDP Housing in Western Georgia KfW8,7 0%19-Dec-0830-Mar-11ongoing, will be retroactively financed Housing for August 2008 conflict effected IDPsGTZ11,3 100%18-Dec-0831-Oct-09Completed IDP housing I (budget support)EC12,713,9 100%5-Dec-0831-Dec-08Completed IDP housing II (budget support)EC72,655,5 76%1-Jun-091-Jun-13under implementation IDP housing/infrastructure (budget support)EC57,7 in 3 annual tranches in 2010, 2011 and 2012, to be signed shortly IDP housing and related infrastructureUSA42 consultations underway TOTAL 219,986,713,972,839,4% *exchange rates are as of the date of signing **exchange rates are as of the date of actual disbursement

Фонды, использованные для имплементации предыдущего Плана действий EC IDP Part 3: 43,5 million Euros, 27 млн. отсюда – на строительство жилья USAID 42 млн USD, 39 million USD (27,9 million Euros) – на ремонт и строительство новых центров, а также ремонт в новых поселениях Другие KFW 2,8 млн. Евро – строительство в Зугдиди Ministry of Refugees and Accommodation

Статистика после последней регистрации Общее количество регистрированных ВПЛ после конфликтов 90-х годов («старые» ) и войны 2008 года(«новые») - 271,919 человек, или 87,467 семей (коэффициент 3, 109) В частном секторе 84 %: 227,944 людей, 73,250 семей, (rate 3,112); В коллективных центрах 16%: 43,975 людей, 14,217 семей (rate 3,093). в том числе, специфические категории: «повторные ВПЛ»: (уже имевшие статус перед войной 2008 года) 4,272 в регионе Шида Картли; «Новые» ВПЛ: (после августа 2008) 20,563; «Старые» ВПЛ: ( ) 247,084.

Устойчивое расселение Под устойчивым расселением понимается весь спектр решений, которые позволят снять проблему жилья для ВПЛ в долгосрочной перспективе. Сюда относится: Приватизация того временного жилья, где сейчас проживают семьи ВПЛ (передача в собственность) Поиск пустых или недостроенных зданий, которые могут быть переоборудованы, достроены, отремонтированы и переданы ВПЛ в собственность Покупка сельских домов с участками земли, или квартир (новое направление) Переселение в социальные дома (без права собственности) Строительство новых жилых корпусов Финансовая помощь для покупки жилья, а также участие в ипотеке

Проблемы устойчивого расселения Большинство существующих бывших коллективных центров нуждаются в ремонте и в значительной переделке для соответствия стандартам, поэтому перед приватизацией необходимо проведение ремонта (до лари на 1 квартиру) В прежние годы многие ВПЛ уже приватизировали свое жилье, которое не соответствует стандартам, а по закону, второй раз они получить жилье не могут Критерии, созданные для определения наиболее нуждающихся, не дают возможности четкой дифференциации Недостаток финансов – в каждом Плане действий, исходя из имеющихся ресурсов, заложено несколько тысяч семей, что растягивает перспективу Из-за того, что программа расселения началась более чем через 15 лет, семьи выросли и появились новые поколения ВПЛ, также претендующие на жилье

Устойчивое расселение Правительство Грузии, с помощью доноров, помогло разрешить проблему устойчивого расселения для 29,733 семей 4,396 ВПЛ семей не нуждаются в решении проблемы жилья. В настоящее время, жилищные проблемы 51,416 семей ВПЛ пока не решены. Для уточнения ситуации, в году Министерство провело очередную регистрацию. Во время регистрации заполнялся специальный опросник, помогающий выявить основные нужды ВПЛ В Плане действий, утвержденном на годы, заложены следующие параметры: Реабилитация 1000 жилых квартир - 5 млн. лари

Новый План действий Экспертиза, реабилитация заброшенных зданий (980) – требуется 11,2 млн, 1 млн. Предполагается для закупки 150 квартир в частном секторе, И 11 млн – на закупку 550 домов в сельской местности (финансирование – от KFW n SDC)\ Предполагается построить 1670 квартир, на это требуется в 2015 году 52 млн; на 9 млн. Будут закуплены индивидуальные квартиры(360),, а на 3,7 млн – построено 143 индивидуальных дома

Закон о вынужденно перемещенных лицах - преследуемых Дает возможность получения статуса как лицам, непосредственно покинувшим оккупированную территорию, так и тем, кто пострадал от последствий оккупации (приграничные села) Устанавливает недискриминационные правила для ВПЛ Защита от выселения Критерии расселения (отдельный пакет) Финансовую помощь в размере 45 лар (20 евро) получают ежемесячно все ВПЛ, чей доход ниже 1250 лари ВПЛ могут выбрать – получать ли помощь по статусу, или обратиться в программу социальной помощи

Критерии расселения Вне очереди жилье получают лица, проживающие в аварийных коллективных центрах Система присуждения баллов - каждый претендующий на жилье заполняет аппликационную форму Баллы – зв проживание в коллективном центре, тем, кто снимает жилье, тем, у кого в семье есть лица с ограниченными возможностями, погибшие за территориальную целостность Грузии, дети-сироты, одинокие родители Социальное положение (соц. Незащищенность) Поощряется переезд в сельские районы, особенно из столицы

Вклад в развитие источников существования Мировой Банк - 2,2 млн Правительство Норвегии – 6 млн. Агентство развития Швеции Агентство развития США Европейская Комиссия – инструменты стабильности: начиная с 2009 года Сейчас ( ВПЛ 4) – 19 млн, отсюда 10 млн – прямая помощь бюджету 4 млн – через НПО 3 млн – на сельские программы через ФАО

Координация и менеджмент Первоначально выполнение Плана действий координировалось Министерством, и эта координация плохо работала. Во время военных действий, когда координация перешла в Мин. финансов и в офис премьера, ситуация изменилась В 2009 г. Был создан Руководящий Комитет. Решения Руководящего Комитета(РК) являются обязательными в отношении выполнения Государственной стратегии - это решило множество проблем легитимности решений, принимаемых ранее Координирующей группой Министерства, поскольку в рамках РК решения легитимизируются присутствием главных доноров, а также организаций, занимающихся юридической защитой ВПЛ и НПО. Руководящий Комитет создает рабочие группы, планирует исследования, определяет финансовые приоритеты, утверждает рабочие документы и планы (которые затем утвверждаются правительством)

4 Главных урока Координация между правительством, гражданским сектором и международными фондами нужждается и институциональном механизме – в нашем случае Министерство создало руководящий комитет Своевременная регистрация и создание стратегии являются первоочередной задачей. Созданная инфраструктура в дальнейшем может быть использована для других социально-незащищенных слоев населения, но создание инфраструктуры сразу очень важно,тем более что основные фонды международной помощи идут в страну именно в период неотложной помощи ВПЛ не являются проблемой, они вместе с обществом должны решать возникшие проблемы, Участие ВПЛ с самого начала в принятии решений позволит избежать многих дальнейших осложнений. Роль академии и гражданского общества невозможно переоценить, поскольку они остаются наиболее постоянными акторами в обществе

Извлеченные уроки 1. Финансовая помощь ВПЛ – переход от «помощи по статусу» к помощи по нуждам планируется с 2010 года, но до сих пор не осуществлен: ни в одном законе не были установлены временные рамки помощи 2. Выделение одних групп перед другими создает проблемы внутри ВПЛ общины 3. При расселении необходимо учитывать специфику : городские/сельские жители, наличие инфраструктуры и безопасность (приграничные территории) 4. Министерство являлась эксклюзивной структурой, которая постоянно работала с НПО и международными организациями – это важный опыт 5. Полезным была постоянная коммуникация со Спец. Представителем Генсека ООН по ВПЛ – его доклады имеют значение для финансирования проектов 6. В нашем случае, произошло резкое ослабление потенциала ВПЛ – необходимо с самого начала заниматься психологической и медицинской реабилитацией и создавать группы самопомощи

Извлеченные уроки Женщины являются хорощими организаторами общин,их нужно готовить и хорошо использовать Резолюцию 1325 ООН и другие международные инструменты, напрямцю не связанные с ВПЛ, поскольку ВПЛ не защищвют международные конвенции МЫ потеряли много времени, пока государство осознало, что интеграция яявляется необходимым условием выживания. К этому времени, большинство зданий, где проживали ВПЛ, пришли в полную негодность, и их реабилитация потребовала огромных средств. Жилье является неотложной задачей, но если ставить задачи по порядку, а не параллельно решать их, то никогда не решится главная проблема – самодостаточность ВПЛ. ВПЛ с самого начала должны принимать участие в решениях о своем будущем, у них есть это право, и они будут более ответственно относиться к исполнению решений

Помощь которая была оказана Грузии Украиной в 2008 году 5 самолeтов с гуманитарной помощью – всего 156 тонн на 9 миллионов долларов США – помощь для тушения пожаров в лесной зоне (через территорию Турции) 2 самолета с детьми для отдыха в Ялте (принимали на самом высоком уровне). еще дополнительно 50 человек в Херсоне, Севастополе, Луцке Отдельно – помощь от Сумской области – долларов США 10 миллионов гривен на реабилитацию жилья – всего на общую сумму 50 млн. Долларов США Медицинские программы: 11 дети и 11 взрослых –посланы на реабилитационные программы Клиника Филатова – сестрам Мушкудиани сделана операция