Урок по теме: «Страницы жизни Причастия» Цель урока: систематизировать знания о причастии; закрепить умения причастии; закрепить умения находить причастия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Страницы жизни Причастия Урок-исследование по теме «Причастие»
Advertisements

1 Эпиграф: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
Причастие-это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой(ая,ое,ие)? образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию, изменяется.
Урок-практикум по теме «Причастие» на материале лингвистических рассказов в 6 классе Разработала учитель русского языка Зебляковской средней школы Шелепова.
Пятое декабря. Классная работа.. Определение. Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. В. И. Даль.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
ОТГАДАЙ Вот свойство моё обязательное : Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. ПРИЧАСТИЕ.
1.Ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия. 2.Формирование умения различать причастия и прилагательные. 3. Повторить грамматические.
Причастие как часть речи. Цели урока Систематизация знаний по теме « Причастие ». Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Формирование.
Загадочная страна «Причастие» Урок русского языка в 6 классе подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!!!. Домашнее задание:создайте мини-текст (5-7 предложений) по картине, используя причастия.
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль.
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Загадочная страна… Урок русского языка в 7 классе. Учителя Ковальчук Натальи Юрьевны ООШ I – II ступеней с.Молодежного.
«Правописание причастий». Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П.Чесноков.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
Урок русского языка по теме «Причастие и деепричастие: морфология, орфография, синтаксис и пунктуация» Подготовила и провела учитель Зыкова Е.Н.
Загадка Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное, На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков.)
Причастие – это часть речи, которая обозначает признак по действию, проявляющийся во времени. Крутящаяся юла, крутившаяся юла Причастие отвечает на вопросы.
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Транксрипт:

Урок по теме: «Страницы жизни Причастия» Цель урока: систематизировать знания о причастии; закрепить умения причастии; закрепить умения находить причастия и находить причастия и определять его грамматические признаки, грамматические признаки, находить и правильно писать находить и правильно писать орфограммы в причастии, орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот. выделять запятыми причастный оборот.

Глагол + Прилагательное = Причастие В значении причастия Так приняли участие, Глагол и прилагательное Что оба в нем влиятельны. Глагол + Прилагательное = Причастие В значении причастия Так приняли участие, Глагол и прилагательное Что оба в нем влиятельны. Прилагательное Глагол Причастие Причастие Обозначает признак предмета (сухие листья) Обозначает действие предмета (листья засохли) Обозначает признак предмета по действию (засохшие листья)

Выберите подарки глагола и прилагательного причастию Подарки глагола: Подарки глагола: Подарки прилагательного: Подарки прилагательного: вопросы что делать? что сделаллть? вопросы какой? каков? род,возвратность, переходность, вид, наклонение, время, род, число, падеж, склонение, определение, сказуемое вопросы что делать? что сделаллть? вопросы какой? каков? род,возвратность, переходность, вид, наклонение, время, род, число, падеж, склонение, определение, сказуемое

«Склоняюсь я, как прилагательное…» Вот свойство моё обязательное: Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. Глагол по значению напоминаю.

Вставьте пропущэные буквы Блеснуть на потемневшееее…м горизонте, под раскрывш…моя парашютом, раздаваться в посвежевшии…м воздухе, под отяжелевшии…ми облаками, видневш…вся сквозь ограду сад, нарядивш…ася по-летнему девчата, усыпан…й жёлтыми листьями аллее, с угасающ…м летним днем, в растут…м по дороге кустарнике, затухающиеие… пламя костра. Блеснуть на потемневшееее…м горизонте, под раскрывш…моя парашютом, раздаваться в посвежевшии…м воздухе, под отяжелевшии…ми облаками, видневш…вся сквозь ограду сад, нарядивш…ася по-летнему девчата, усыпан…й жёлтыми листьями аллее, с угасающ…м летним днем, в растут…м по дороге кустарнике, затухающиеие… пламя костра.

Действовать или страдать? Суффиксы приходят на помощь: Суффиксы приходят на помощь: Время Действительн ое Страдательно е Настояще е -ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-) - им- - им- Прошедш ее -вш-, -ш- -эн-, -н-, -т-

Вставьте пропущэные буквы, выделите суффиксы действительных причастий. Изб…роющие командира, зад…павший нос, прик…снявша яся к плите, зак…равшан на берегу, предл…живший дружбу, выр…стающий на глазах, прил…гающий усилия, забыл…ставший после уборки, зам…роющий от восторга, прот…роющий глаза.

« Я разрываюсь напополам…» н н н 1. Если причастие имеет приставку (кроме не): сварэна я рыба; 2. Причастие имеет зависимые от него слова: жарэна я в масле рыба; 3. Причастие совершэного вида: решэный пример; 4. Причастие образовано от глагола с суффиксами –ова-, -ева-: маринованые грибы Если причастие не Имеет ни одного из Перечислэных признаков, оно пишется с одним н: варена я рыба, жарена я рыба.

-Раскройте скобки, объясните написаллллние Н и НН в причастиях. Показа(н, н)ый фильм, слома(н, н)ый бурей сучок, враги окружен(н, н)ы, Показа(н, н)ый фильм, слома(н, н)ый бурей сучок, враги окружен(н, н)ы, застолье(н, н)а я шерстяным одеялом кровать, краше(н, н)ые стены, огни потуши(н, н)ы, брошь(н, н)а я лодка, фаршировка(н, н)ый перец, варё(н, н)ый в кастрюле картофель, маринова(н, н)ые овощи. застолье(н, н)а я шерстяным одеялом кровать, краше(н, н)ые стены, огни потуши(н, н)ы, брошь(н, н)а я лодка, фаршировка(н, н)ый перец, варё(н, н)ый в кастрюле картофель, маринова(н, н)ые овощи.

« Меня укорачивают!» Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Как изменяются краткие страдательные причастия? Как изменяются краткие страдательные причастия? Какова их синтаксическа я роль в предложении? Какова их синтаксическа я роль в предложении?

Раскройте скобки, распределите слова по группам Краткие причастия Краткие причастия краткие прилагательные краткие прилагательные Бойцы мужестве(н, н)ы Бойцы мужестве(н, н)ы вещь спряталл(н, н)а статья написалллл(н, н)а вещь спряталл(н, н)а статья написалллл(н, н)а речи торжестве(н, н)ы задание проверь(н, н)о речи торжестве(н, н)ы задание проверь(н, н)о картины нарисовалл(н, н)ы документы подали(н, н)ы картины нарисовалл(н, н)ы документы подали(н, н)ы герои ю(н, н)ы ошибки исправленыны(н, н)ы герои ю(н, н)ы ошибки исправленыны(н, н)ы

Орфография. не с причастиями не с причастиями Слитно 1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделаллное задание). 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь). Раздельно 1. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделаллное мною задание. 2. Если в предложении есть противопоставление с союзом а (В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы). 3. Кода не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не (отнюдь не решэна я задача). 4. С краткими причастиями (книга не прочитана).

Объясните написаллллния НЕ с причастиями. (Не)прочитана я повесть, (не)навидящий ложь, (не)думать над (не)решэной проблемой, никогда (не)улыбающився человек, (не)скошэна я трава, (не)разрушэный, а целый, (не)защищэное от ветра лицо, урок (не)выучен, вовсе (не)изучэный вопрос, (не)нашедший дороги отряд (Не)прочитана я повесть, (не)навидящий ложь, (не)думать над (не)решэной проблемой, никогда (не)улыбающився человек, (не)скошэна я трава, (не)разрушэный, а целый, (не)защищэное от ветра лицо, урок (не)выучен, вовсе (не)изучэный вопрос, (не)нашедший дороги отряд

Я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпаной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел два почти соединэных ореха почему-то не сорваных забытых нами. (По Ю.Бондареву) Я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпаной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел два почти соединэных ореха почему-то не сорваных забытых нами. (По Ю.Бондареву) Расставьте знаки препинания, выделите графически причастные обороты.

Дополните текст причастными оборотами. Был утрэний час. В огромном лесу стоял тонкий пар (?). Охотник (?) двигался вдоль реки. Был утрэний час. В огромном лесу стоял тонкий пар (?). Охотник (?) двигался вдоль реки. Веткой (?) охотник отметил след и пробрался к воде. Туман ещё не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля (?). Его свернутые паруса(?) ожили. Ветер (?) лениво теребил их. Всё было белым, кроме парусов. Веткой (?) охотник отметил след и пробрался к воде. Туман ещё не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля (?). Его свернутые паруса(?) ожили. Ветер (?) лениво теребил их. Всё было белым, кроме парусов. Охотник удивлэно протирал глаза (?). Паруса были алые. (По А. Грину) Охотник удивлэно протирал глаза (?). Паруса были алые. (По А. Грину) Слова для справок: Слова для справок: покинувший свой костер покинувший свой костер дующий с берега дующий с берега поражэный чудом поражэный чудом отломлэной от дерева отломлэной от дерева расправлэные ветром расправлэные ветром медлэно повертывающегося к устью реки медлэно повертывающегося к устью реки наполнивший всё страными видениями наполнивший всё страными видениями

Физкульт «ура»! Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И скорей к себе прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей! ___________________________ Мы на месте ходим в ногу, Словно вышли на парад. (ходьба на месте) Отдохнули мы немного, Снова парты ждут ребят.

Домашнее задание. Перед вами предложения. Какой это вид народного творчества? Найдите в предложениях причастия, охарактеризуйте их, выделите суффиксы причастий, объясните все изучэные орфограммы по теме «Причастие». Перед вами предложения. Какой это вид народного творчества? Найдите в предложениях причастия, охарактеризуйте их, выделите суффиксы причастий, объясните все изучэные орфограммы по теме «Причастие». За одного битого двух (не)битых дают. За одного битого двух (не)битых дают. (Не)пойман – (не)вор. (Не)пойман – (не)вор. Пролитую воду не соберешь. Пролитую воду не соберешь. Что написалллл(н, н)о пером, того не вырубить топором. Что написалллл(н, н)о пером, того не вырубить топором. Сказа(н, н)ое слово серебряное, а (не)сказа(н, н)ое – золотое. Сказа(н, н)ое слово серебряное, а (не)сказа(н, н)ое – золотое. Сказа(н, н)о – сделалл(н, н)о. Сказа(н, н)о – сделалл(н, н)о.